Сегодня 24 мая, и этот день имеет огромное историческое значение для России. Ровно 124 года назад, в 11:15, в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» состоялась торжественная церемония спуска на воду крейсера 1-го ранга «Аврора». На церемонии присутствовали император Николай II, а также императрицы Мария Федоровна и Александра Фёдоровна, наблюдавшие за происходящим из Императорского павильона.
Три сестры
Как и её «сестринские» корабли — «Паллада» и «Диана», крейсер «Аврора» был назван в честь одного из парусных фрегатов Балтийского флота, который был связан с событиями на дальневосточных рубежах Российской империи. Этот фрегат совершил плавание из Кронштадта до Камчатки и обратно, приняв активное участие в обороне Петропавловского порта (ныне Петропавловск-Камчатский) от превосходящих сил англо-французской эскадры во время Крымской войны.
Интересно, что на момент спуска крейсера «Аврора» на воду на его борту находились минимум два члена экипажа того самого фрегата «Аврора»: 78-летний отставной матрос Аким Павлов и бывший вахтенный начальник фрегата Константин Пилкин, который к 1900 году уже дослужился до адмирала. Кстати, Пилкин, будучи председателем Морского технического комитета, возглавлял проектирование крейсеров серии «Паллада».
Крейсер «Аврора» относился к первой серии стальных океанских бронепалубных крейсеров 1-го ранга, спроектированных и построенных в России. В связи с этим, как и любой новый технический проект, она не была лишена недостатков. «Медлительная», «слабо вооружённая», «устаревшая ещё на стапеле», «заграницей строят лучше» — так отзывались специалисты об «Авроре» на момент её ввода в эксплуатацию. Тем не менее, судьба этого корабля оказалась удивительной, несмотря на первоначальные негативные оценки.
12 жизней «Авроры»
- Первый раз «Аврора» могла погибнуть 14 мая 1905 года в Цусиме.
- Во время Первой мировой войны корабль вновь оказался под угрозой гибели, но судьба уберегла его от попадания на мину или торпеду. Из-за изношенности корпуса и механизмов крейсер был отправлен на капитальный ремонт в Петроград. О том, как он прославился в 1917 году, известно многим.
- В третий раз «Авроре» повезло 30 марта 1918 года, когда контрреволюционеры подложили на корабль взрывное устройство, но крейсер уцелел. Четвёртая угроза возникла в 1919 году, когда его планировали затопить, чтобы преградить путь кораблям интервентов. Однако этого не произошло. Пятый раз крейсер избежал гибели после Гражданской войны, находясь на долговременном хранении в Кронштадте. Устаревший и разоружённый, он мог быть разделан на металлолом, но был превращён в учебное судно для Рабоче-Крестьянского Красного флота.
- Шестой раз «Авроре» повезло в 1941 году с началом Великой Отечественной войны. Из-за этого корабль, достигший предела своей ремонтопригодности, не был списан и не передал своё имя новому советскому крейсеру.
- Седьмое чудесное спасение произошло, когда крейсер пережил Вторую мировую войну, несмотря на разоружение и отсутствие команды. Он не перевернулся и не был разрушен нацистскими снарядами и бомбами, а аккуратно лег на дно мелкой гавани Ораниенбаума.
- Восьмое везение «Авроры» связано с постановлением исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, принятого в августе 1944 года, согласно которому крейсер должны были поднять и привести в порядок для использования в качестве музея и учебной базы для нахимовцев.
- Девятое спасение произошло 3 мая 1945 года, когда после подъёма со дна в крейсер через неисправный кингстон левого борта начала поступать вода. Спасательные возможности были ограничены, и корабль уже накренился на левый борт, угрожая перевернуться. Было принято решение снова затопить «Аврору», и она легла на грунт на глубине 9 метров, избежав переворота.
- Десятое везение проявилось в том, что страна, восстанавливающаяся после Великой Отечественной войны, нашла ресурсы для подъёма, ремонта и установки «Авроры» на вечную стоянку у Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
- Одиннадцатое спасение произошло в середине 1980-х годов. К 1984 году подводная часть корпуса, построенная в 1896-1900 годах, пришла в удручающее состояние. Возник вопрос: как ремонтировать корабль? Историки настаивали на применении аутентичных технологий, что было долго и дорого, а экономисты - на современных материалах, что позволило бы закончить ремонт быстрее и дешевле. Победили экономисты, и крейсеру полностью заменили подводную часть корпуса с использованием электросварки. Это позволило завершить реставрацию к августу 1987 года. Если бы выбрали первый вариант, работы затянулись бы до следующего десятилетия, и в условиях «лихих 90-х» проект мог бы не быть завершён.
- В двенадцатый раз «Аврора» спаслась в 2014-2016 годах, когда, несмотря на сложную экономическую ситуацию, удалось провести новый ремонт и реконструкцию.
Сегодня Ордена Октябрьской революции Краснознамённый крейсер «Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. После реконструкции в 2016 году он вернулся на своё постоянное место стоянки. Легендарная «Аврора» носит звание корабля №1 ВМФ России.