В период Гражданской войны в России православное духовенство всех уровней поддержало Белое движение, ибо большевики своим декретом от 23 января 1918 года отделили церковь от государства и школу от церкви, лишив тем самым церковь прежней власти и влияния в обществе. На состоявшемся в Ставрополе 19-24 мая 1919 года церковном соборе было создано «Временное высшее церковное управление» (ВВЦУ) на Юго-Востоке России». Тогда же была учреждена самостоятельная архиерейская кафедра в Ростове-на-Дону, которую занял епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (А.В. Смоленец).(Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону. Издательство «NB», 2006. С. 221). В отсутствие правящего Донского архиерея Митрофана (Симашкевича) в 1918-1919 годах епархией временно управлял архиепископ Назарий (Н.И. Кириллов). (Чибисова С.П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов-на-Дону, 2006. С.98).
После окончания Гражданской войны большевистская власть повела решительную атаку на православие. В июле 1920 года в Донской губотдел наркомюста из Москвы поступил циркуляр, предписывающий «пресечь деятельность так называемых епархиальных советов, генеральных консисторий и т.п. религиозных организаций». 25 августа того же года появился циркуляр народного комиссариата юстиции «О ликвидации культа мощей». (Малаховский Е.И. Указ. соч. С. 221). 26 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для борьбы с голодом». (В феврале 1922 года в Донской области насчитывалось более 200 тысяч голодающих (ГАРО. Ф.Р.- 3758. Оп. 1. Л. 161. Д. 453. Л. 36). 4 марта того же года президиум Донисполкома принял решение о создании собственной комиссии по изъятию церковных ценностей, после чего началось разграбление донских храмов.
Одновременно большевики активизировали деятельность лояльных к советской власти церковных «обновленцев», по-новому трактовавших православную доктрину. Оставшийся в Новочеркасске престарелый архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (М.В. Симашкевич), в годы Гражданской войны являвшийся председателем Временного высшего церковного управления Юга России, в июле 1922 года был отстранен от должности «обновленцами». (С установлением в январе 1920 года на Дону советской власти архиепископ Митрофан (Симашкевич) отъехал в станицу Старочеркасскую и «затворился в Ефремовском монастыре в Старочеркасске» (// «Красный Дон». 12 апреля 1921 г. С.30). По требованию новых властей он вернулся в Новочеркасск, где служил в соборе. В 1922 г. его возвели в сан митрополита). Против действия «обновленцев» на Дону выступил епископ Ростовский и Таганрогский Арсений, который не дал своего благословения на работу в Ростове Временного исполнительного бюро по делам Православной церкви. Тогда решено было расправиться с епископом с помощью суда.
В конце августа 1922 года в Ростовском театре Карла Маркса (бывший купца Машонкина) состоялся открытый суд над епископом Арсением и группой из семи священников. Их обвинили в причастности к контрреволюционной организации «Армия спасения России» во главе с князем К.Э. Ухтомским, а также в том, что они занимались подпольной работой, выполняя секретные предписания патриарха Тихона. (// «Трудовой Дон». 28 августа 1922 г. В газетных репортажах большевистские журналисты писали о «гражданине Смоленце, носителе тетеревиных бровей, под которые сунуты два угля. Неглубокий, злобно-растерянный горючий взгляд, личико маленькое, остренькое, вверх носом, будто что-то вынюхивает». («Советский Юг». 25 августа 1922 г.; «Трудовой Дон». 1 сентября 1922 г.). 30 августа 1922 года был объявлен приговор: епископ Арсений получил высшую меру наказания (расстрел), а священники – разные сроки заключения. Позже высшая мера епископу была заменена на десять лет тюрьмы. В конце сентября 1922 года в Ростове состоялась Донская епархиальная конференция «обновленцев», прошедшая без всяких противодействий со стороны официальной церкви. (Решетова Н.А. Интеллигенция Дона и революция. С. 134). Выступившего против изъятия церковных ценностей патриарха Тихона на Дону подвергли заочным политическим судам. Так, 7 июля 1922 года в клубе высшей кавалерийской школы Ростова состоялся театрализованный политический суд над главой Русской православной церкви с участием «подсудимого», «обвинителя», «защиты» и «эксперта». Поскольку «подсудимый» препятствовал проведению изъятия церковных ценностей для нужд умирающих крестьян, выпускал контрреволюционные воззвания, превратил церковь в «политический орган для свержения советской власти», суд приговорил «гражданина Т. Белавина» к высшей мере наказания, расстрелу. (// «Трудовой Дон». 12 июля 1922 года).
