Всё чаще из всех СМРАД вылетает слово «идеология», причём, как в обрамлении сентенций, ниспосланных с горних высей Власти, так и из уст «простых» толкователей снов вождей. Одни утверждают, что в демократическом обществе обязательных идеологий быть не может, так как идеология открывает путь к диктатуре, другие – что идеология нужна для консолидации гражданского общества во имя сохранения народных традиций, исторической памяти народа, демократии и государства. В обновлённой Конституции Беларуси в Статье 4 сказано: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.» (По моему мнению, в этой статье просматривается раздвоение сознания её писавшего.) В любом случае, если вдруг заговорили об идеологии, значит это кому-то нужно. Нужно, потому что есть некая некрасивая правда, которую нужно прикрыть красивой ложью.
Сегодня на просторах нашей Родины (для кого-то это территория всего бывшего СССР, а для кого-то только страна, образовавшаяся на месте бывшей союзной республики) построены государства, экономической основой которых является ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ в разнообразии её форм, а политической надстройкой – буржуазно-демократическая республика с элементами диктатуры. В конституциях этих государств в сфере общественных отношений, прямо или косвенно, декларируется ПРИОРИТЕТ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ.
Частная собственность, являясь экономической основой государства, устанавливает в стране господство рыночных отношений, которые определяют, что всё, что ни есть, имеет свою цену. При этом, все условия бытия определяет идеология правящего класса, каковым является буржуазия (как в РФ) и государственная квазибуржуазия (как в РБ), которые, во многих случаях, неразлучны, как сиамские близнецы. Определяя состояние правового поля государства, этот правящий класс определяет и РЫНОЧНУЮ СТОИМОСТЬ ТРУДА наёмного работника. Наёмный работник, вне зависимости от того, какими плодами своей трудовой деятельности – физической или интеллектуальной – он пополняет «закрома Родины», не имеет решающего голоса в определении рыночной стоимости своего труда. А профессиональные союзы – это своего рода организованная банда, защищающая своих членов от конкуренции со стороны неорганизованных конкурентов на «свободном рынке труда» (но, никак, от государства) и канализирующая недовольство трудящихся в требования экономического характера. Имитируя государственную защиту прав трудящихся, законодательства капиталистических государств, декларируя «партнёрство бизнеса и труда», регулируют взаимоотношения нанимателя и наёмного работника таким образом, чтобы конфликты, возникающие между ними, не переходили в область политического противостояния. Поскольку, государство – это инструмент диктатуры правящего класса, то наёмный работник ВСЕГДА находится в подавляемом состоянии. Естественно, что в интересах любого работодателя сделать так, чтобы труженик ставил моральное удовлетворение от участия в трудовом процессе выше величины вознаграждения за это участие. Вот тут-то и нужна соответствующая государственная идеология, которая призвана стать опиумом, изменяющим когнитивное состояние граждан в их восприятии реалий бытия.
Во времена «строительства социализма в отдельной стране» государственная идеология была призвана формировать в гражданах осознание превалирования общественного над личным. При этом первичным правилом общественной морали было активное участие в труде во благо «всего народа», а любого рода проявления материальной заинтересованности определялись, как негативные «пережитки капитализма». Шизофрения государственной идеологии СССР проявлялась в том, что ЧАСТНАЯ собственность в виде государственной, называлась ОБЩЕНАРОДНОЙ собственностью. При том, что этой собственностью распоряжались не представители народа, а представители государства. Сегодня, когда «на дворе» капитализм, когда, налицо, расслоение общества по материальному достатку при очевидном социальном неравенстве, попытки стимулировать трудовой энтузиазм заявлениями типа (цитата): «В традиции белорусского народа общественно полезный труд без расчёта на материальное вознаграждение», - не работают. Более того, они вызывают в трудовом сообществе негативную реакцию. Можно, конечно, повысить трудовую активность народа привлечением его «прикормленной» части к управлению производством в составах «Советов трудовых коллективов» или продажей части акций предприятия его работникам, но это может «работать» только в ЗАО, которые не ставят задачи выше задачи выживаемости. То есть в масштабах страны это не работает. При этом, приоритет личного над общественным, заложенный в конституциях, вызывает преобладание меркантильных интересов в мотивации экономической деятельности граждан. Вот и получается, что идеологические потуги капиталистического государства активизировать трудовую деятельность народа внеэкономическими стимулами, при его непоколебимой позиции в отношении стоимости и места труда в системе рыночных отношений, вызывает шизофрению у каждого, кто эту идеологию впитывает в своё сознание.
