44,9K подписчиков

Как в СССР появились машины для разгона демонстраций

3,9K прочитали

Наша страна по праву гордится своим оружием и военной техникой. Мощной державе зазорно использовать чужое, вражеское — ну, разве что в качестве трофеев. Хотя, «импортозамещение», если так можно выразиться, давалось России не сразу. Вспомним, у Николая Лескова, в знаменитом «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе»:

«Скажите государю, что у англичан ружья толчёным кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся!»

Трофейный Opel Blitz Typ 5200 1‑to 7‑го отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГАИ МВД СССР, 1940‑е годы.
Трофейный Opel Blitz Typ 5200 1‑to 7‑го отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГАИ МВД СССР, 1940‑е годы.

Револьверы Нагана и Смит-Вессона, винтовки Бердана, пулемёты Максима, пушки Круппа, танки Виккерса, тягачи Форд-Тимкен — всё это и многое другое оставило свой след в нашей истории.

Вслед за армией, превратившейся из российской императорской в рабоче-крестьянскую красную, а затем — в советскую, современным оружием и техникой оснащались органы поддержания внутреннего порядка. Автомобили и милиция, и чекисты поначалу использовали иностранные — своих мы попросту не выпускали. Однако уже в середине 1930‑х положение изменится. И не про «форды» и не про «паккарды», а про наши «эмки» напишет Анна Ахматова: «…и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами чёрных Марусь».

Ford Galaxie Custom 500 Wagon 1970 модельного года — первая иномарка столичного ГАИ.
Ford Galaxie Custom 500 Wagon 1970 модельного года — первая иномарка столичного ГАИ.

В годы Великой Отечественной и первые послевоенные годы органы правопорядка вновь широко использовали ленд-лизовскую и трофейную автомобильную технику. То была вынужденная мера, опять-таки обусловленная нехваткой техники собственного производства. Но в дальнейшем… Зарубежные машины на службе социалистической законности? Подобное считалось кощунственным.

Министр МВД СССР Николай Анисимович Щёлоков стремился изменить в глазах населения негативный имидж советской милиции. Появились статьи, песни, фильмы, новая форма и новая техника. На снимке: обложка советского молодёжного «глянца», журнала «Смена» (№ 8, апрель 1973 г.). Автомобиль — передвижная лаборатория на базе Volkswagen Transporter T2, закупленная в 1970 году с выставки «Интерсигналдортранс-70» для криминалистов с Петровки-38.
Министр МВД СССР Николай Анисимович Щёлоков стремился изменить в глазах населения негативный имидж советской милиции. Появились статьи, песни, фильмы, новая форма и новая техника. На снимке: обложка советского молодёжного «глянца», журнала «Смена» (№ 8, апрель 1973 г.). Автомобиль — передвижная лаборатория на базе Volkswagen Transporter T2, закупленная в 1970 году с выставки «Интерсигналдортранс-70» для криминалистов с Петровки-38.

Тем неожиданнее выглядели исключения из правил. Вольнее всего в этом вопросе себя чувствовали пожарные, то и дело закупавшие за рубежом образцы, а то и целые партии противопожарной техники — и для изучения (и копирования), и для повседневной службы. Но это — тема отдельного разговора. Другой такой «вольницей» в СССР была Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), в первую очередь — 10‑й отдел ГАИ Мосгорисполкома (сегодня это 10‑й специализированный батальон ДПС ГИБДД на спецтрассе Главного управления МВД РФ по г. Москве). Первая иномарка появилась в ГАИ в 1970 году, после проведения в столице международной выставки «Интерсигналдортранс-70». Огромный Ford Galaxie Custom 500 Wagon 1970 модельного года с надписью ГАИ на дверях производил неизгладимое впечатление на московских мальчишек. Дальше — больше. Некоторое время в «десятке» служил экзотический автомобиль-перехватчик Porsche-911, закупленный в 1974 году с выставки криминалистической техники («Кримтехника-74»). Однако после двух неприятных случаев с заносами в ходе сопровождения кортежей («911‑й» — машина с норовом) автомобиль передали для изучения в Минавтопром.

