Река Муррей, Марри (Murray) протекает на юго-востоке Австралии. Длина 2530 км (с рекой Дарлинг 3490 км), площадь бассейна 1060 тыс. км2. Уклон реки - 5-6 см/км.
16 ноября 1824г. исследователи, колонисты Гамильтон Юм и Уильям Ховелл обнаружили самую длинную реку в Австралии – Муррей. Позже Юм писал, что они оказались на берегу большой и красивой реки, которую назвали Юма. «Это широкая и, по-видимому, глубокая река, скорость течения которой около трех миль в час, но, несмотря на это, вода здесь светлая и прозрачная». В 1829г. реку исследовала экспедиция Чарльза Стёрта и переименовала ее в Муррей в честь министра колоний Джорджа Муррея.
Муррей - в верхнем течении носящая имя Юм, начинается на западных склонах Снежных гор в Австралийских Альпах, недалеко от горы Косцюшко на высоте 902 м.
Течёт на запад и северо-запад, около города Морган Муррей дугой поворачивает на юг, впадает в залив Энкаунтер (часть Большого Австралийского залива Индийского океана).
Снежные горы, где расположен исток Муррея, отличаются обилием осадков. Здесь выпадает до 2000 мм осадков в год, преимущественно в виде снега, обеспечивая питание реки.
Спустившись с заснеженных вершин Австралийских Альп, Муррей минует полосу заболоченных лугов.
Ниже зоны болотистых лугов, окаймляющих снежники, Муррей протекает через пояс густых низкорослых горных лесов из стройных прямых деревьев диаметром максимум до пяти сантиметров.
Затем, с высоты в тысячу семьсот метров – через субтропическую гилею, состоящую из двух ярусов: верхнего, из редко стоящих могучих миндальных эвкалиптов, достигающих в высоту ста двадцати метров, а в поперечнике — десяти метров, и нижнего, состоящего из древовидных папоротников высотой в пятнадцать-двадцать метров.
В предгорьях Австралийских Альп влажные субтропические леса сменяются светлыми эвкалиптовыми лесами.
Еще ниже по течению леса становятся совсем редкими и, наконец, переходят в саванны. Здесь между отдельными эвкалиптами, акациями и бутылочными деревьями с раздутыми внизу стволами разбросаны густые колючие заросли кустарников-скрэб.
Южнее, у устья Муррея, поверхность покрыта многочисленными песчаными дюнами.
Долина Муррея выше устья Дарлинга широкая, русло реки меандрирует в широкой пойме, в которой много стариц и озер.
Ниже впадения Дарлинга ее берега довольно крутые, что свидетельствует об энергичной глубинной эрозии реки: Муррей протекает здесь по области, лишь в четвертичное время вышедшей из-под уровня моря и сейчас еще находящейся в стадии поднятия.
Питание реки осуществляется главным образом за счет дождевых осадков и в некоторой степени за счет снегов, выпадающих в Австралийских Альпах. Поэтому максимум расхода приходится на лето. Осадки часто имеют ливневый характер. В период дождей уровень воды в реке быстро повышается. До строительства плотин и водохранилищ разливы реки на плоской низменной равнине иногда приобретали характер катастрофических наводнений. Кроме того, река переносила большие массы обломочного материала и отлагала вдоль русел валы, которые часто препятствовали впадению притоков в главную реку.
Наводнение на реке Муррей 1956 года привело к подъему уровня воды и затоплению многих городов в Новом Южном Уэльсе, Виктории и Южной Австралии. Наводнение было и остается крупнейшим в зарегистрированной истории реки Муррей и описывается как "величайшая катастрофа в истории Южной Австралии". Произошло оно из-за превышения среднего уровня осадков в Западном Квинсленде и проливных дождей в течение трех месяцев в бассейне Муррей-Дарлинг. От верхнего к нижнему течению наводнения произошли в городах Вентворт в Новом Южном Уэльсе, Колиньян, Ирак, Милдура, Нангилок и Ред-Клиффс в Виктории и во многих городах Южной Австралии, включая Ренмарк, Маннум и мост Муррей. Некоторые районы были затоплены на расстоянии до 100 километров от естественного течения реки.
