Хранить деньги наличными у себя дома кому-то кажется самым надежным способом, если не считать уличных грабителей, которых с развитием мошенничества в интернете и по телефону, стало заметно меньше.
Только такой способ хранения денег имеет один существенный недостаток – деньги со временем сильно обесценятся в результате инфляции. Поэтому самым оптимальным вариантов остается банковский вклад.
Агентство страхования вкладов гарантирует сохранность, а банк начислить проценты, которые хоть частично, но компенсируют воздействие инфляции. Но работа с банком имеет свои риски. Приведу пример из практики.
Открыл вклад
Мужчина решил положить на вклад в банке сумму в 850 тысяч рублей. Сотрудница в результате подробной консультации предложила наиболее выгодные условия. Срок вклада 1 год, без возможности досрочного погашения с выплатой процентов в конце срока. Процентная ставка по такому вкладу составляла 15,5%, хотя ключевая ставка ЦБ РФ на тот момент была 9,5% (июнь 2022 года).
Поскольку у клиента была цель просто положить деньги под проценты, он с радостью согласился на такие условия.
Сотрудница оформила все документы, выдала договор об открытии банковского вклада. Денежные средства были переданы наличными.
Спустя год мужчина решил забрать свои деньги с процентами и обратился в то же отделение банка. Однако деньги ему возмещать отказались, сказав, что никаких договоров с ним не заключали и вкладов на его имя не открывали.
Почему отказали
После подачи нескольких заявлений ответ был одним и тем же. Только после жалобы в Центральный Банк мужчине дали ответ, что в данном отделении банка в отношении сотрудницы было возбуждено уголовное дело. Сама фигурантка находится в розыске и установить ее месторасположение нельзя. Помимо мужчины пострадали еще около 12 человек, а сумма ущерба составила около 15 миллионов рублей. Всех обманули по одной и той же схеме.
Однако деньги возвращать все же отказались, предложив написать заявление в полицию и ждать пока найдут ту сотрудницу, чтобы с нее взыскать материальный ущерб.
Суд первый инстанции
Мужчина все же решил обратиться в суд и взыскать денежные средства с банка. Он пояснил, что обратился в отделение банка, где его приняла специалист в форменной одежде. Она выдала все необходимые документы и приняла деньги.
Представитель от банка иск не признал. Свою позицию он аргументировал тем, что от имени банка договор с истцом не заключали, деньги от него не принимали, а нести ответственность за преступные действия своих сотрудников банк не может.
Поэтому оснований для возврата денежных средств у банка нет.
В итоге суд первой инстанции встал на сторону банка, согласивших с доводами о том, что банк не несет ответственности в данном случае, а деньги нужно требовать непосредственно с виновного лица.
Апелляция
Мужчина не согласился с таким решением и подал апелляционную жалобу. Лишь на стадии обжаловании удалось добиться справедливости. Там уже встали на сторону вкладчика, указав на то, что раз действие происходило в отделении банка, соответственно банк несет ответственность за своих сотрудников.
Мужчина не обязан был проверять полномочия сотрудницы банка. Он обратился в отделение банка, поэтому предугадать действия сотрудников он никак не мог.
Учитывая обстановку клиент вполне уверен, что сотрудник представляет интересы банка и действует от его имени.
В итоге решение суда было отменено и банк обязали вернуть денежные средства.
Резюме
Это далеко не единственный случай, связанный с подобным мошенничеством. Были и более масштабные случаи таких хищений.
Поэтому при обращении в банк следует предпринимать дополнительные меры защиты.
Лучше сразу попросить у сотрудника документ, подтверждающий полномочия подписывать договор. Деньги лучше вносить в кассу и потребовать документ (чек или приходно-кассовый ордер), а еще лучше переводить безналичным способом.
Тогда рисков будет существенно меньше.
А вы доверяете банкам или выбираете другие способы сохранения сбережений? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Будьте здоровы и берегите себя!
Юрист
Бабкин М.А.
https://www.9111.ru/questions/77777777723906515/