3-й уровень экспозиции
Персональная выставка Сергея Гусарина - профессионального графика, почетного члена Российской Академии Художеств, члена Союза художников России, Творческого Союза художников России, Евразийского художественного союза, руководителя иконописной мастерской «Лик» в г. Рыбинск.
Это изысканная графика, выполненная острым карандашом, с внимательным исследованием натуры и подробной проработкой всех деталей.
"Коряги" - Сергея Гусарина увлек пространственный анализ формы, пластика высушенных ветрами, вымытых дождями и снегами старых коряг, давно отживших свое растительное существование и превратившихся в полу-мифические образы, приковывающие взгляд и будоражащие воображение.
К сожалению, сложно сделать качественные фото графики, оформленной в стекло. Очень много бликов.
В экспозиции представлены фрагменты повседневности – как пойманный кадр чутким объективом, сфокусировавшегося на самом заурядном фрагменте. Хлипкий кустик на краю ручья, камни, выступающие из воды, переплетение травинок и спутанной прошлогодней листвы – словно переход в сложные абстрактные миры таинственной микровселенной.
"Тихий дворик" - почти фотографичный, последовательный и очень подробный, со всеми деталями пересказ деревенской реальности, где время застыло, словно в густом сиропе, потеряв ощущение лет, веков, эпох. И, кажется, что уже не понимаешь, когда был создан этот рисунок? Вчера? Лет десять – сто тому назад?
Разросшиеся старые деревья с изломанной графикой ветвей, вознёсшиеся над просевшими от времени скромными домами с покосившимися стенами и сложенными небрежно стройматериалами.
Помимо виртуозных зарисовок природных мотивов, Сергей Гусарин представил несколько портретов. Технически и анатомически совершенных, выполненных, словно в один присест, при этом уловив не только форму, а даже душу портретируемого. Это – часть подготовительной работы, проработка образов для задуманной большой композиции.
Индивидуальные, фактурные, живые и объемные рисунки. Образы простых людей не молодых скромных деревенских жителей - каждый со своей судьбой. Серия психологических портретов, дающих зрителю почву для размышлений об историях этих людей, их характерах и образе жизни.
«Валентин из деревни Валино» - такие, наверно есть в каждой деревне – свой местный хохмач и балагур - задорный мужичок, но с острым взглядом.
«Подруги» - два образа, две судьбы, в чем-то схожие, в чем-то разные. И тоже – ощущение наших типичных русских бабушек, которая и вкусными пирогами накормит и приласкает, и если заслужишь, скрученной тряпкой отшлепает.
"Подсолнух созрел" – философская работа. Два мира, две материи, как сказочная вода – живая и мертвая. Взгляд зрителя сразу упирается в забор и пляшущие, разноразмерные, выбившиеся из общего ряда отдельные элементы – бревна, зависшие между пока еще сохраняющими вертикаль и служащие своему предназначению штакетинам. И только потом, внезапно замечаешь, что над всем этим отживающим хаосом парит созревшая шляпка подсолнуха. Лепестки облетели, налившиеся зерна склонили соцветие вниз, и на краю пристроилась маленькая птичка – как символ быстротечности мгновения.
«Старая лодка» – очень грустная работа. На контрасте с живущим размеренной жизнью городом, густо застроенным, обитаемым. А по другую сторону реки – выброшенная на берег, остлужившая своё лодка, покинутая и оставленная умирать, ржавея, иссыхая и меденно истлевая под палящими лучами солнца, проливными дождями и безжалостными зимними ветрами, засыпающими снегами, словно погребая ее навсегда.
2-й уровень
На этом этаже представлены работы 3 художников - интепретация темы выставки "Мысли. Образы. Пейзаж".
Яркие, стилизованные работы Эльзы Манс - волплощение идеи, мысли о сакральном миропорядке и таинстве создания Человека в бесконечной Вселенной. Экспериментальная техника, поиск выразительных пластических форм и вкладывание сложных смыслов.