В марте 1924 года руководителем Донской епархии патриарх Тихон снова назначил архиепископа Митрофана (Симашкевича), возведенного в 1922 году в сан митрополита. Но с 22 декабря 1925 года митрополит Донской и Новочеркасский Митрофан примкнул к так называемому «григорианскому расколу». В 1926 году он собрал в Новочеркасске обновленческий епархиальный съезд духовенства и мирян, по итогам которого была выпущена брошюра «Правда о Временном высшем церковном совете и Нижегородском митрополите Сергии (Страгородском)». В апреле-мае следующего года митрополит Митрофан принял участие в совещании Русской православной церкви в Донском монастыре в Москве и подписал послание к верующим СССР.2 (Митрополит Донской и Новочеркасский Митрофан умер около 1930 года. Первоначально похороненный на Новочеркасском голродском кладбище, он был перезахоронен 28 октября 2004 года в ограде Михайло-Архангельской церкви Новочеркасска. (см. Чибисова С.П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов-на-Дону, 2006. С.94).
В 1925-1927 годах Донскую епархию возглавлял архиепископ Димитрий (Добрососедов), переведенный сюда с должности епископа Козловского. Его расстреляли 21 сентября 1937 года, когда он являлся архиепископом Можайским.3 (3 Чибисова С.П. Указ. соч. С. 101). С апреля 1928 года во главе Донской епархии несколько месяцев находился епископ Красноярский Амфилохий (Скворцов), расстрелянный 20 сентября 1937 года в Кемеровской области по приговору тройки УНКВД. В 2000 году на архиерейском соборе РПЦ он был причислен к лику российских святых ХХ века. (Чибисова С.П. Указ. соч.. С.104).
С февраля 1929, в 1930 и 1935 годах Донской епархией управлял архиепископ Антоний (Романовский).2 (2 В 1937 г. архиепископ Антоний был переведен на Сталиградскую кафедру, потом был архиепископом Ставропольским и Бакинским. В феврале 1962 г. возведен в сан митрополита и скончался 7 ноября того же года (Чибисова С.П. Указ. соч. С.107).
С 29 июля по 23 октября 1932 года во главе Донской епархии временно находился епископ Каменецкий Владимир (Горьковский), расстрелянный в Ульяновске 18 февраля 1938 года. (Чибисова С.П. Указ. соч. С.109).
С 23 октября 1932 по 16 февраля 1933 годов Донской епархией управлял епископ Каменский Александр (Раевский), расстрелянный по приговору Особой тройки НКВД Белорусской ССР 3 декабря 1937 года.4 Чибисова С.П. Указ. соч. С.111). Девять лет (1933-1942) во главе Донской епархии стоял епископ Иосиф (Чернов), ставший в дальнейшем митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским. (Чибисова С.П. Указ. соч. С.113).
С апреля 1925 года в СССР стал действовать «Союз безбожников» (с 1929 года – «Союз воинствующих безбожников»( «Союз воинствующих безбожников» был распущен в 1941 году. («История религий в России». С. 561.), проводивший всесоюзные антирелигиозные кампании. 8 апреля 1929 года появилось постановление ВЦИК и Совнаркома «О религиозных объединениях», фактически положившее конец свободной церковной деятельности. В 1932 году в стране было объявлено о «безбожной пятилетке», согласно которой к маю 1937 года «слово «Бог» должно быть в СССР забыто». («История религий в России». С. 563).