Министр МВД СССР Николай Анисимович Щёлоков посещает выставку «Кримтехника-74».
Министр МВД СССР Николай Анисимович Щёлоков посещает выставку «Кримтехника-74».

Тематические выставки косвенно подтверждали наше отставание в области спецтехники. При этом вопрос приобретал ещё и нежелательную политическую окраску. Как объяснить широким массам, почему родная советская милиция закупает на Западе технику, с помощью которой капиталисты угнетают рабочий класс? Действительно, в советское время газеты, журналы, радио и телевидение неустанно твердили о борьбе трудящихся Запада за свои права, о массовых демонстрациях, о жарких стычках с полицией. В детали происходившего советские граждане не вникали, однако в головах прочно засел образ демонстрантов, теснимых отрядами полиции с броневиками и водомётами. Прекрасно осознавал всю тонкость вопроса и сам инициатор международных выставок — министр внутренних дел СССР Николай Анисимович Щёлоков.

Porsche-911S 2.7 Targa, приобретённый с выставки «Кримтехника-74», уже без сигнальных «маячков», но всё ещё с громкоговорителями и в аляповатой милицейской раскраске. Снимок сделан на Центрального научно-исследовательского полигона НАМИ в Дмитрове. За рулём — инженер-испытатель полигона Виктор Васильев.
Porsche-911S 2.7 Targa, приобретённый с выставки «Кримтехника-74», уже без сигнальных «маячков», но всё ещё с громкоговорителями и в аляповатой милицейской раскраске. Снимок сделан на Центрального научно-исследовательского полигона НАМИ в Дмитрове. За рулём — инженер-испытатель полигона Виктор Васильев.

Наши идейные и политические противники выступали с похожих позиций. Постоянный комитет по расследованиям Сената США поднял настоящую бурю по поводу предстоящего участия американских фирм в выставке «Кримтехника-74». Мол, предоставляя русским технологии слежки, фирмы способствуют дальнейшему угнетению свобод в СССР. Тем не менее, в Москву приехали десятки фирм, в том числе даже Smith Wesson Inc., вооружавшая своими револьверами ещё царских жандармов.

После участия американской фирмы Colorado Microwave Incorporated (CMI) в выставке «Кримтехника-74» все автолюбители СССР заучили слово «спидган». На самом деле, это торговая марка измерителей скорости CMI, её придумал Джин Ланди. CMI Speedgun JF-100 — экспонат Музея Госавтоинспекции МВД РФ.
После участия американской фирмы Colorado Microwave Incorporated (CMI) в выставке «Кримтехника-74» все автолюбители СССР заучили слово «спидган». На самом деле, это торговая марка измерителей скорости CMI, её придумал Джин Ланди. CMI Speedgun JF-100 — экспонат Музея Госавтоинспекции МВД РФ.

Учитывая деликатность вопроса, МВД старалась не поднимать лишнего шума вокруг использования иностранной техники, оружия и снаряжения.

Кадр из служебного фильма «Моделирование и расследование преступлений» (Киностудия министерства обороны СССР, реж. Л. Абрамов, 1979 г.). Криминалистическая лаборатория в фургоне Dodge Tradesman прибыла на место преступления. На выставке «Кримтехника-74» марку представлял её филиал Fargo через австрийскую фирму спецоборудования.
Кадр из служебного фильма «Моделирование и расследование преступлений» (Киностудия министерства обороны СССР, реж. Л. Абрамов, 1979 г.). Криминалистическая лаборатория в фургоне Dodge Tradesman прибыла на место преступления. На выставке «Кримтехника-74» марку представлял её филиал Fargo через австрийскую фирму спецоборудования.

Пожалуй, впервые подробно о западной технике для поддержания правопорядка нам рассказал в 1980 году журнал «За рулём» — разумеется, под соответствующим, идеологически-выверенным углом. Статья называлась «Бронированный кулак полиции». Да и рубрику подобрали подходящую: «По ту сторону».

Передача полиции Цюриха водомётов Wasser-Werfer 4000 германской фирмы Metz на шасси Mercedes-Benz LAF 1113B. 1968 г. Точно такие же «ВаВе-4», как называли их немцы, предлагалось приобрести и нам.
Передача полиции Цюриха водомётов Wasser-Werfer 4000 германской фирмы Metz на шасси Mercedes-Benz LAF 1113B. 1968 г. Точно такие же «ВаВе-4», как называли их немцы, предлагалось приобрести и нам.