Вторая работа Эльзы Манс "Апостол" - более реалистична: пастух, часть его стада, закат и силуэтное решение - все многозначно, как канонический библейский сюжет.
Пейзажи Михаила Мнушкина отличаются лирическим восприятием окружающей природы, словно художник очеловечивает времена года, погоду, деревья и разговаривает с ними, красками и кистью ведя неспешный диалог.
В предзакатный час, когда день готовится уступить место ночи, наступает сказочный миг безвременья и безвластья, и тогда... оживает Сосновый бор... Именно это волшебное мгновение запечатлел Михаил - когда сосны взялись за руки и приготовились пуститься в хоровод, провожая День и встречая Ночь.
Совсем о другом картина "Ветренный день". Это минорный стих об одиночестве, неприкаянности и трудном жизненном пути. Метафора и иносказания, но светлый колорит вселяет надежду, что лирический герой достигнет пункта назначения, да и ветер рано или поздно - стихнет.
Обласканные лучами заходящего солнца, позолоченные стволы молодых деревьев, словно сплетаются в причудливое кружево или вязь, приветствуя Светило.
"Байкальский мотив" - суровый климат, суровый колорит, ограниченная палитра и по-мужски, с размахом, написанный пейзаж. Грозовые тучи, громоздящиеся над заросшим берегом и чайки, буревестниками тревожно мечутся вдоль края озера. Живописные валуны на переднем плане - сакральное вместилище духов и место силы шаманов.
Михаил, видно, очень любит снежную зиму. Даже написал работу, олицетворяющую его любимое время года. Хрустальный воздух, белые березы, одетые в пышные снежные шубы и русская красавица в платке, возможно, Павловопосадком. Выражение лица серьезное, и правильно - не до улыбок в крепкие морозы и суровые, заснеженные тягучие месяцы зимы.
Продолжение темы зимы. Только теперь - в миноре, с легким ощущением грусти, но тихой и возвышенной. Поднимающаяся по небу луна серебрит окрестности и настраивает зрителя на поэтическую волну. Очень нежная, живописная работа, тонкая и красивая по цвету.
Лирические пейзажи Михаила Мнушкина сменяются абстрактными и символическими фигуративными полотнами Алены Ковалевой. Переход к иносказаниям и ассоциативному мышлению.
"Герард" - эта работа - метафора. Стизизованный образ реального купола древнего храма. Сквозь провал в центре свода льется Свет. Сияние окрашивает золотом архитектурные уступы и кажется, что трещины обретают смысл - тернового венка слева, справа - виноградной лозы.
"Посланник" - наш мир не ограничивается существованием объективной материи. Есть нечто большее - невидимое, но влияющее на нас, порой оберегающее, порой терзающее и пугающее. То, что нельзя потрогать, прочувствовать физически, но можно осознать, представить и дотянуться душой.
Недосказанность дает право зрителю самому решить, кто это.
"Золотая" Москва, образ противопоставления древнего города, Кремля и взметнувшихся вверх, подпирающих небо небоскребов из стекла и бетона. Современный эталон обеспеченной, жизни, выбранной цели и устремления многих. Но отражение безжалостно обнажает острые шипы, холод и угрозу, ледяным частоколом встающие на пути к вожделенному благополучию. И только красные башни Кремля остаются неизменными, вечными опорами и корнями-якорями.
"Рождение" - абстрактная работа, аллегория сути процесса зарождения нового. Процесса, когда ядро раскаляется, делится и раскрывается, разрастается, неся заложенный генный код, превращаясь в многоцветный мир, насыщенный сложными образами и следуя заложенной программе? Или программы нет, всё будет складываться уже по ходу трансформации, по воле самого ядра?
Запутанные пульсирующие, бурлящие страсти закручиваются в воронку, где оранжевые всполохи охлаждает бирюза рассудка и лазурно-голубые краски нежности. Или это буйство красок - дикий первозданный танец в ореоле пышных складок. А может быть - просто гигантский дрожащий портрет чудесного тропического цветка. Или зритель сам найдет свои ассоциации, в воображении?