Началось массовое закрытие церквей по всей стране. Это коснулось и Дона… В 1920-1930-х годах на Дону были закрыты сотни храмов. В Ростове-на-Дону это были церкви: Святителя Николая (на его месте ныне школа № 55), Казанская (ныне здесь стоит школа № 39), Успенская (угол Соборного переулка и ул.М.Горького), Архангело - Михайловская (ныне многоэтажный клинический корпус медицинского университета), Ново-Покровская (восстановлена на месте памятника С.М.Кирова), Всехсвятская кладбищенская(освящена в 1868, закрыта в середине 1930-х и взорвана в 1966-м. На этом месте в 1967 году был открыт дворец спорта.), Крестовоздвиженская (закрыта в 1935 году, на ее месте ныне расположено общежитие (переулок Университетский, 131-а.), Александро-Невская (освящена в августе 1908 года, взорвана в 1933 году. На его месте по проекту известного скульптора Е.В. Вучетича сооружен конный монумент красным, освободившим Ростов от белых в 1920 году), Иверская в одноименном женском монастыре на северной окраине Ростова (освящена в июне 1908 года, закрыта в январе 1930, восстановлена в конце 1996 года), греческая церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии, (освящена в 1909, закрыта в 1959 (или 1961-м) году. На этом месте в 1964 году было построено нынешнее здание Ростовского областного театра кукол(// Донской временник. Год 1999-й. С. 96..), Иоанна Предтечи (построена в 1915, закрыта в 1925; на его месте возведен Лендворец), Владимирская (построена в 1889 году, закрыта в начале 1930-х, действовала с 1942 по 1955 годы, закрыта в январе 1955 года; ныне здесь расположено отделение межведомственной охраны МВД, Троицкая ( закрыта в 1926 г.), Святых мучеников Сергия и Вакха (освящена в 1905, закрыта в 1920 годах; на ее месте находится знаменитая «Богатяновская тюрьма» на углу Кировского проспекта и улицы Горького.), церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (освящена в 1893 году, снесена в 1931-1932 годах; на ее месте располагается гостиница «Ростов» (ныне отель Marins Park Hotel Rostov), Екатерининская (освящена в 1897 г., закрыта в 1922-м; ныне это часть городского парка культуры и отдыха им.М.Горького, где располагаются аттракционы), Андрея Критского (освящена в 1889 г., закрыта в 1930-е годы; на месте этой церкви ныне расположен плавательный бассейн школы № 43 (пр.Буденновский, 64), Петровская (освящена в 1898 году в Ростовском реальном училище на Большой Садовой, закрыта в 1932-33 гг. Ныне на этом месте часть парка им. М. Горького), Покровская (освящена в 1897 году в здании Торговой школы, закрыта в начале 1930-х гг; ныне здесь расположены экономический и юридический факультеты РГУ (ул.М.Горького, 88), Владимирская (освящена в 1903 г. В Доме трудолюбия, закрыта в начале 1930-х гг.; на этом месте расположена школа глухонемых (ул.Суворова, 127), Николаевская (освящена в 1907 г., в Коммерческом училище на Богатяновском переулке; ныне это здание занимает Ростовский строительный университет).(Малаховский Е.И. Указ. Соч. С. 34-94).
В 1935 году в Ростове был закрыт кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С куполов сняли кресты, иконостас, иконы, мраморный пол и убранство были утрачены, а храм превращен в товарный склад. Потом на церковное подворье перевели городской зверинец. С подходом немцев к Ростову, в 1942 году, по решению горкома и обкома ВКП (б) были взорваны два верхних яруса соборной колокольни. В сентябре 1999 года восстановительные работы по воссозданию колокольни, начатые в 1990 году, были завершены. 21 сентября 1999 года соборную колокольню освятил патриарх Алексий Второй, прибывший на празднование 250-летия Ростова-на-Дону. Сам кафедральный собор, восстановительные работы в котором по проекту ростовского архитектора Д.Ф. Эберга начались в 1950-х годах, обрел свой прежний вид к тысячелетию крещения Руси. К началу ХХ1 века соборное подворье было расширено, на нем были построены новые здания, открылась воскресная школа.
