Предыдущая глава:
По итогу нашего восхождения осталось немного двойственное ощущение. С одной стороны, главная задача была выполнена. Высоту взяли. Но восхождение с ратраком – это все-таки не тоже самое, что честное восхождение. Безусловно, короткий срок акклиматизации накладывал свои ограничения. Ведь рекомендуемый еще с советских времен норматив – 13 дней. Что подразумевает несколько дополнительных дней на разных высотах. Даже то, что мы провели 2 дополнительных вынужденных дня внизу уже дал значительную прибавку в выносливости и готовности организма к высоте.
Ноги окрепли. Организм привык к кислородному голоданию. Мы уже немного «знали себя на высоте». При полноценной акклиматизации, думаю, мы смогли бы зайти и «по-честному».
Пожалуй, это единственное, что вызывает у меня чувство незаконченности. Да, до вершины мы также добрались с видимостью в 50 метров. Но это меня расстраивает не сильно. Зато последние часы подъема были более волнительными и экстремальными. Да и вообще очень повезло, что все удалось, спасибо нашим гидам, выбравшим единственно возможную тактику в сложившихся климатических условиях. Так что, тут претензий у меня нет. При нас несколько групп не взошли накануне.
Одним из ключевых вопросов, который мне удалось прояснить – это поведение моего организма на высоте. До этого, наш визит на Кхардунг-Ла оставил ощущения, что организму там очень нехорошо. И могут быть проблемы. Но акклиматизация с нагрузками сделала свое дело. Организм не подвел. Спасибо ему за это.
Спасибо и Эльбрусу, что дал нам взойти. Раз в несколько лет на Эльбрусе случаются крупные трагедии, в том числе с опытными альпинистами. Годом ранее группа попала в тяжелые метеоусловия,
5 человек погибли, еще 11 получили серьезные обморожения. В 2006 году из 12 человек вернулся 1… Это далеко не единичные случаи. Эльбрус, несмотря на свой невысокий рейтинг опасности по международной классификации, не прощает халатности. В этот раз он был благосклонен к нам. Но в горах, как нигде, понимаешь, что далеко не все зависит от человека. Хотя опыт и «чуйка» максимально снижает риски. Нам очень повезло с инструкторами. Каждый из них суммарно провел по несколько лет на склоне и повидал всякого…Еще раз хочется выразить им благодарность.
Восхождение в горы – это в том числе вопрос самоконтроля и воли. Умение справляться с собой. В одно из первых моих погружений с аквалангом я испытал легкую паническую атаку. Для погружения на пояс вешается тяжелые металлические грузы. Благодаря им тебя тянет на дно. Когда я оказался на глубине, я ощутил, что не могу всплыть. Пояс давил вниз, уводя меня под воду. Сразу стало казаться, что воздуха из баллона не хватает. Инстинкт подсказывал, что нужно выплюнуть загубник акваланга и, преодолев тяжесть груза, вырваться на поверхность, чтобы глотнуть живительный воздух. И именно силой воли удалось сдержать этот ошибочный, и довольно-таки опасный порыв, сосредоточится на глубоком вдохе-выдохе, вдохе-выдохе. До тех пор, пока мозг не понял, что кислорода вполне достаточно.
Здесь, на высоте тоже приходилось справляться с моментами слабости. Когда понимаешь, что идти еще много часов, а уже кажется, что очень устал. В эти моменты ты переключаешь свое сознание на такой «спящий режим», когда сосредотачиваешься просто на текущих монотонных действиях, шаг – упор палкой – вдох – шаг – упор палкой – выдох. И все внимание на том, чтобы этот нехитрый цикл был максимально ритмичный, без сбоев. Как движение шестеренок и стрелок часов. Это очень помогает восстановить не только дыхание и функциональность тела, но, и, что очень важно, психический фон. Поэтому, восхождение к вершине, это – общение со своим телом. Еще я мог бы сравнить это с пилотированием сложной техники, когда ты постоянно смотришь за кучей датчиков: усталость, дыхание, наличие замерзающих или обгорающих мест на теле, изъянов в экипировки, голод, жажда. И для ровного хода всей машины нужно постоянно корректировать тот или иной параметр.
Ну, а горы… Горы – это потрясающе. В любом ракурсе, они притягивают взгляд, вызывают внутри трепет. Наверное, мы, люди, редко видим перед собой что-то невообразимо огромное. Живя в городе, таких объектов просто нет. Да и в природе средней полосы России тоже. Да, бескрайние поля… но поля – это пустота. Пространство. А горы – это нечто, перед чем ты ощущаешь себя несоизмеримо малым. И эти снежные исполины вызывают восторг, на каком-то очень глубоком уровне мозга.
А картина, как мощный грозовой фронт штурмует Большой Кавказский Хребет, останется со мной навсегда….
#путешествия_по_россии
#россия
#кавказ
#туризм
#горы
#альпенизм