Во время заседания депутат напомнил, что глава государства поручил определить не менее 15 крупных проектов, максимально задействовав свое отечественное сырье, кадры, товары.
Так, по его словам, в настоящее время правительство определило 17 проектов, направленных на создание кластеров высокого передела в приоритетных направлениях. Из них пять проектов в металлургии, четыре — в нефтегазохимии и по два проекта в химической и пищевой промышленности, в автомобилестроении и секторе туризма.
Мы в комитете подробно рассмотрели эти проекты. Создается впечатление, что многие проекты отобраны без должной проработки вопросов инфраструктуры, энергоресурсов, сырья, рынков сбыта, логистики, господдержки. На наш взгляд, госорганами не в полной мере проведен анализ всех этапов реализации проектов, не учтены все возможные риски и механизмы их нивелирования, — сказал Сагындык Лукпанов.
Как пример: строительство завода по производству калийных удобрений в Западно-Казахстанской области, где для реализации проекта необходимо строительства железной дороги 165 км, транспортировки газа — 65 км, линии электроснабжения — 72 км, а также водообеспечения — 32 км. Однако выяснилось, что профильные нацкомпании КТЖ, Qazaq Gaz, KEGOC не обладают полной информацией о проектах.
Это свидетельствует об отсутствии должного взаимодействия, согласованности между госорганами, а также квазигоссектором. Складывается впечатление, что правительство в ускоренном режиме набрали проекты, лишь бы исполнить поручение главы государства. Надо понимать, что непроработанность проектов в дальнейшем при их реализации вызовет целый круг проблем, — заявил сенатор.
Также он проинформировал, что большой блок вопросов, которые требуют решения, касается несовершенства строительных норм, излишней и устаревшей регламентации строительства.
При этом промышленные проекты с участием иностранных инвесторов проектируются по международным стандартам, а по нормам законодательства страны требуется адаптация проектных документов и проводится сверка сметной стоимости с госэкспертизой, что значительно увеличивает сроки реализации проекта и ведет к удорожанию стоимости проектов на 10-20%.
Депутат отметил, что все это снижает инвестиционную привлекательность казахстанских проектов для инвесторов.
Ранее депутаты раскритиковали пустые обещания министра Шарлапаева.