В сухой зимний период уровень реки значительно понижается, но, как правило, на всем протяжении сохраняется непрерывный водоток. Только в годы самых сильных засух отдельные участки верхнего течения Муррея пересыхают полностью. Во время сильной засухи 1914-1916 гг. река распалась на отдельные стоячие водоемы.
Среднемноголетний расход воды в низовьях Муррея 258 куб. м/с (годовой объём стока 8,1куб. км , в естественных условиях составлял 23,9 куб.км ), максимальный расход 2044 куб.м /с, минимальный – 12 куб.м /с.
В настоящее время сток Муррея целиком регулируется плотинами и водохранилищами. Крупнейшие из них входят в систему гидросооружений «Снежные горы», направленных на увеличение водности рек бассейна Муррея путем переброски через водораздел вод реки Сноуи-Ривер, стекающей на восток со склонов Австралийских Альп: озеро Виктория (завершено в конце 1920-х годов), это озеро Хьюм возле Олбери-Водонги (завершено в 1936 году), озеро Мулвала в Ярравонге (завершено в 1939 году) и озеро Дартмут, которое фактически находится на реке Митта-Митта выше по течению озера Хьюм (завершено в 1979 году).
Назначение всех водохранилищ на Муррее – накопление воды в периоды повышенного стока во время активного весеннего таяния снега в Снежных горах для дальнейшего расходования в засушливый период года (лето – осень), использование воды для орошения земель, промышленного и городского водоснабжения, выработки электроэнергии и целей рекреации.
Плотина Дартмут высотой 180 метров является самой высокой плотиной такого типа в Австралии. Дартмутская плотина представляет собой большую каменную насыпную плотину с неконтролируемым желобчатым водосбросом через реки Митта-Митта, Гиббо и Дарт, Морасс-Крик и ряд небольших притоков. Плотина расположена недалеко от горы Богонг на северо-востоке австралийского штата Виктория. Назначение плотины включает орошение, выработку гидроэлектроэнергии, водоснабжение и охрану окружающей среды. У стены плотины расположена Дартмутская электростанция, гидроэлектростанция, вырабатывающая электроэнергию для национальной сети.
Дартмутская плотина хранит воду со снежных полей высокогорья Виктории для летнего сброса в Митта-Митту (и озеро Хьюм ниже по течению), а затем в большую реку Муррей для орошения. Пропускная способность водохранилища довольно мала, учитывая его размер, а это означает, что его уровни мало различаются по сравнению с некоторыми другими плотинами на реке Муррей и их притоках.
Водохранилище Хьюм находится на границе Виктории и Нового Южного Уэльса, в месте слияния рек Митта-Митта и Муррей, в 16 км над Олбери. Построенное в 1934 году и названное в честь австралийского бушмена и исследователя Гамильтона Хьюма, водохранилище было увеличено в 1961 году до мощности 3 100 000 000 куб. м . Плотина Хьюм является крупной плотиной через реку Муррей ниже по течению от ее впадения в реку Митта в районе Риверина в Новом Южном Уэльсе. Назначение плотины включает в себя смягчение последствий наводнений, гидроэнергетику, орошение, водоснабжение и консервацию.
Плотина представляет собой смесь бетонной гравитационной плотины с четырьмя земляными насыпями. Высота стенки плотины 51 метр, длина гребня - 1615 метров, а вспомогательные насыпи простираются еще на 1010 метров. Максимальный уровень воды над уровнем моря составляет 194 метра. Площадь поверхности озера Хьюм составляет 20 190 гектаров, а площадь водосбора - 15 300 квадратных километров. Стена плотины построена из камня и предназначена для движения автотранспорта. Управляемый бетонный водосброс, включающий закрытый бетонный перелив с двадцатью девятью вертикальными шлюзами, способен сбрасывать 7 929 кубических метров в секунду.
Режим реки регулируют также многочисленные низконапорные плотины и шлюзы.
Шлюз №1 был достроен недалеко от Бланштауна в 1922 году. Плотина Торрумбарри ниже по течению от Эчуки начала функционировать в декабре 1923 года. Из нескольких предложенных шлюзов были построены только тринадцать: шлюзы с 1 по 11 на участке ниже по течению от Милдуры, шлюзы 15 в Юстоне и шлюзы 26 в Торрумбарри. Строительство оставшихся плотин исключительно для целей судоходства было прекращено в 1934 году. Последним шлюзом, который был достроен, был шлюз 15 в 1937 году. Шлюз 11, расположенный чуть ниже по течению от Милдуры, создает шлюзный бассейн длиной 100 километров, который помогает откачивать воду из Милдуры и Красных Скал.