Захватив в июле 1942 года Ростов-на-Дону и Новочеркасск, немцы разрешили богослужения в донских церквах. В августе того же года в Ростове появился управляющий Ростовской епархией архиепископ Николай (Амасийский Николай Васильевич) (1860-1950). Он родился в Саратовской губернии, служил священником. После смерти жены принял постриг. С 22 ноября 1933 года – епископ Ростовский; с 1934 года – в сане архиепископа. В 1935 году был арестован и сослан в Уфу. Ростовской епархией он управлял по весну 1943 года, когда отступил с немцами в Румынию. За связь с гитлеровцами был осужден местоблюстителем патриаршего престола Сергием посланием от 20 марта 1943 года. Скончался в Румынии в возрасте 90 лет.
В годы Великой Отечественной войны, в целях консолидации всего общества в борьбе с фашизмом, большевики обратили свои взоры в сторону Русской православной церкви. В первый же день войны местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился с посланием ко всем «чадам» Русской православной церкви с призывом сплотиться в борьбе против фашизма. Это воззвание было прочитано и во всех церквах Ростовской епархии. 4 сентября 1943 года Сталин встретился в Москве с высшими иерархами РПЦ во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). На этой встрече были обсуждены и решены основные вопросы взаимодействия церкви и государства и получено разрешение Сталина на избрание патриарха Русской православной церкви. Им стал митрополит Сергий (Страгородский), избранный Архиерейским собором Русской православной церкви 8 сентября 1943 года. Возобновлялась деятельность духовных школ, семинарий и духовных академий Русской православной церкви.
С момента освобождения Ростова-на-Дону в феврале 1943-го по май 1945 годов Ростовской епархией с титулом епископа Ростовского и Таганрогского временно управлял Елефтерий (Воронцов) (1892-1959). Он родился в Московской губернии в семье священника. Окончил Московскую духовную академию, служил священником в Москве и Ивановской области. В августе 1943 года принял монашество и тогда же был назначен епископом Ростовским и Таганрогским. Участник Архиерейского собора РПЦ 8 сентября 1943 года, где патриархом был избран Сергий (Страгородский). 5 апреля 1946 г. назначен архиепископом Пражским и Чехословацким (с ноября 1951 года – автокефальная Чехословацкая православная церковь). 18 июля 1948 года получил сан митрополита. С ноября 1955 года – митрополит Ленинградский и Новгородский (с 1 января 1957 года – Ленинградский и Ладожский), постоянный член Синода. Похоронен в Санкт-Петербурге.
В мае 1945 года управляющим Ростовской епархии стал епископ Серафим (Шарапов) (1878-1959). До назначения в Ростов служил в Казанской церкви г. Харькова протоиереем. С 14 апреля 1946 года - епископ Ростовский и Таганрогский. Управлял Ростовской-на-Дону епархией до 30 октября 1947 года. В дальнейшем являлся епископом Ульяновским и Мелекесским (1947-1952) и епископом Полтавским и Кременчугским (1952-1958).
Его сменил епископ Сергий (Ларин) (1908-1967). Он родился в г. Санкт-Петербурге. Являлся обновленченским епископом. После покаяния произведен в сан епископа Кировоградского, викария Одесской епархии (август 1944 г.), став затем епископом Одесским и Херсонским. Епископом Ростовским и Таганрогским назначен 30 октября 1947 года, а 24 февраля 1948 года получил титул епископа Ростовского и Новочеркасского. В декабре 1949 года переведен епископом Житомирским и Овручским. В дальнейшем являлся епископом Гродненским и Брестским, Тульским и Белевским, Астраханским и Сталинградским. С апреля 1961 года – архиепископ Омский и Тюменский, затем архиепископ Берлинский и Среднеевропейский (1962-1964) и архиепископ Ярославский и Ростовский. Секретарем епархии в эти годы являлся игумен Пимен, будущий патриарх Московский и Всея Руси.