«У нас такое невозможно!» — качал головой читатель, разглядывая в картинки: окна-бойницы, клинообразные щиты, водяные пушки на крыше…

Пожарный автомобиль АЦ-40 (131)-137 на базе ЗиЛ-131, приспособленный в дивизии ОМСДОН им. Дзержинского для «рассеивания бесчинствующей толпы». Кадр из фильма «Взлёт разрешается» (Киноотдел организационно-методического центра МВД СССР, реж. И. Попов, 1980 г.).
Пожарный автомобиль АЦ-40 (131)-137 на базе ЗиЛ-131, приспособленный в дивизии ОМСДОН им. Дзержинского для «рассеивания бесчинствующей толпы». Кадр из фильма «Взлёт разрешается» (Киноотдел организационно-методического центра МВД СССР, реж. И. Попов, 1980 г.).

Действительно, ну зачем в СССР такая техника? О событиях 1962 года в Новочеркасске просвещённые товарищи говорили шёпотом. А о том, что происходило в Тбилиси в марте 1956‑го, в подмосковных Бронницах в апреле 1964‑го, или, допустим, в Каунасе в мае 1972 года большинство и вовсе не подозревало!

Автомобиль транспортный милицейский SHL-740 выпускал специально для СССР завод специализированных автомобилей FSS SHL (г. Кельце, ПНР). Кузовы типа N-113.01 туда поставлял автобусный завод Autosan.
Автомобиль транспортный милицейский SHL-740 выпускал специально для СССР завод специализированных автомобилей FSS SHL (г. Кельце, ПНР). Кузовы типа N-113.01 туда поставлял автобусный завод Autosan.

Для подавления народных волнений в СССР долгое время использовали те же средства, какими собирались воевать супротив внешних врагов Отечества. Так, на вооружении внутренних войск до 1993 года оставался БТР-152В1. Между прочим, очень удобная, вместительная машина. Влезут и проводник с собакой, и снайпер, и бойцы со спецсредствами, и бойцы с обычным оружием. Через открытый верх всё это удобно применять.

Многие запомнили эпизод из фильма «Маленькая Вера», где прямо по ступенькам танцплощадки разгонять драку на дискотеке въезжает милицейский Żuk A-06. Такие польские фургончики в большом количестве бегали по СССР. Но чтоб в милиции?! Но то, что посчитали очередной выдумкой киношников, оказалось правдой. Снято Уильямом Близзардом в Донецке в начале 1980‑х.
Многие запомнили эпизод из фильма «Маленькая Вера», где прямо по ступенькам танцплощадки разгонять драку на дискотеке въезжает милицейский Żuk A-06. Такие польские фургончики в большом количестве бегали по СССР. Но чтоб в милиции?! Но то, что посчитали очередной выдумкой киношников, оказалось правдой. Снято Уильямом Близзардом в Донецке в начале 1980‑х.

Однако тот же Щёлоков понимал, что не гоже расстреливать безоружных людей из «калашниковых». Как это было в том же Новочеркасске.

Специальная защищённая автоцистерна-водомёт A3‑515 Hydromil II на шасси Jelcz P420. Полная масса — 20 400 кг, грузоподъёмность — 9600 кг. Подачу водной струи на расстояние до 55 м обеспечивает дополнительный силовой агрегат от ГАЗ-24 «Волга».
Специальная защищённая автоцистерна-водомёт A3‑515 Hydromil II на шасси Jelcz P420. Полная масса — 20 400 кг, грузоподъёмность — 9600 кг. Подачу водной струи на расстояние до 55 м обеспечивает дополнительный силовой агрегат от ГАЗ-24 «Волга».

О готовности в любой момент продать нам автомобили-водомёты для разгона демонстрантов у нас знали. Опять же, на международной выставке, а именно — на выставке концерна Daimler-Benz AG и его партнёров в марте 1973 года в Сокольниках посетителям раздавали проспекты, из которых нетрудно было сделать вывод, что ещё с 1930 года концерн строит такие машины.