Рядом с каждым шлюзом есть судоходный проход через плотину, который открывается в периоды высокого стока реки, когда для шлюза слишком много воды. Плотины могут быть полностью сняты, а шлюзы полностью покрыты водой во время наводнения. Шлюз 11 уникален тем, что был построен внутри излучины реки, а плотина находится в самой излучине. К шлюзу прорыт канал, создавший остров между ним и плотиной. Плотина также имеет другую конструкцию: ее вытаскивают из реки во время высокого течения, а не поднимают.
С 1935 по 1940 год возле устья Муррея была построена серия заграждений, чтобы остановить поступление морской воды в нижнюю часть реки в периоды низкого стока.
Это заграждение Гулва длиной 632 метра, заграждение канала Мунду длиной 800 метров, заграждение Пограничного ручья длиной 243 метра, заграждение острова Эве длиной 853 метра и заграждение Таувитчере длиной 3,6 километра .
Устьевая область Муррея (площадь 1400 км2) включает русло Нижнего Муррея, пресноводные озёра Алегзандрина и Альберт, лагуну Те-Куронг (длина более 100 км, ширина от 100 м до 5 км), отделённую от залива Энкаунтер полуостровом Янгхасбанд (узкая коса длиной около 120 км и шириной 2–3 км). Между полуостровом Сэр-Ричард на северо-западе устьевой области и полуостровом Янгхасбанд на юго-востоке находится узкий пролив – непосредственный выход Муррея в океан, обычно называемый устьем Муррея. Наибольшая величина приливов в заливе Энкаунтер (близ г. Виктор-Харбор) составляет 2,2 м, в устье Муррея – 1,3 м.
Устье реки постоянно углубляется дноуглубительными машинами. Они очищают дно от ила и песка. Тем самым обеспечивается полноценный приток пресной воды в озеро Александрину.
Главные притоки – Маррамбиджи, Дарлинг (правые) и Митта-Митта, Овенс, Гоулберн, Лоддон (левые). Общая длина водотоков всей речной сети Муррея 89 тыс. км. Все эти реки в сухой сезон распадаются на цепь стоячих водоемов, содержащих иногда солоноватую воду.
Река Муррей - древняя река, образовавшаяся примерно 130 миллионов лет назад.
Основными геологическими событиями, повлиявшими на характер развивающейся реки, были формирование Большого горного хребта и двух огромных осадочных бассейнов - бассейна Муррея и к северу от него, а также Большого Артезианского бассейна.
В то время как происходило медленное оседание дна бассейна Муррей-Дарлинг, обнажение горных пород поднималось по краям бассейна, образуя окружающее нагорье. Даже в пределах бассейна не все было полностью неподвижно и в недавние геологические времена произошли разломы. Наиболее значительным из них является блок Каделл-Тилт между Эчукой в Виктории и Дениликином в Новом Южном Уэльсе, который является одним из самых впечатляющих примеров в мире разломов, изменяющих русло реки. Вдоль линии разлома, которая проходила прямо поперек русла реки Муррей, массивный блок поднимался быстрее, чем река могла прорубить его. Наконец, около тридцати тысяч лет назад течение реки Муррей к западу от разлома было полностью перекрыто, и река повернула на север и юг, чтобы найти пути в обход гигантского препятствия.
Другое движение вынудило реку проложить для себя совершенно новые русла. В более западной части бассейна Муррей-Дарлинг другое поднятие, блок Пиннару, оказало глубокое влияние на характер реки, перекрыв ее плотиной, образовав гигантское пресноводное озеро, получившее название Банганния. Озеро простиралось от места недалеко от границы Южной Австралии с Викторией, до Робинвейла в штате Виктория. Позже плотина блока Пиннару была прорвана ручьем, текущим со стороны блока, обращенной к морю, который снова врезался в нее, пока не образовался канал, в результате чего вода озера Банганния снова потекла в море.
