Найти в Дзене

А вы нарисовать смогли бы... на камне?

Оглавление

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Сегодня продолжим тему, которая вызвала у вас интерес и большой отклик. Посмотрим картины, написанные на полудрагоценных и поделочных камнях. Основа это вообще самое главное в живописном произведении, его фундамент, его опора и оплот. В нашей музейной традиции, в карточках с описанием картин в музеях, на первом месте принято указывать основу (холст, дерево, картон, металл и т.п.), а только потом технику: масло, темпера, акварель, гуашь и т.п.

Друзья, я снова начну с новатора и разработчика этого метода живописи на камне. Он посвятил своим изысканиям почти двадцать лет и добился результата. Напомню, дело было в Европе, в Италии, во второй половине 16 века.

В 1530 году, Пьетро Бембо (1470 — 1547) — итальянский кардинал , писатель, филолог, поэт и гуманист записал: "Наш Себастьянелло открыл секрет письма масляными красками по мрамору, на удивление прекрасного, обещающего картине жизнь едва ли не вечную".

Захотелось показать вам Пьетро Бембо в юности, ведь его облик сохранил для нас сам Рафаэль!

Рафаэль Санти, Портрет Пьетро Бембо, 1504 год. Дерево, масло, 54 х 39 см. Венгерский музей истории искусств, Будапешт
Рафаэль Санти, Портрет Пьетро Бембо, 1504 год. Дерево, масло, 54 х 39 см. Венгерский музей истории искусств, Будапешт

Записи Пьетро, дошедшие до нас - это самое раннее документальное свидетельство того, что венецианский художник Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547) начал создавать картины на камне. Под его влиянием и другие художники, работавшие в Риме или посещавшие его мастерскую, также начали использовать камень как основу для своих небольших живописных композиций. И первым камнем, который они испытали в деле, стал глинистый сланец. На фото Вурцбах, небольшой городок в Тюрингии (Германия). Крыши большинства домов покрыты натуральным сланцем.

Кровельный и аспидный сланцы (первый серого, второй чёрного цвета); легко колются на тонкие ровные пластинки, имеют обширное техническое применение.
Кровельный и аспидный сланцы (первый серого, второй чёрного цвета); легко колются на тонкие ровные пластинки, имеют обширное техническое применение.

Ранние примеры картин на камне включают портреты, картины и религиозные сцены, где вся поверхность камня покрыта краской. Леонардо да Пистоя был одним из первых художников, после Себастьяно дель Пьомбо, кто использовал сланцевые основы для картин.

Леонардо да Пистоя (1502–ок. 1548), Италия

Лукреция

Лукреция , ок. 1534–1541, сланец, масло, 55 х 43 см. Коллекция: Галерея Боргезе, Рим
Лукреция , ок. 1534–1541, сланец, масло, 55 х 43 см. Коллекция: Галерея Боргезе, Рим

Лукреция — римская матрона, символ чистоты и добродетельности. Её образ любим художниками, её пишут, рисуют и ваяют из камня на протяжении вот уже третьего тысячелетия. Легенда сохранила до нас её имя с тех древнейших времён ( 510/508 год до н. э.), когда Римом ещё правили цари-этруски из династии Тарквиниев. Её муж, видный древнеримский военачальник, хвалился её порядочностью и верностью. Царский сын, Секст Тарквиний, проник в её дом во время отсутствия мужа. Уговорами, а затем и шантажом он пытался соблазнить её; получив отказ, рассвирепел и совершил насилие. Лукреция не пережила позора, рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах.

Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом, и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики.

Следующий итальянский художник, архитектор и писатель, автор знаменитых "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" просто не мог пройти мимо этого новшества, не попробовав камень как основу для живописи.

Джорджо Вазари (1511–1574), Италия

Христос в доме Марии и Марфы

Христос в доме Марии и Марфы, 1546 год, масло на грифельной доске, Частная коллекция, Франция
Христос в доме Марии и Марфы, 1546 год, масло на грифельной доске, Частная коллекция, Франция

Здесь художник изобразил момент, описанный в Евангелии от Луки, когда после своих странствий Христос пришёл в Вифанию и остановился на ночлег в доме сестёр Лазаря — Марии и Марфы. Марфа начала готовить на кухне и сердиться на Марию, сидящую у ног Иисуса, за то, что та не помогала ей. На её слова Христос ответил, что Мария выбрала лучшее занятие — следование наставлениям Господа.

Джорджо Вазари оценил достоинства темного камня, когда писал ночные сцены и композиции, где свет проникал в затемненное пространство.

Черная поверхность сланца, использованного здесь, дала ему возможность усилить эффект от одного источника света. Он сосредоточил смысл сцены на лампе в центре, символе света наставлений Иисуса, который пронизывает тьму.

Всё, друзья, отдали дань уважения старому, доброму сланцу и первопроходцам живописи на нём. А дальше посмотрим буйство цвета и текстуры на примерах других основ.