«Дембельское» фото, найденное на «одноклассниках»: бойцы дивизии ОМСДОН им. Дзержинского позируют у «Гидромиля».
«Дембельское» фото, найденное на «одноклассниках»: бойцы дивизии ОМСДОН им. Дзержинского позируют у «Гидромиля».

Однако, закупка такой техники на Западе стала бы желанным подарком «Голосу Америки» и прочим враждебным крикунам. Одно дело — приобретать нарядные полицейские «Мерседесы» в угоду большому начальству и совсем другое — броневики с пушками, пусть и с водяными!

События в Нагорно-Карабахской автономной области в феврале 1988 года. Внутренние войска МВД СССР перекрывают доступ протестующим на центральную площадь города Степанакерт. Виден водомёт Hydromil II, звуковещательная станция ЗС-82 на базе БРДМ-2, БТР-70 и радиостанция Р-142 на шасси ГАЗ-66‑01.
События в Нагорно-Карабахской автономной области в феврале 1988 года. Внутренние войска МВД СССР перекрывают доступ протестующим на центральную площадь города Степанакерт. Виден водомёт Hydromil II, звуковещательная станция ЗС-82 на базе БРДМ-2, БТР-70 и радиостанция Р-142 на шасси ГАЗ-66‑01.

Но, тогда как? Времени на раздумья оставалось немного. Мир менялся на глазах: террористы, левые радикалы, захваты заложников. Только наивные могли полагать, что Советскому Союзу удастся отсидеться от всего этого за «железным занавесом». Меж тем, приближалась Олимпиада-80, а все усвоили трагический урок мюнхенской Олимпиады 1972 года.

В Москве и Ленинграде спецбатальоны ГАИ использовали в качестве автомобилей сопровождения Tatra-613. На снимке: председатель московского клуба САМС журналист Лев Михайлович Шугуров обсуждает маршрут колонны старинных автомобилей с капитаном 10 отделения ГАИ МВД СССР Владимиром Неборским. Москва, Лужники, октябрь 1989 года.
В Москве и Ленинграде спецбатальоны ГАИ использовали в качестве автомобилей сопровождения Tatra-613. На снимке: председатель московского клуба САМС журналист Лев Михайлович Шугуров обсуждает маршрут колонны старинных автомобилей с капитаном 10 отделения ГАИ МВД СССР Владимиром Неборским. Москва, Лужники, октябрь 1989 года.

Наспех переделанные для, как тогда формулировали, «рассечения и разгона бесчинствующей толпы» отечественные пожарные автомобили АЦ-40 (131)-137 на базе ЗиЛ-131 и АЦ-40 (375)-Ц1 (ПМ-102) на базе «Урал-375Д» были паллиативным решением, полумерой. Окна и светотехнику забрали решётками, вот и всё! (Кстати, скобы для быстрой установки таких решёток позднее станут наваривать еще на заводе.) Защита была явно недостаточна. Совершенно не защищён был и оператор пожарного ствола — единственного, притом. Нижних стволов у пожарных машин вовсе не было — а они необходимы в «ближнем бою» с толпой.

Полицейский Mercedes-Benz 260SE (W126) на выставке «Автотехника-90» в парке Сокольники в Москве.
Полицейский Mercedes-Benz 260SE (W126) на выставке «Автотехника-90» в парке Сокольники в Москве.

Всё это выяснилось в первых же случаях использования водомётов — при разгоне митинга ингушей 16‑19 января 1973 года в Грозном.

Срочно требовалась более совершенная техника. И выручили, как ни странно, братья-поляки — как оказалось, в Польской народной республике с протестующими тоже не церемонились и успели накопить немалый опыт применения специальной техники собственной конструкции. Завод специализированных автомобилей Suchedniowska Huta Ludwików (FSS SHL) в городке Кельце разработал и с 1974 года успешно поставлял в страны народной демократии водомёт Hydromil на шасси грузовика Star-28.

