Найти тему

«В сухом остатке»

Оглавление

С залогом автомобилей лучше не связываться: «боком выйдет»

(причины возникновения «дыр» в законодательстве)

Что такое автомобиль – можно не объяснять. Для нас это – почти член семьи, хобби, уровень и стиль (для некоторых – смысл) жизни. И выгодное вложение денег, разумеется, ведь стоимость некоторых авто превышает все мыслимые и немыслимые пределы разумного. Что такое залог – тоже объяснять нет особой необходимости. Я бы назвал залог рискованным финансовым инструментом, поскольку получение заемных денег в этом случае связано с рисками утраты залогового имущества. Насколько велик этот риск, если в залоге автомобиль, ясно из приведенной выше характеристики значения автомобиля для большинства из нас.

-2

Залог автомашин привлекателен для мошенников

Где финансовые риски – там повышенное внимание мошенников: если человек готов рисковать «своими кровными», значит деньги эти – не последние и жертва мошенника расстанется с ними относительно легко. Видимо, именно на этом основан механизм мошенничества с использованием залога автомобилей. Если точнее, то он основан на отсутствии обязательной государственной регистрации залога движимого имущества.

-3

Великий комбинатор почтительно снимает шляпу

Представьте себе, что у банка есть несколько вполне доверенных лиц, которые получают деньги, в кредит, под залог купленных на эти деньги автомобилей. Какое-то время кредиты погашаются, но за это время заемщики оформляют дубликаты, якобы, утраченных ПТС и продают автомашины, опять же, доверенным (проверенным) торгующим организациям. На следующем этапе этих махинаций появляется какой-нибудь очередной автолюбитель и покупает в магазине залоговое имущество, не имея об этом ни малейшего представления, хотя, дубликат паспорта транспортного средства видел. И поверил в то, что оригинал ПТС потерян. Но это еще не все, поскольку залогодержатель (банк) идет в суд (где предъявляет оригинал ПТС) и отбирает залоговое имущество у добросовестного приобретателя, то есть имеет место еще одна сумма денежных средств, полученная на этот раз самим банком от продажи залога. Ну и как вам такой «еще один сравнительно честный способ», используя который кредитное учреждение, а также доверенные лица (подельники) банка, на одном автомобиле «наваривают» несколько раз? И ведь у этой «многоступенчатой» комбинации есть только одно уязвимое место – первоначальный приобретатель, получивший в банке автокредит. Но уголовная ответственность для него наступит, только если этого захочет банк. Однако, службы безопасности банков не пытаются найти этих недобросовестных заёмщиков, не пытаются возбуждать уголовные дела. Так что, нет у этой схемы уязвимых мест. Впрочем, одно «слабое звено» в этой цепочке все-таки есть: отсутствие усилий банка по возврату «дебиторской задолженности», однако ни налоговые органы, ни банковский надзор Центрального банка России не обращают на это внимания: по документам, невозвратный автокредит погашен, за счет реализации залогового автомобиля.

А ведь банк реализует в этом случае многоходовую мошенническую схему, которую лично я оцениваю, как «высший пилотаж» мошенничества. Великий комбинатор позавидовал бы авторам и исполнителям такой хитроумной комбинации.

-4

Движимое имуществ и направления его «движения»

Попробуйте получить кредит под залог своей квартиры или другой недвижимости. Ничего у вас не получится, пока залог не пройдет процедуру государственной регистрации и информация о залоге не появится в государственном реестре, то есть, в открытом доступе. Следовательно, основное целевое назначение залога автомобиля (если бы такой залог был) заключается в обеспечении безопасности ваших денег, если вы все-таки рискнули связаться с таким залогом. Этому целевому назначению залог автомобилей сегодня не соответствует, так как законом не предусмотрена процедура обязательной государственной регистрации таких залоговых сделок (как сделок с залогом недвижимости). Любой приобретатель автомобиля лишен возможности убедиться в чистоте сделки, поскольку нет никакой возможности проверить, состоит ли авто в залоге. Купит такой автомобиль, а через какое-то время потеряет и сам автомобиль, и деньги, которые за него заплатил. Мошенники на этом заработают, уже очень долго. И есть ощущение, что не только мошенники…

-5

Подмена понятий, как создание видимости решения задачи

Вместо обязательного порядка государственной регистрации залога, в отношении автомашин предусмотрена регистрации уведомлений о залоге. Ведение реестра учета таких сделок поручено нотариальным конторам. Уведомления должны поступать от залогодателя, залогодержателя или, в случаях, установленных законодательством о нотариате, от другого лица. Эта, уникальная по своему содержанию, полностью лишенная смысла, формулировка («пустышка» на профессиональном сленге юристов)

-6

в переводе на нормальный язык, означает, что регистрация залоговой сделки у нотариуса возможна, если кому-то из участников этой сделки, а также неограниченному кругу третьих лиц (если они указаны в законе о нотариате), придет в голову такая фантазия. И не будет жалко времени и денег на такую регистрацию. Никакого смысла в этой процедуре нет. Но для нотариальной конторы, заметим, в этой формулировке – механизм получения дополнительной прибыли.