Таким образом, река Муррей в Южной Австралии омолодилась, протекая в узкой долине, резко обрывающейся, образуя многокилометровые красивые золотистые известковые скалы, которые являются отличительной чертой реки в этом штате.
Муррей — большая судоходная река. Благодаря снеговому питанию и построенному в верховьях реки водохранилищу Хьюм уровень воды в Муррее вполне достаточен для судоходства в течение всего года.
Судоходство осуществляется вплоть до города Олбери, расположенного у подножья Австралийских Альп. Но по реке плавают суда только с малой осадкой. Ширина русла Муррея в некоторых местах достигает 1 км, что позволяет использовать ее как транспортный путь даже для довольно крупных судов. Морские суда не могут войти в реку Муррей с моря, потому что у нее нет устья. Однако в 19 веке река поддерживала значительную коммерческую торговлю с использованием гребных пароходов с мелкой осадкой. Первые рейсы были совершены двумя лодками из Южной Австралии во время весеннего половодья 1853 года. "Леди Августа" под командованием Фрэнсиса Каделла достигла Суон-Хилл, в то время как другая, "Мэри Энн" под командованием Уильяма Рэнделла, достигла Моамы (недалеко от Эчуки). В 1855 году пароход с грузами для золотодобычи достиг Олбери, но Эчука была обычным пунктом разворота, хотя небольшие лодки продолжали курсировать с портами, расположенными выше по реке, такими как Токумвал, Вахгунья и Олбери. К 1860 году дюжина пароходов работала в сезон половодья вдоль реки Муррей и ее притоков.
Суда Муррея страдали от коряг, упавших деревьев, погруженных в воду, и были предприняты значительные усилия, чтобы очистить реку от этих угроз для судоходства с помощью барж, оборудованных лебедками с паровым приводом. В последнее время были предприняты попытки восстановить многие из этих препятствий, вернув мертвые деревья в реку. Основная цель этого — обеспечить среду обитания для рыб, места размножения и укрытия которых были уничтожены путем удаления коряг. Речной транспорт начал приходить в упадок после того, как рядом с рекой Муррей появились железные дороги. Ненадежные уровни не позволяли лодкам конкурировать с железнодорожным, а позже и автомобильным транспортом . Однако по реке до сих пор ходят прогулочные катера по всей ее длине. Сегодня большая часть движения по реке носит развлекательный характер. Небольшие частные лодки используются для катания на водных лыжах и рыбалки. Плавучие дома широко распространены, как коммерческие, сдаваемые в аренду, так и находящиеся в частной собственности.
На реке находятся такие города как Олбери с населением 46 тыс. человек, Эчака (14 тыс. человек), Соун- Хилл (10 тыс. человек), Милдьюра (30 тыс. человек), Ренмарк (4,4 тыс. человек), Марри Бридж (14 тыс. человек), Гулва (6 тыс. человек).
Вдоль Муррея находятся национальные парки Косцюшко, Барма, Хатта-Калкин и др.; национальные заповедники Лейк-Виктория, Вангамма, Мурна и др.; парк Джарвис-Крик, плато Риджинал и т.д.
Река Муррей серьезное препятствие для наземных путешествий и торговли. Первый мост через Муррей, построенный в 1869 году, находится в городе Муррей-Бридж, ранее называвшемся Эдвардс-Кроссинг. Чтобы отличить этот мост от многих других, которые пересекают реку Муррей, этот мост известен как автомобильный мост через реку Муррей. Плата за проезд по мосту Муррей применялась к южно-австралийским паромам до тех пор, пока не была отменена в ноябре 1961 года.
Благодаря хорошей системе ирригации долина реки Муррей является самой развитой сельскохозяйственной зоной Австралии. Однако из-за забора больших объемов воды, поднялся уровень засоленности почв, что существенно угрожает производительности сельского хозяйства.
Река предоставляет 40% питьевой воды жителям Аделаиды, а также снабжает водой большое количество мелких городов вдоль ее берегов. Забор воды вызывает обмеление реки. Река Муррей также встречается с другими серьезными экологическими проблемами, включая загрязненные стоки фермерских хозяйств четырех австралийских штатов, введение инвазивных видов рыб, особенно европейского карпа.