Он блистал на советской эстраде недолго, но остался в памяти навсегда. 10 песен с вокалом Александра Лермана

37K прочитали

Не знаю, прав я или нет, но по сравнению с другими вокалистами эпохи ВИА Александр Лерман всегда был в меньшей степени романтиком и в большей — реалистом. Что нисколько не умаляет его вклада и значения. Это лишь одна из граней наследия, которое нам оставила золотая эпоха советских вокально-инструментальных ансамблей.

Не знаю, прав я или нет, но по сравнению с другими вокалистами эпохи ВИА Александр Лерман всегда был в меньшей степени романтиком и в большей — реалистом.

До эмиграции Александр Лерман проработал на эстраде всего лишь около трёх лет. Но времена были такие, что за короткий срок можно было прославиться на всю страну — такова была востребованность новой музыки.

Александр Лерман родился 24 мая 1952 года в Москве. С детства его влекли две стихии — музыка и лингвистика. К 1970 году он окончил спецшколу имени Гнесиных по классу виолончели. Изучая английский и литовский языки в Вильнюсском университете, Александр Лерман параллельно выступал на эстраде.

«Скоморохи» «Осень» (1970)

Ещё будучи студентом Вильнюсского университета, Александр Лерман состоял в качестве басиста и вокалиста в группе «Скоморохи», созданной Александром Градским. Наверняка было сложно совмещать учёбу и рок-н-ролл! «Осень» — единственная запись «Скоморохов», сделанная при участии Лермана, который берёт на себя партии баса и второго вокала.

ВИА «Весёлые ребята» «Если любишь ты» (1972)

К 1972 году изучающий языки басист «Скоморохов» переехал в столицу, где талантливого солиста приметил основатель ВИА «Весёлые ребята» Павел Слободкин. Войдя в состав одного из самых популярных ансамблей в стране, Александр Лерман мгновенно выбился в звёзды первой величины.

Миллионы поклонников познакомились с его голосом через песню «Если любишь ты» Юрия Антонова и Леонида Дебренёва, вышедшую в марте 1973 года на гибкой пластинке в журнале «Кругозор».

ВИА «Весёлые ребята» «Я к тебе не подойду» (1973)

Одна из знаменитых песен из альбома «Любовь — огромная страна» была написана Давидом Тухмановым на стихи Леонида Дербенёва и Игоря Шаферана. Ещё один коронный номер в исполнении Александра Лермана, который, как говорят, звучал чуть ли не из каждой форточки.

ВИА «Весёлые ребята» «На перекрестке» (1973)

Записать песню на английском языке? Конечно, нужен Лерман! Звёздный солист советской эстрады с увлечением осваивал языки и мог объясниться на десятках наречий от литовского до санскрита. Исполнить хит Creedence Clearwater Revival близко к оригиналу — задача вполне выполнимая.

ВИА «Добры молодцы» «Трудная любовь» (1974)

Впрочем, отношения в коллективе не всегда были безоблачны. Музыканты хотели большей самостоятельности, у каждого были свои амбиции. После очередной гастрольной поездки в 1974 году Александр Лерман перешёл в ВИА «Добры молодцы». Впрочем, желаемой творческой свободы этот шаг, судя по всему, не принёс. Зато прекрасный голос появился ещё на нескольких пластинках.

«Аракс» «Мемуары» (1975)

Многие музыканты стремились перейти из своих ВИА с их вечной необходимостью угождать худсоветам в легендарный «Аракс», который занимался музыкальным сопровождением спектаклей Театра «Ленком» и пользовался гораздо большей свободой действий. В составе этой группы Александр Лерман попал в кадр фильма «Афоня» — с басухой перед микрофоном, в знаменитом эпизоде энергичного танца.

Давид Тухманов «Сердце, моё сердце» (1975)

Для записи альбома «По волне моей памяти» композитор Давид Тухманов привлёк лучшие силы советской эстрады своего времени. Александру Лерману довелось дополнить своим вокалом мощный фанковый номер «Сердце, моё сердце» на стихи Гёте на русском и немецком. Знание языков и иностранной литературы, несомненно, сыграло свою роль.

«Отважный Ширак» (1976)

Вокал Александра Лермана прозвучал в фильме-сказке «Отважный Ширак» с песнями на музыку Александра Зацепина. Но в титрах он фигурирует уже под именем Александра Сафиулина. Ко времени выхода картины на экраны Лерман уже эмигрировал в США, а его имя подлежало удалению. Оно исчезло и с конверта альбома «По волне моей памяти».

Александр Лерман «По этой лестнице» (1995)

Занимаясь научной карьерой в Йельском и Делавэрском университетах, Александр Лерман не терял связи с бывшими коллегами и периодически возвращался к музыке. Теперь у него появилась возможность записать собственные песни, которые писались ещё в начале 1970-х. Одной из них стала баллада «По этой лестнице», записанная в студии Театра «Ленком» в 1994 году.

Александр Лерман «Новгородский пир» (1994)

Ещё одна старая песня, попавшая на запись спустя годы после дебюта. «Новгородский пир» входил в репертуар ансамбля «Ветры перемен», в котором Александр Лерман состоял в качестве клавишника и вокалиста аж в 1969 году. Интересный образец советского фолк-рока с русскими мотивами и на историческую тему. Было бы здорово послушать, как песня звучала со сцены во времена «Весёлых ребят»!

Для дальнейшего погружения предлагаю почитать:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!