Возникает вопрос, есть ли в этих законодательных актах регламентация залога движимого имущества? Да, есть, и достаточно подробная. Но это – не регламентация государственной регистрации, а порядок учета сделок с таким имуществом. Произошла подмена понятий, которую нельзя считать случайностью.

-7

Благие намерения не реализованы

Было время, когда всем показалось, что законодатель решил заполнить этот пробел в нормативно-правовом регулировании залогов: вышло постановление Правительства РФ №938 от 12.08.1994 года, был приказ МВД РФ № 430 от 26.12.1994 года о мерах по реализации названного постановления. Были, наконец, даже «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции» (с изменениями на 15.04.1996 года и был раздел № 4 упомянутых «Правил», специально посвященный такому залогу и подробно регламентирующий эту процедуру. Значит, было же у кого-то намерение закрыть эту «дырку» в законодательстве, позволяющую мошенникам наживаться на несовершенстве закона. Но вместо введения обязательной государственной регистрации залога движимого имущества были приняты правила, создающие видимость такой процедуры – учет сделок с залогом в реестре у нотариуса. То есть, «дыру» в законодательстве не устранили, ее просто «задрапировали», причем руками нотариата и полиции.

-8

«Все это было бы смешно…»

Такой учет носит уведомительный характер, то есть является добровольным и бессмысленным. Сведения о залоговых сделках с автомашинами на официальным веб-ресурсе ГИБДД России имеются, но в этом случае информация о залогах на портал ГИБДД поступает с базы данных официального сайта Федеральной Нотариальной Палаты (такая процедура закреплена Правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД, утвержденными приказом МВД РФ №1001 от 24.11.2008г.). То есть, автоинспекция выполняет лишь функции учета, причем, функции лишь вторичного (дублирующего) учета. Ничего общего с государственной регистрацией залога эта практика не имеет. Будут или не будут учтены сведения о залоге автомашины в реестре у нотариуса – зависит от участников залоговой сделки.

«Кто старое помянет…»

Таким образом, попытки решить проблему по-настоящему были, правда давно (1994-1996 годы), но принятые решения как-то очень быстро и плавно «спустили на тормозах». Причиной остановки позитивных изменений тогда объявили неспособность МВД России реализовать значительный по объему и очень затратный механизм обязательной государственной регистрации залога движимого имущества, в масштабе страны. Как вы считаете, уважаемый читатель, почему на самом деле с 1994 года все никак не решается вопрос об обязательном характере государственной регистрации залога движимого имущества?

-9

А ведь законодатель хранит свои архивы, много лет хранит. И не составляет труда узнать, кому принадлежала законодательная инициатива и кто блокировал прохождение законопроектов об обязательной государственной регистрации залога движимого имущества. Ничего не меняется за эти долгие годы. Депутаты по-прежнему блокируют любые инициативы, связанные с залогом автомашин. Мошенники всех уровней стабильно получают свой «навар» с использованием «дырок» в законодательстве о залоге. Нотариальные конторы по-прежнему зарабатывают свои «боковики» (доходы от деятельности, не являющейся основной). И продолжается это с 1994 года, когда была попытка «заткнуть эту дырку» в законе, уничтожить эту «кормушку» для мошенников и их лобби. У меня, когда размышляю об этом, возникает чувство безысходности и тоски. Хотя, жизненный и профессиональный опыт подсказывают, что, если «дыры» в законодательстве существуют, значит это кому-то выгодно.

-10

«Ворон ворону глаз не выклюет»

Беспокойная судьба практикующего юриста занесла меня в одну южную краевую столицу, в гостинице которой, как мне поведали знакомые из числа персонала, остановилась делегация парламентариев из Москвы. Видимо, заметный статус моего клиента, по делам которого я приехал в этот южный город, а также рекомендация руководителя гостиницы (моей знакомой) объясняют тот факт, что меня пригласили на ужин, который краевой губернатор устраивал для столичных гостей.

-11

Во время застолья среди членов делегации оказался мой бывший сослуживец, о головокружительной карьере которого я был осведомлен (но без каких-либо последствий моей осведомленности). Долго мы беседовали в тот вечер, а когда расставались, я все-таки задал коллеге (не пишу «бывшему», поскольку бывших в нашей конторе не бывает) вопрос о том, что заставило успешного бизнесмена оставить бизнес и уйти в политику. Он улыбнулся снисходительно и произнес фразу, которая многое объясняет. Он сказал: «Настоящий бизнес у меня только начинается». Тогда мы не продолжили обсуждать эту тему, о чем я сожалению. Есть ощущение, что сейчас очень пригодилась бы эта информация…

-12

Спасибо, что читали статью. Буду благодарен за отзывы подписчиков и гостей канала. Не удивляетесь отсутствию традиционного, финального фрагмента статьи? Что не прошу, на этот раз, ваших «лайков», комментариев и новых подписчиков? Если не удивляетесь, стало быть и для вас очевидны неутешительные выводы, которые могли бы быть в конце этой статьи. Благодарю за понимание. В данном случае, эти выводы, уж точно - «в сухом остатке».