Система производственных отношений внутри капиталистического предприятия не предполагает ТВОРЧЕСКОГО участия работников в производственном процессе. (Хотя исключения из этого системного правила имеют место быть.) Современный работник спелёнат условиями контракта (который работодатель имеет право изменять в одностороннем порядке), условиями допуска к самостоятельной работе, инструкциями предприятия, ведомственными и государственными правилами. При этом он обязан ЕЖЕГОДНО (бывает и чаще) подтверждать свои знания и умения на специальных экзаменах, которые (при желании экзаменатора) не пройдёт, даже, ни один из членов «экзаменационной комиссии». Формулировка в контракте (который по утверждению, например, АГЛ улучшает правовое положение трудящегося) типа: «Обязан выполнять и другие распоряжения администрации», - размывает принцип подчинённости и позволяет обременять работника не заявленными в перечне квалификационного справочника компетенциями. То есть, работнику современного капиталистического «трудового коллектива» отведена роль молчаливого и на всё согласного исполнителя. Всё это происходит на фоне ОЧЕВИДНОГО роста личного благосостояния представителей правящего класса. Поэтому призывы апологетов государственной идеологии к проявлению трудового энтузиазма являются, всего лишь, отработкой «тридцати серебренников», и не вызывают отклика в среде трудящихся, заставляя последних лицемерить, демонстрируя молчаливое согласие с происходящим. Потому, что гласное несогласие «чревато».
Целью любой государственной идеологии является формирование такого когнитивного стиля народа, который поддерживает в широких народных массах уверенность в исключительно справедливом устройстве управляемого данным государством общества, а поэтому оправдывает любые действия существующей власти. Но наступает пора, когда у человека (чаще всего, у молодого человека с пытливым складом ума) возникают вопросы о причинно-следственных связях явлений и процессов, происходящих в наблюдаемом им обществе. И он, вдруг видит, что декларации апологетов (то есть, идеологов) существующей власти противоречат реалиям жизни. И перед ним встаёт вопрос выбора: «смириться под ударами судьбы, или восстать!?» Принять, молча, очевидную ложь или разоблачить её публично!? У того большинства, которое безропотно, как данность свыше, принимает очевидные несоответствия заявлений и дел государства, присоединяясь к официальной версии бытия, возникает раздвоение сознания: человек видит ложь и понимает правду, но поступает по лжи, а не по правде. То есть, человек впадает в состояние социально-политической шизофрении. (Это ещё называют жизнью по двойной морали.) Это состояние небезобидно для общества, в целом, так как вызывает негативные изменения в психофизическом состоянии социума. (Об этом можно узнать из работ профессора И.А. Гундарова.) А по сему, основной посыл любой государственной идеологии заключается в том, что все деяния государства единственно верны и освящены волей Неба, а любая их критика есть проявление антигосударственной деятельности, направленной на разрушение народного благоденствия. Степень «раскрепощённости» общества хорошо видна из фразы в диалогах: «Что ты говоришь! Нас же могут услышать!» Вы можете с этим не согласиться, если Вы не знаете примеров подавления государством инакомыслия, не связанного с непосредственным «инакодействием». Например, «собеседования на ковре» у зама по идеологии (в РБ) по поводу голоса за альтернативного кандидата в «вожди» (это минимум-неприятности), или преследование за «распространение заведомо ложной информации» (как в 2020-21 годах за изложение постулатов академической медицины – повсеместно в мире), или за название СВО войной (в РФ). Попытки объяснить действия наших советских предков побудительными мотивами современности, смешение символов буржуазного либерализма и коллаборационизма с советской символикой, игнорирование элементарных правил геральдики – всё это признаки раздвоения сознания у создателей современной государственной идеологии.
Общество, которое вынуждается государством жить по двойным стандартам, не может быть здоровым. Потому, что раздвоение сознания, провоцируемое государственной идеологией, - это и есть ШИЗОФРЕНИЯ!