Петербург недаром называют городом заброшенных особняков. В бывшей столице Российской империи сохранилось огромное количество старинных роскошных зданий. Когда-то в этих особняках кипела жизнь богатых петербургских транжир. Ныне же они стоят заброшенными и вход в них запрещен как горожанам, так и туристам.
Один из таких закрытых петербургских особняков находится в промзоне на Васильевском острове. Снаружи — это мрачное и совершенно малоприметное здание в стиле эклиптики с тремя ризалитами. Изнутри же особняк поражает своими поистине великолепными роскошными интерьерами, по богатству схожими с лучшими и самыми богатыми княжескими дворцами Петербурга.
Как неграмотный крестьянин стал заводчиком
Принадлежал этот роскошный особняк Николаю Брусницыну, таинственной личности с неизвестным происхождением. История даже не сохранила в точности, к какому сословию принадлежал этот человек. Считается, что он был неграмотным вольным крестьянином. Но в некоторых источниках также упоминается, что Брусницын все же был небогатым купцом третьей гильдии.
В любом случае человеком Николай Николаевич оказался очень предприимчивым. Известно, что приехал он в Петербург из какого-то маленького городка Тверской губернии. Прибыв в столицу, Брусницын скопил немного денег и открыл свою кожевенную мастерскую.
В первое время на его мини-производстве работало всего 10 человек. Позднее мастерская Брусницына разрослась в большую фабрику с персоналом в 600 человек. В конечном итоге завод Николая Николаевича стал самым крупным кожевенным предприятием в Российской империи.
В год Брусницыны выделывали до 100 000 кож. На фабрике изготавливалась конская сбруя, сумки, обувь, ремни, портмоне и т. д. Эту свою продукцию купцы продавали в лучших магазинах Петербурга. В конечном итоге Брусницыны настолько разбогатели, что смогли позволить себе не только яхту, которую они перекупили у какого-то немецкого кронпринца, но и роскошный особняк.
Дом рядом с фабрикой
Дом Брусницын приобрел, расположенный прямо рядом с его фабрикой. Изначально он принадлежал одной из петербургских купчих. Позднее сыновья Николая Николаевича достраивая и перестраивая, превратили этот небольшой дом в настоящий роскошный особняк.
Интерьеры этого купеческого дома поражали воображение петербуржцев. Денег на отделку своего семейного гнезда Брусницыны не пожалели.
К сожалению, полностью обстановка особняка до наших дней не сохранилась. Комнаты в доме стоят пустыми, практически без какой-либо мебели. Но облицовка стен и потолка в огромных помещениях особняка, к счастью, сохранилась. По этому оформлению можно судить, насколько великолепным был дом Брусницыных в те времена, когда здесь жили его хозяева.
Войдя в дом, гости богатых купцов попадали на мраморную парадную лестницу со скульптурами в виде женских фигур.
Белая танцевальная зала
Поднявшись по этой лестнице, и пройдя под аркой, посетители попадали в поистине роскошную Белую танцевальную залу, украшенную в стиле Людовика XV. Интересным можно считать то, что в наше время в этой зале снимался клип группы «Король и шут» «Фокусник».
Люстра, находящаяся в Белом танцевальном зале, была повешена уже в советское время. Об этом можно судить по украшающим плафон серпу и молоту.
Легенда о зеркале
Об особняке Брусницыных, еще во времена Российской империи начала ходить одна необычная легенда. Когда-то в Белой танцевальной зале висело зеркало, обладавшее мистическим мрачным свойством.
Петербуржцы рассказывали, что изначально это зеркало находилось то ли в усыпальнице самого графа Дракулы, то ли просто где-то рядом с его прахом. Результатом стало то, что артефакт приобрел устрашающие качества.
Смотреться в это зеркало никому не рекомендовалось. Люди, видевшие свое отражение в нем, испытывали неосознанный страх, а некоторые даже замечали в его глубинах кого-то страшного. Позднее судьба этих людей резко менялась не в лучшую сторону.
Огромное зеркало в Белой танцевальной зале особняка Брусницыных висит и поныне.
Но, конечно же, это совсем другое зеркало. Заметив мрачные свойства привезенного из Италии артефакта, купцы, по легенде, убрали его от греха подальше.
Члены семьи Брусницыных не были людьми, склонными к мистике, а потому поначалу списывали свои участившиеся болезни и ночные кошмары на случайное совпадение. Но, когда в семье произошла настоящая трагедия — скончалась внучка, купцы все же убрали зеркало в чулан.