Начиная с 1570-х годов камень в качестве основы использовался уже активно, сначала в Венеции, а затем и в других местах, художники стали оставлять часть поверхности камня открытой.

Первоначально они предпочитали темный камень, использовали контраст светлых тонов с черным фоном для создания визуальных и мистических эффектов. К середине 1590-х годов, когда стало доступно больше типов камня, художники использовали камни яркой окраски и интересной текстуры, оставляя часть поверхности неокрашенной, чтобы включить эти природные элементы в свою композицию.

Франческо Сальвиати (1510–1563), Италия

Портрет Роберто ди Филиппо Строцци

Портрет Роберто ди Филиппо Строцци, 1550-е годы, масло на африканском красном и черном мраморе, диаметр 16 см; Частное собрание, Франция
Портрет Роберто ди Филиппо Строцци, 1550-е годы, масло на африканском красном и черном мраморе, диаметр 16 см; Частное собрание, Франция

Вот такое изысканное оформление у портрета в круге. Ниже добавлю ещё одно фото портрета, без рамки и покрупнее.

-6

Этот портрет является одним из самых ранних примеров использования видимой поверхности камня, практика, которая стала более распространенной в 1570-х годах. Быть может, это было только признанием флорентийского вкуса к цветному мрамору.

Семья Медичи, правившая Флоренцией в то время, отдавала предпочтение такому мрамору и подавала пример остальным.

Медичи, соперники семьи Строцци, изгнали Роберто ди Филиппо Строцци из Флоренции в 1538 году. Возможно, что он сам попросил разместить круг с портретом на мраморном фоне таким образом, чтобы внизу остался этот полумесяц из цветного камня.

-7

Он мог напоминать три полумесяца на гербе Строцци.

Вспомнив влиятельнейшую семью Медичи, посмотрим, а какие камни выбирали её представители для своих портретов? Порфир, императорский благородный порфир.

Джироламо Маккьетти (1535–1592), Италия

Портрет молодого Фердинандо Медичи

Портрет молодого Фердинандо Медичи , 1570-е годы.  20 х 15,5 см, толщина 1 см, без рамы. Масло на красном порфире, частная коллекция
Портрет молодого Фердинандо Медичи , 1570-е годы. 20 х 15,5 см, толщина 1 см, без рамы. Масло на красном порфире, частная коллекция

Пухлые щеки и юная внешность, на портрете изображён совсем молодой человек. Поскольку картина была создана во Флоренции между 1550 и 1600 годами, юноша, скорее всего, Фердинандо Медичи, великий герцог Флоренции с 1587 года до своей смерти в 1609 году.

Если бы мне сказали, что этот мальчик из клана Медичи, я бы, даже не зная датировки портрета, назвала его родителей. Он похож поровну на маму и папу, посмотрите, находите сходство?

Козимо I Медичи и Элеонора Толедская
Козимо I Медичи и Элеонора Толедская

Красивая яркая основа из порфира подчеркивает, что он член влиятельной и богатой семьи. Порфир высоко ценился и был очень дорогим. Художник оставил часть поверхности камня открытой на этом портрете, чтобы зрители могли оценить материал и осознать важность изображенного. В 1570-х годах немногие художники оставляли поверхность камня видимой. Обычно они делали это для того, чтобы увеличить контраст белил и желтой краски на темной поверхности, добиваясь эффекта освещенности. Но здесь неокрашенный камень должен был передать сущность богатства и власти.

Глава семьи, Козимо I Медичи также запечатлён на порфире; доверил он эту работу художнику проверенному, который не раз писал всех членов его семьи.

Аньоло Бронзино (1503–1572), Италия

Портрет Козимо I Медичи

Портрет Козимо I Медичи , около 1560 г., масло на красном порфире.
Портрет Козимо I Медичи , около 1560 г., масло на красном порфире.

Красный порфир, который послужил основой для этой картины, имеет давнюю связь с императорской властью. В этом портрете главы семьи Медичи, он призван подчеркнуть именно их власть. Этот камень был привезен на Итальянский полуостров во времена Римской империи из Египта.

Саркофаг императора Константина, деталь резьбы. Порфир, 4 век н.э., Ватикан
Саркофаг императора Константина, деталь резьбы. Порфир, 4 век н.э., Ватикан

Уже в древнем мире художники и их покровители понимали силу, заключенную в камне, и то, как её можно использовать в композициях, чтобы повысить престиж. Медичи тысячелетие спустя тоже это поняли и активно использовали.

Друзья, на обложку этой статьи я поставила фото картины, о которой расскажу в другой раз. Прощаюсь с вами до скорой встречи!

Всем добра!

Фото обложки. Жак Стелла (1596–1657), "Отдых на пути в Египет", ок. 1629–1630; масло на яшме; 25 х 35 см; Частная коллекция, Франция
Фото обложки. Жак Стелла (1596–1657), "Отдых на пути в Египет", ок. 1629–1630; масло на яшме; 25 х 35 см; Частная коллекция, Франция