«А почему вы там не остались? Почему покинули Арцах?»
Вот как отреагировал глава Тавушского областного управления полиции полковник Артур Мкртчян на выраженное журналистом из Арцаха опасение, что с жителями Тавушской общины будет то же самое, что произошло с народом Арцаха в прошлом году.
«ЭТО ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ В СИТУАЦИИ, КОГДА НАМЕРЕННО СТРЕМЯТСЯ ОСКОРБИТЬ и без того страдающего от боли утраты родины гражданина Арцаха, когда стремятся сказать, что Армения – не ваша родина и вы не имеете права говорить. Они делают это намеренно, с целью причинить боль», – прокомментировал ситуацию омбудсмен Арцаха Гегам Степанян, добавив, что те, кто задает этот вопрос, прекрасно знают ответ, и нет необходимости лишний раз объяснять им последствия пребывания народа Арцаха под контролем Азербайджана.
О причинах исхода народа Арцаха из своей многотысячелетней родины и опасных ложных нарративах в среде обывателей в отношении арцахских беженцев мы уже писали, отметив, в частности, что необоснованные и невежественные упреки в адрес своих соотечественников способствуют кризису доверия и взаимопонимания между гражданами в современном и так разобщенном и дезориентированном армянском обществе.
Теперь тема Арцаха и вынужденно покинувших свою родную землю людей, судя по всему, провоцируется и поощряется самими представителями власти, как говорится, спускается сверху, становится инструментом в руках у власть предержащих для сведения политических счетов или же создания определенных настроений с целью достижения тактических побед, не задумываясь о том, какой стратегический, долговременный вред содержат в себе эти сиюминутные конъюнктурные настроения.
Сами по себе упреки в адрес фактически преданных, оставленных в одиночестве соотечественников, стоически перенесших многомесячную средневековую блокаду, однако вынужденных перед непосредственной угрозой смерти покинуть свои дома, оставив врагу многовековые святыни и могилы родных, имущество, нажитое многолетним трудом, бесчеловечны и аморальны, являются, как принято говорить в спорте, запрещенным приемом, своеобразным ударом ниже пояса. Тем более недопустимо и обидно, когда зловредные сплетни и откровенные инсинуации исходят от представителя власти, впрыскивающего в умы несведущих людей новые порции яда неприязни и злобы в отношении своего ближнего и расшатывающего армянское общество на радость многочисленным врагам. Пресловутая политика «разделяй и властвуй», разжигание и использование вражды между частями общества в итоге приведут нас всех, народ и нацию в целом, к новым трагедиям.
Кому, как не сотруднику силовых структур, высокопоставленному офицеру, знать, как сопротивлялся арцахец, которого всем миром, не без содействия действующего военно-политического режима той же Армении, пытались изгнать с его родины, как доблестный воин Армии обороны НКР при численном соотношении 1:50 и даже 1:100, под массированными артобстрелами и точечными ударами турецких и израильских беспилотников бился из последних сил с вооруженным до зубов агрессором, грудью преграждая ему путь и при этом умудряясь нанести ему огромный урон... Но нет, и он, государственный чиновник, ответственная должность которого просто обязывает быть сдержанным и беспристрастным, спешит внести свою толику клеветы и ненависти в адрес своих измученных морально и физически соотечественников.
ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ И ЧИНОВНИКИ РАЗНЫХ РАНГОВ И МАСТЕЙ, не семена раздора надо сеять в нашем обществе, создавая предпосылки для исхода братьев-арцахцев и из Армении (которую они искренне любят и считают своей родиной), не попрекать их государственной подачкой, которой с грехом пополам хватает среднестатической семье беженца на покрытие взвинченных цен на аренду жилья, не создавать из арцахца образ некого иждивенца надо, а, наоборот, нужно пытаться по-настоящему содействовать его интеграции в Армении, создать реальные условия для трудоустройства, стараться использовать их способности, знания и уникальный опыт, особенно военный, во благо родины, ее настоящего и будущего. Надо не искусственные очереди в госучреждениях устраивать (будто многомесячных голодных очередей за хлебом в блокадном Арцахе было мало), бюрократические и правовые проволочки чинить, а поддерживать молодые семьи, чтобы они могли развиваться и расширяться, внести свою луму в улучшение незавидной демографической ситуации в республике.
Что касается конкретно приведенного в начале этой статьи циничного вопроса высокопоставленного чиновника, то можно ответить на него коротко: «Чтобы остаться человеком. Чтобы не перестать быть армянином». А если несколько приоткрыть скобки, то можно сказать образно, но не менее доходчиво и предметно: чтобы толпы подлых шакалов, серых волков и коварных гиен, окруживших со всех сторон оставленный в одиночестве маленький край, не растерзали 30 тысяч оказавшихся в эпицентре грязных геополитических игр детей, «вина» которых лишь в том, что они родились и хотели жить на своей земле, в кругу своей семьи.
Или вышеупомянутый чиновник, стремящийся казаться арцахцем больше, чем сами арцахцы, хотел бы, чтобы эти дети оказались в азербайджанском концентрационном лагере, были превращены в манкуртов и янычаров и направлены преступным бакинским режимом убивать своих собратьев в Армении?..
Да, исход всего населения из Арцаха позволил не только избежать смерти или азербайджанского нацистского плена, сохранив жизни десятков тысяч детей, уникальный генофонд и национальную идентичность, но и уберечь честь и достоинство арцахского армянина и все еще тлеющую свободолюбивую идею нации в целом…
Исход покинутого всеми народа Арцаха стал также своеобразным выражением протеста против бездушного, безвольного, больного «цивилизованного мира», не сумевшего или не захотевшего воспрепятствовать бакинскому режиму в совершении преступления против человечности – геноцида и этнических чисток.
Подписывайтесь на наш канал!