Эту пластинку записал один из самых востребованных ансамблей в СССР, чью популярность сравнивали с битломанией. Это был долгоиграющий альбом без слабых мест, который разлетелся по стране немыслимыми тиражами. Его хранили, как реликвию. И он отлично слушается по сей день.
Речь, конечно, о «Весёлых ребятах». Ансамбль был основан ещё в 1966 году Павлом Слободкиным — первоклассным пианистом и композитором, человеком с отменным вкусом, непростым характером и пробивными способностями.
А ещё — тонким психологом. Слободкин сознательно придерживался политики постоянного обновления кадров в составе. Во-первых, это создавало нужный градус творческой конкуренции, что работало на качество продукции. Во-вторых, не позволяло отдельным участникам ВИА словить звёздную болезнь. Незаменимых в «Весёлых ребятах» фактически не было.
А кто же был? В 1973 году, когда ансамбль записывал одну за другой песни для будущего шедевра, у микрофона стоял блестящий фронтмен-интеллектуал Александр Лерман. Конкуренцию ему с осени 1973 года составил Александр Барыкин. Среди вокалистов состояли также Вячеслав Малежик и Анатолий Алёшин.
Гитарные партии записали Алексей Пузырёв, Валерий Хабазин и Игорь Дегтярюк. Бас — Евгений Казанцев. На клавишных инструментах сыграли Александр Буйнов и Геннадий Макеев, на барабанах — Владимир Полонский. Плюс духовая секция в лице трубача Владимира Избойникова и саксофониста/флейтиста Андрея Русанова.
Альбом сразу записывался как законченное произведение из нового материала. Павла Слободкина не устраивал вариант просто собрать на лонгплей песни с прошлых миньонов. Долгоиграющая пластинка должна была стать отдельным художественным высказыванием.
Мощная команда звучала вполне по-западному, в духе модных тогда поп-тенденций, но с учётом местной специфики, мелодичности и поэзии. «Всегда вдали» (Л. Дербенёв/Е. Адлер) стартует с продолжительного хард-рокового вступления, органное соло мог бы сыграть и Джон Лорд:
Превосходная баллада «Качели» выполнена в другом настроении: она навевает ассоциации с мечтательной калифорнийской фолк-психоделией. Композитор и пианист Сергей Дьячков, который серьёзно занимался фольклором, первоначально написал её песню на стихи Роберта Бернса. Новый текст про долгожданную Таню написал Леонид Дербенёв:
Песни записывались на 8-канальный магнитофон. Павел Слободкин контролировал все этапы процесса от аранжировки до окончательного сведения, которое осуществлял сам вместе со звукорежиссёром Эдуардом Шахназаряном. Песня «Я к тебе не подойду» (И. Шаферан, Л. Дербенёв/Д. Тухманов) в 1976 году получила первую премию на международном конкурсе грамзаписи в Праге:
Ещё один однозначный хит с той пластинки — «Отчего» Юрия Антонова на стихи Татьяны Сашко. Хоть мелодия была отчасти похожа на хит нидерландского дуэта Mouth & MacNeal «How Do You Do», это во многом оригинальная работа:
«Наша песня» (М. Танич/В. Гамалия) также начинается достаточно тяжело, демонстрируя блюз-роковые интересы музыкантов: «Мы всё на свете можем, нам только захотеть!»
«Весёлые ребята» заметно отличались от коллег по сцене отсутствием обязательных комсомольских песен в репертуаре. Зато на их стороне была безусловная народная любовь. И в студии они могли позволить себе эксперименты. В «Скором поезде» (В. Харитонов/Д. Тухманов) ощутима вполне фанковая пульсация:
Ближе к дате выхода возникли трения с руководством. Видимо, решив, что «Весёлые ребята» получили слишком много творческой свободы, худсовет «Мелодии» настоял на замене трёх песен.
Это был компромисс, на который Павлу Слободкину пришлось пойти ради выхода альбома. Хотя музыканты были от замены вовсе не восторге.
«Вечная весна» (И. Шаферан/Д. Тухманов), уже выходившая в исполнении Валерия Ободзинского, была записана Александром Барыкиным под готовый аккомпанемент от эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения при участии ритм-секции «Весёлых ребят»:
Песню «Это Москва» (И. Шаферан, Л. Дербенёв/Д. Тухманов) изначально записывал концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Вадима Людвиковского:
Третья замена — вариант песни «Парень простой» (Л. Дербенёв/П. Слободкин) с новым названием «А мне-то зачем» и основным вокалом Александра Барыкина. Эта была последняя песня, записанная для альбома:
Альбом «Любовь — огромная страна» был готов к выпуску в декабре 1974 года и стал высшим достижением ансамбля «Весёлые ребята». А может, и величайшим альбомом всей эпохи ВИА. В нём сошлись и отменный материал, и высокое исполнительское мастерство создателей. И какая-то особая творческая магия, присущая тем солнечным временам.
Чтобы картина была полной, остаётся только послушать три песни, которые вышли на гибком миньоне в мае 1974 года, предваряющем и анонсирующем выход долгоиграющей пластинки «Любовь — огромная страна». Но впоследствии были удалены с пластинки по требованию худсовета. Среди них — отличный кавер «Down on the Corner» группы «Криденс»:
Спасибо за внимание!