С 19 октября 1949 по 27 марта 1951 года Ростовской епархией управлял бывший епископ Полтавский и Кременчугский Николай (Чуфаровский) (?-1967), в дальнейшем (1959 г.) – архиепископ Рязанский и Касимовский. Под его руководством был осуществлен первый после окончания Великой Отечественной войны ремонт Ростовского кафедрального собора. Главный иконостас в кафедральном соборе был создан уже при новом владыке, митрополите Вениамине (Федченков Иван Афанасьевич) (1880-1961). Новый правящий архиерей Дона происходил из крестьян Тамбовской губернии. В 1903 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, затем Петербургскую духовную академию. В 1909-1911 годах служил личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского)- будущего патриарха. В 1911-1913 гг. – ректор Таврической, а с 1913 по 1917 гг. – Тверской духовных семинарий. В 1917 году участвовал в работе собора, выбравшего патриархом Московским и Всея Руси Тихона. В феврале 1919 года назначен епископом Севастопольским. В 1920 году стал епископом Русской армии и флота в Крыму. Принимал активное участие в подготовке Всезарубежного церковного собора, управлял православными приходами в Карпатской Руси. Позднее в Сербии был законоучителем в Русском и Донском кадетских корпусах, настоятелем Русской церкви. Некоторое время преподавал в Парижском богословском институте, но из-за разрыва между Московской патриархией и митрополитом Евлогием, создавшим институт, покинул преподавательскую работу. В 1930 году основал в Париже приход Московской патриархии – Трехсвятительское подворье. В 1933 году – временный экзарх Московской патриархии в Северной Америке. Организовал помощь СССР в период Великой Отечественной войны. В 1945-м побывал в СССР, окончательно вернувшись на Родину два года спустя. До назначения на Ростовскую кафедру несколько лет прослужил в Прибалтике. Владел восемью иностранными языками.
С назначением в ноябре 1955 году митрополита Вениамина главой Саратовской епархии его место на Дону занял архиепископ Флавиан (Иванов) с титулом архиепископа Ростовского и Каменского (город Каменск-Шахтинский в ту пору являлся центром Каменской области, выделенной в 1954 году из состава Ростовской области).* (Архиепископ Флавиан, скончавшийся 7 октября 1958 года, был похоронен у алтарной стены Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы).
Его в январе 1958 года сменил архиепископ Иннокентий (Зельницкий). Он родился в Екатеринославской губернии в семье пономаря. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Служил в храмах Екатеринославской губернии. В 1938 году переведен в Москву, с декабря 1948 года, по принятии монашества, служил в Троице-Сергиевой лавре. В январе 1949 года произведен в епископа Винницкого, потом Курского (с 1951 г.). В феврале 1957 года получил сан архиепископа. Архиепископом Ростовским и Новочеркасским являлся с 8 декабря 1958 по 16 марта 1961 гг.(В дальнейшем Иннокентий являлся архиепископом Архангельским и Холмогорским, потом – Тамбовским и Мичуринским. Похоронен в г.Тамбове).
С 16 марта по 16 августа 1961 года Ростовскую епархию возглавлял архиепископ Никандр(Викторов) (1891-1961). Он родился в Ярославской губернии. Окончил Ярославскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (со степенью кандидата богословия). Служил в Перми, в Пекинской и Харбинской епархиях. С 1952 года – епископ Харбинский и Маньчжурский, с февраля 1956-го – епископ Курский, затем Архангельский. Возведен в сан архиепископа патриархом Алексием (Симанским). Ростовской епархией управлял с 16 марта 1961 года. Жил в Ростове-на-Дону, скончался 16 августа 1961 года, похоронен у алтаря Ростовского кафедрального собора. («Комсомольская правда». 16.8.2005. С. 23).