Пропавший директор советской фабрики
В советское время, по легенде, зеркало продолжило свое мрачное дело. Однажды его увидел директор советской кожевенной фабрики и приказал повесить его у себя в кабинете. Через некоторое время директор исчез вместе с рабочим, делавшим ремонт в его кабинете. Легенда гласит, что после этого зеркало переместили в подвал, где оно, возможно, находится и поныне.
Может быть, именно эта легенда вдохновила Михаила Булгакова, когда он описывал свою «нехорошую» квартиру, из которой пропадали люди.
Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий.
Булгаков "Мастер и Маргарита"
Золотая гостиная
В Золотой гостиной особняка Брусницыных сохранилась тканевая шелковая отделка стен, а также роскошная люстра с углубленным плафоном.
Особенностью отделки этого помещения считается квадрозолото. То есть стены здесь облицованы элементами, оформленными сразу четырьмя видами позолоты.
Мавританская курительная
Курительная в доме Брусницыных была оформлена в мавританском стиле. Такой стиль в XIX в. был в большой моде как у купцов, так и у знати. Мавританские комнаты можно видеть во многих известных дворцах и особняках Петербурга.
К примеру, такая гостиная есть в Юсуповском дворце на Мойке. Особенностью курительной комнаты Брусницыных считается наличие люстры-плафона в виде кальяна. Кабинет по стилю и роскоши напоминает красивую шкатулку или придомовую мечеть какого-нибудь султана.
Деревянная столовая
Есть в особняке Брусницыных и зал, облицованный деревом. Купцы использовали эту комнату в качестве столовой. Потолок в зале также выглядит деревянным, но это лишь имитация. На самом деле потолок просто выкрашен под дерево.
В столовой особняка сохранился, в том числе и один из предметов интерьера времен Брусницыных — поистине огромный деревянный буфет.
Когда-то стены в этой комнате были обтянуты кожей. В советские времена их оклеили обоями. Еще в 90-е в столовой стояли огромный дубовый стол и массивные стулья. Но к настоящему времени эта мебель, к сожалению, утрачена. В деревянной комнате особняка группа «Король и шут» снимала свой клип «Дом манекенов».
Бильярдная
Рядом со столовой находится бильярдная, пройти в которую можно через потайную дверь. Бильярдный стол в этой комнате, к сожалению, не сохранился. До наших дней дожили лишь угловые диваны, состояние которых оставляет желать лучшего. Стены в бильярдной обтянуты тканью, а потолок, как и в столовой, стилизован под дерево. В шкафах в комнате когда-то хранили бильярдные атрибуты.
Запах и глухие окна
У особняка Брусницыных имеется одна особенность, отличающая его от других подобных домов. Располагалось это здание, как уже упоминалось, в непосредственной близости от кожевенной фабрики. Кожевенное же производство всегда было связано с не слишком приятными ароматами.
Чтобы запах не попадал в комнаты особняка, архитекторы, нанятые Брусницыными, использовали несколько приемов. Внутри дома была собрана очень современная для XIX в. система вентиляции и кондиционирования. Окна в доме при этом сделали глухими и максимально герметичными.
Зимний сад
Также в особняке сохранился Зимний сад, который сегодня, конечно, стоит совершенно пустым. В этом саду остались, в том числе и оригинальные трубы системы кондиционирования, установленные еще при Брусницыных. Высота зимнего сада позволяла выращивать в нем не только цветы и кустарники, но и деревья.
Судьба дома после революции
После революции Брусницыны эмигрировали из России. На родине остался лишь один представитель семейства — Александр Брусницын. В 1919 г. этого купца арестовали. Но за Александра заступились рабочие его фабрики. Брусницына выпустили и в последующем он работал главным инженером завода. В особняке купцов после революции располагалось заводоуправление.
В общей сложности во времена Брусницыных в особняке было оборудовано 100 комнат. Ныне вход в особняк Брусницыных запрещен. Но при этом здание очень активно эксплуатируется киношниками. Здесь, к примеру, снимались, в том числе и некоторые сцены фильма "Мастер и Маргарита" (1994 г). Также здесь проходили съемки фильма "Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Собака Баскервилей". И сегодня в залах дворца часто идут всевозможные съемки и устраиваются фотосессии.
Конечно же, дом Брусницыных можно было бы сделать музеем. Но подобной инициативы, к сожалению, никто до сих пор не проявил. Последний ремонт в особняке был сделан в 1993 г. В настоящее время дом стоит даже без каких-либо коммуникаций, что чревато распространением плесени и разрушением.
Посещение особняка сегодня считается небезопасным. Поэтому он и закрыт для горожан и туристов. Лишь изредка здесь проводят экскурсии, которые стоят очень дорого. Желающие осмотреть старинные интерьеры при этом надевают перед экскурсией каски.