Моя коллекция кейсов (случаев, гражданских дел) касается, преимущественно, той части права квазиконтрактов, которая основывается на теории неосновательного обогащения. Мой сборник предназначен, в первую очередь, для студентов юридической школы Гарвардского университета.
William Albert Keener, American lawyer.
Когда говорят о квазиконтрактах, то неизбежно сталкиваются с путаницей, существующей в делах вследствие неизбирательного использования термина "подразумеваемый контракт", - этот термин используется не только в отношении контракта, подразумеваемого законом, который не является юридическим актом, но также и со ссылкой на контракт, подразумеваемый на самом деле, который является настоящим контрактом. Можно с уверенностью сказать, что развитие права квазиконтрактов значительно замедлилось из-за путаницы идей, вытекающей из смешения понятий.
Keener, William A. (William Albert), 1856-1913.
С момента своего появления в Гарвардской школе права метод преподавания с использованием кейсов неуклонно набирал популярность и почти повсеместно зарекомендовал себя среди тех, кто изучал его или видел его плоды. Однако, поскольку наши труды могут попасть в руки лиц, не знакомых с тем, как используются кейсы, несколько слов, относящихся к ним, возможно, будут уместны.
Хотя этот метод обучения вовсе не основан на идее о том, что юристам не хватает международного общего права , его сторонники рассматривают рассмотренные дела как первоисточники нашего права и считают, что студенту лучше, при надлежащем совете и руководстве, извлечь из этих дел принцип, чем согласиться с утверждением любого юриста, каким бы выдающимся он ни был.
Когда студент, изучая примеры, постигает принцип, он приобретает для него конкретную форму, и он может применять его, потому что именно благодаря его изучению в его применении он приобрел свои знания.
В соответствии с системой case студент должен рассматривать юриспруденцию как науку, состоящую из совокупности принципов, которые можно найти в рассматриваемых делах, причем эти дела являются для него тем же, чем образец для геолога. И с этой точки зрения отмененное судебное решение может иметь такое же значение, как и решение, которое никогда не подвергалось сомнению.
Система, в которой принципы изучаются в их применении к фактам, по-видимому, в максимально возможной степени сочетает в себе теоретическое и практическое. Ни при каких других обстоятельствах студент не сможет так подробно ознакомиться с методами, используемыми судьями при применении принципов права к рассматриваемым фактам. Следует иметь в виду , что этот метод обучения не заключается в лекциях преподавателя со ссылками на конкретные случаи в поддержку изложенных им положений.
Упражнения в аудитории заключаются в изложении и обсуждении студентами заранее изученных ими кейсов. Это обсуждение проводится под руководством преподавателя, который вносит такие предложения и высказывает такие мнения, которые кажутся необходимыми. От студента требуется проанализировать каждый случай, проводя различие между относящимся к делу и не относящимся к делу, между фактическими и возможными основаниями для принятия решения. Обсудив, таким образом, случай, он подготавливается и должен рассматривать его в его взаимосвязи с другими случаями.
Другими словами, студент практически делает, будучи студентом, то, что он будет постоянно делать в качестве юриста. С помощью этого метода постоянно развиваются мыслительные способности студента, и в то время как он приобретает способность к юридическому анализу и синтезу, он также приобретает другую цель юридического образования, а именно знание того, что на самом деле представляет собой закон.
Несколько слов об учебниках. Проверка книг на полках библиотеки покажет, насколько ошибочно представление о том, что учебники запрещены в нашей школе. Преподаватели не только стараются познакомить студентов с относительными достоинствами различных авторов, но и делают такие ссылки на учебники в ходе занятия, которые могут оказаться необходимыми.