Пять лет (1962-1966) Ростовской епархией управлял архиепископ Иероним (Захаров). Уроженец Москвы он окончил Московский университет и Институт экспериментальной психологии профессора И.Челпанова. После смерти отца ушел в монастырь (1925). 31 декабря 1944 г. произведен в епископа Кишиневского и Молдавского (до 1947 г.). В последующие годы руководил Рязанской (1947-1948), Ижевской (1948-1952), Куйбышевской (1952-1956) и Орловской (1956-1962) епархиями. В 1962 г. возведен в сан архиепископа. С 12 января 1962 по 14 декабря 1966 гг. являлся архиепископом Ростовским и Новочеркасским. Скончался в Ростове-на-Дону, похоронен у алтарной стены Ростовского кафедрального собора.
На его долю выпала горькая миссия по закрытию десятков храмов епархии в годы хрущевского гонения на церковь в преддверии строительства «светлого будущего – коммунизма». Скончавшийся 14 декабря 1966 года, архиепископ Иероним был похоронен у алтарной стены Ростовского кафедрального собора.
Архиепископа Иеронима сменил архиепископ Илларион (Прохоров) (1889-1973). С сентября 1945 года он служил епископом Сумским и Ахтырским, затем являлся епископом Кировоградским и Николаевским (1951-1953), Уфимским и Стерлитамакским (1953-1959), архиепископом (с 1957) Ивановским и Кинешемским (1959-1963), Уфимским и Стерлитамакским. Архиепископом Ростовским и Новочеркасским являлся с 7 октября 1967 по 16 декабря 1969 гг. Затем был переведен управляющим Пензенской епархии, где и скончался. В начале 1960-х гг. проходил службу в Ростовской -на- Дону епархии патриарх Московский и Всея Руси периода 1990-2008 годов Алексий Второй. В сентябре 1999 года он посетил Ростов, Новочеркасск с официальным визитом.(//«Молот»(Ростов-на-Дону). 28.1.1999 г.)
Затем главой Донской епархии являлся архиепископ Николай (Кутепов) (1924 – 2001). Он родился в Тульской области. Участвовал в Сталинградской битве, был дважды ранен, в результате обморожения получил ампутацию трети обеих стоп. Демобилизован осенью 1943 г. Награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны П степени. Окончил Тульский механический институт, Московскую духовную семинарию (1952) и Ленинградскую духовную академию (1958). В сентябре 1961 года получил сан епископа Мукачевского и Ужгородского, с октября 1963 г. – епископ Омский и Тарский. С 16 декабря 1969 по 1 декабря 1970 гг. управлял Ростовской епархией в сане епископа Ростовского и Новочеркасского. В дальнейшем находился во главе Калужской и Горьковской епархий в сане архиепископа. С 25 февраля 1991 года – митрополит Нижегородский и Арзамасский. Похоронен в Нижнем Новгороде.
Его сменил архиепископ Владимир (Котляров) (1970-1973), вернувшийся на два года на Дон (1993-1995) митрополитом.
С 1973 по 1982 годы правящим архиереем Дона являлся архиепископ Иоасаф (Овсянников) (1904-1982). Он родился в Белгороде, в шестилетнем возрасте остался сиротой, служил в храме алтарником, иподиаконом. Принял постриг в честь святителя Иоасафа Белгородского. В 1950 году стал настоятелем Кременецкого Богоявленского монастыря. Потом служил в кафедральном соборе в Полтаве, в Успенском кафедральном соборе Ташкента. Окончил Ленинградскую семинарию и духовную академию. 8 октября 1966 года рукоположен в сан епископа Пермского и Соликамского. 8 июня 1973 года переведен на Ростовскую кафедру с титулом архиепископа Ростовского и Новочеркасского (с сентября 1977 г.). Похоронен у восточной стены Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Выдающимся церковным деятелем являлся митрополи Владимир (Сабодан Виктор Маркианович) (1935-2014), с июня 1982 по май 1992 годов правивший Ростовской епархией. Он родился в с. Марковцы Летического района Хмельницкой области в семье крестьянина. В 1954 году окончил среднюю школу, затем Одесскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию (1962). В 1965 году, после окончания аспирантуры при Московской духовной академии, назначен ректором Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1966 году - заместитель главы Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 23 июня 1966 года – епископ Звенигородский, викарий Московской епархии, представитель Русской православной церкви на Всемирном соборе церквей в Женеве и настоятель женевского прихода Рождества Пресвятой Богородицы. В 1968 году получил назначение в Переяслав - Хмельницкий, став викарным епископом митрополита Киевского и Галицкого. Через год - епископ Черниговский и Нежинский с одновременным исполнением обязанностей управляющего Сумской епархии. С декабря 1970 по апрель 1973 гг. – ответственный редактор журнала «Православный вестник». 18 апреля 1973 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московских духовной академии и духовной семинарии. 9 сентября 1973 года возведен в сан архиепископа, с апреля 1978 года – профессор духовной академии. 16 июня 1982 года назначен управляющим Ростовской -на- Дону епархии с возведением в сан митрополита. С 28 марта 1984 года являлся патриаршим экзархом Западной Европы. В мае 1992 года избран митрополитом Киевским и Всея Украины. Похоронен в Киево-Печерской Лавре.