"Москва. Путь к цели" - абстрактная аллегория сложности, проблем и разочарований. Промзона, офисные бастионы и сияющая впереди мишура большого города. Длинная дорога, прямолинейная, как вектор в самый центр и ориентир, чёткий путь к недостижимому престижу и высокому уровню. И витиеватый путь, который проходят не все, многие зависают по дороге, находят для себя что-то интересное и ценное здесь и сейчас.
"Симфония для саксофона" - музыкальная абстракция, навеянная чарующими звуками, ритмом и воздушной, скользящей и манящей мелодией любви.
1-й уровень
Персональная выставка Майи Гусариной - члена Союза художников России, Творческого Союза Художников России, Евразийского художественного союза.
Майя Гусарина - певец родной природы, продолжающий традиции русского реализма, но к техническому мастерству она добавляет душу и любовь. Поэтому ее живописные пейзажи наполнены теплом и завораживают, цепляют, зовут в свой мир.
Начало персональной выставки Майи Гусариной - четыре зимних пейзажа, передающих ощущение искрящегося, переливающегося снега, громко хрустящего под ногами и захватывающего дух, крепкого мороза. Атмосферные, перламутровые пейзажи с деревянными избами и спящими до весны березками.
Майя, как и ее муж, Сергей Гусарин, видит красоту в обыденном и с удовольствием рисует привычное окружение, обращая внимание зрителя на то, что рядом, что вокруг, и показывая повседневность с нового ракурса, глазами художника. Но в отличие от мужа, увлекающегося жесткой бесстрастной графикой и видящего поэзию в стареющей материи, в состоянии на грани тлена и разрушения, взгляд Майи направлен на Жизнь. Ее лодки, вытащенные на берег, пребывают в ожидании нового погружения, скольжения по глади озера или бодрой пляски в ритме волн.
Пейзажи Майи - это цепкий взгляд пленэриста, старающегося ухватить сочетания цветов и все нюансы тона. Чтобы потом с любовью перенести на холст увиденное и передать настроение, свежесть и состояние природы.
Пейзажи с лодками - настоящая серия портретов неживой природы, но индивидуальной, со своими особенностями и этим прекрасной.
В сдержанную красоту северной природы вторгается цветочная фантазия "Лилии и зной".
Благоухающие разноцветные Лилии полностью раскрыли свои лепестки, подставляясь палящему солнцу и мечтая о живительной влаге. Легкая, светлая работа, сочетающая изящно выписанные отдельные цветы и пятнистый, живописный фон, утекающий в импрессионизм.
А дальше - Осень. Золотая, с высокими стогами, деревянными изгородями и живописными избами, прячущимися за еще не облетевшую бурую листву. И снова, как перед графикой Сергея Гусарина, где деревянные дома и деревья - проваливаешься во времени и не понимаешь, какой это год и век. Есть только место - Русь. А время - растворилось, исчезло за ненадобностью - жизнь в простоте - очаг, крепкий дом и Природа.
Удивительный по красоте пейзаж "Север. Лесное озеро" - гармония цвета, линий и ощущение погружения в среду. Даже кажется, что вот-вот ветер поменяет направление и из картины дунет на тебя, взъерошит волосы и ты почувствуешь чуть терпкий, горьковатый запах листвы и нотки приближающегося холода.
Пленэрные пейзажи Майи Гусариной - как перенесенный в 21 век русский авангард, в духе Кончаловского и пейзажей Грабаря, адаптированные и переосмысленные, но такие же сочные и свежие. Это любовь к родной земле, выраженная живописью.
Автор текста: Алена Ковалева,
руководитель информационного отдела Евразийского Художественного союза (ЕХС), руководитель секции "Художественное слово", куратор выставочных проектов в Росстате