И такое в нашей истории тоже бывало. Фирма «Интертурсервис» выделила ГУВД Москвы миллион дойчемарок для покупки 35 подержанных полицейских машин в Баварии. Вырезка из газеты «Авто», март 1991 года.
И такое в нашей истории тоже бывало. Фирма «Интертурсервис» выделила ГУВД Москвы миллион дойчемарок для покупки 35 подержанных полицейских машин в Баварии. Вырезка из газеты «Авто», март 1991 года.

Высоким МВДшным чинам предприятие FSS SHL было хорошо знакомо по транспортным милицейским фургонам SHL-740 ATH на шасси ЗиЛ-130Г. Заодно решили прикупить и водомёты. Речь шла о более мощных Hydromil II на шасси Jelcz P420. Около десятка таких автомобилей-водомётов поступило к нам незадолго до развала Союза.

Грандиозная выставка «Милипол-92» прошла летом 1992 года в «монреальском» павильоне на ВДНХ. Среди экспонатов были австрийские пожарные машины Rosenbauer на шасси КамАЗ, израильские пистолеты-пулемёты «Узи», французские бронеавтомобили Labbe и даже вот такие, малополезные в наших условиях патрульные Renault Clio RL 1.1. Societe.
Грандиозная выставка «Милипол-92» прошла летом 1992 года в «монреальском» павильоне на ВДНХ. Среди экспонатов были австрийские пожарные машины Rosenbauer на шасси КамАЗ, израильские пистолеты-пулемёты «Узи», французские бронеавтомобили Labbe и даже вот такие, малополезные в наших условиях патрульные Renault Clio RL 1.1. Societe.

Большинство трудящихся страны о наличии подобной техники в арсенале милиции и внутренних войск не подозревали! Помню, как на выставке «Спецавтотранспорт-84» меня самого поразили снимки полицейского водомёта на стенде югославской, кажется, фирмы. Я вежливо попросил проспект. Стендист вежливо ответил: «Проспекта нет, но могу вам рассказать об этой машине!». И пригласил зайти внутрь. Подумать только: тогда я счёл это приглашение за провокацию.

Время быстро рассеет наши иллюзии. С гражданами перестанут сюсюкать. Третьего октября 1988 года будут официально созданы отряды милиции особого назначения — ОМОН. Аббревиатуру, кстати, ещё в 1919 году придумал… адмирал Колчак! Свою технику омоновцы подчёркнуто выставляли напоказ на всех демократических митингах — чтоб боялись! В том числе выкатывали и водомётного монстра «Лавина», что сконструировали в НИИСТ МВД на шасси тяжёлого артиллерийского тягача БАЗ-6953. За один выезд это чудище сжирало едва ли не месячные лимиты на солярку московского ОМОН.

Израильские водомёты RCU-6000‑1RU (RCU — Riot Control Unit, 6000 — ёмкость цистерны в литрах) в наши дни на Пушкинской площади в Москве.
Израильские водомёты RCU-6000‑1RU (RCU — Riot Control Unit, 6000 — ёмкость цистерны в литрах) в наши дни на Пушкинской площади в Москве.

В октябре 2005 года замглавы МВД РФ Михаил Суходольский известил журналистов, что «до 10 ноября 2005 года в Москве пройдет презентация отечественного аналога западных водометных машин «Лавина-Ураган»». Эту машину сделали на Варгашинском заводе противопожарного оборудования, использовав чуть более экономичное шасси Урал-532365. Главным же поводом для пресс-конференции замглавы МВД стала предстоящая поставка в Россию восьми водомётов израильского производства. Их выпустила фирма Beit Alfa Technologies на полноприводных шасси Mercedes-Benz 1828 Axor турецкого производства.

Раз ОМОН пересел на «мерседесы», нетрудно вообразить, на чём в тот момент стало ездить милицейское начальство. Но это — за рамками нашей истории.

Денис Орлов, автомобильный историк

Фото: автора, William C. Blizzard, Музей Госавтоинспекции МВД РФ, Bildarchiv ETH-Bibliothek Zürich/Jules Vogt, rcforum.ru, соцсети

Что еще почитать:

Гиганты из Могилева: как создавались самые необычные грузовики в СССР

«Гипермаркет зла»: на чем немцы собирались воевать против НАТО

Шесть «66‑х»: как создавалась легендарная «шишига» ГАЗ-66