Кроме закрытия православных храмов репрессиям со стороны советской власти были подвергнуты сотни священнослужителей Ростовской епархии. С 1934 по 1989 годы около 16 процентов священников Ростовской епархии были осуждены по различным статьям Уголовного Кодекса РСФСР, в том числе более половины из них – по статье 58, за контрреволюционную агитацию и пропаганду. (Донская история в вопросах и ответах. Под ред. Е.И. Дулимова и С.А. Кислицына. Т.1. Ростов-на-Дону, 1997. С. 390).
В 1995-2011 годах правящим архиереем Ростовской епархии являлся архиепископ Пантелеимон (Долганов). С начала 1990-х годов на Дону были восстановлены или построены сотни храмов и часовен. К ноябрю 2011 года в Ростовской епархии действовал 121 приход (в 6 благочиниях), 2 монастыря (1 мужской и 1 женский).
5 октября 2011 года постановлением Священного синода на территории Ростовской области была образована Донская митрополия Русской православной церкви, объединяющая Волгодонскую (109 храмов), Ростовскую и Шахтинскую (161 храм) епархии.(Журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года (Журнал № 132). Патриархия.Ру). Глава Донской митрополии имеет титул митрополит Ростовский и Новочеркасский. С момента создания митрополии правящим архиереем является митрополит Меркурий (И.В. Иванов). Волгодонскую епархию возглавляет епископ Волгодонский и Сальский Корнилий (Синяев), Шахтинскую епархию - епископ Шахтинский и Миллеровский Симон (Морозов). В Донской митрополии действует около 200 приходов.
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
С 1913 года в Ростове-на-Дону на Канкринской (ныне Ульяновская улица) улице открылась каменная Покровская церковь. Рядом с ней (угол Ульяновской (Канкринская улица) и Семашко (Николаевский переулок) до 1923 года действовала деревянная старообрядческая Покрово-Ильинская церковь, принадлежавшая старообрядцам-беглопоповцам «Новозыбковского согласия». В 1935 году был закрыт и каменный Покровский храм старообрядцев. В 1947 году Покровская церковь была отремонтирована и возобновила богослужения в составе крупного старообрядческого объединения - митрополии «Белокриницкого согласия». Старостой общины стал Иоанн Кожемякин (он был одним из тех, кто в 1939 году при закрытии храма спрятал его святыню). В начале 1980-х годов каменная Покровская церковь была реставрирована по эскизам ее прихожанина, известного донского архитектора и краеведа А.П. Зимина. (Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону. Издательство «NB», 2006. С. 31). Ныне Ростовский Покровский старообрядческий собор стал не только центром духовной жизни старообрядцев Дона, но и кафедральным для вновь образованной Донской и Кавказской епархии Русской православной старообрядческой церкви. В настоящее время община этого храма насчитывает порядка 600 человек. Настоятелем храма служит иерей Иоанн Севастьянов.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук (СПб).
Евгений Астапенко, историк, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.