В преддверии летних отпусков хочется рассказать об одном близком для моей семьи месте на юге страны у Чёрного моря. Этот посёлок под названием Вишнёвка находится аккурат между Туапсе и Лазаревской, от которых до него можно добраться на электричке до платформы "Спутник", на автобусе или на такси. Чем же примечателен этот уголок. Первый раз я попал сюда в конце августа 1983 года после свадьбы, это был наш с женой "медовый месяц". Посёлок растянулся по серпантину дороги Майкопской улицы на несколько километров и как бы разделён на три части. В центре находятся более менее крупные магазины, включая "Магнит", затем, если ехать от Лазаревской, район Вишнёвки возле "Буревестника-2" с основной улицей Соловьиной, и, наконец крайняя часть посёлка в сторону Туапсе - с основной улицей Ватутина.
Вернёмся назад и проследим историю этих мест, где сейчас располагаются два отделения пансионата МГУ "Буревестник". Сразу скажу, что основной исторический материал я позаимствовал из книги Анны Горностаевой - правнучки первого директора "Буревестника". История пансионата началась на Кавказе почти сто лет назад, когда в 1927 году внезапно умер владелец земельного участка и небольшого домика. Это был знаменитый врач В.М. Бехтерев, которому еще в 1903 году по повелению русского императора были выделены угодья в окрестностях города Сочи. Бехтерев построил себе дачу (территория "Буревестника-2") на берегу Черного моря, на которой периодически жил и работал. Местечко это называлось по имени владельца - Бехтеревка.
После смерти В.М. Бехтерева дом и участок были национализированы и отданы под строительство дома отдыха. Кроме домика Бехтерева, под этот проект попали и другие дореволюционные дачи помещиков из Москвы и Санкт-Петербурга, которые ранее располагались на данной территории, в том числе дача артиста Московского Художественного Театра (МХТ) В.И.Качалова (территория "Буревестника-1", ныне там одни руины). Дача Бехтерева существует до сих пор и находится в "Буревестнике-2".
После реставрации 1982 года на домик Бехтерева повесили мемориальную табличку, а во время пожара в 1990-х годах сгорел второй этаж с мансардным окном и была утрачена мемориальная табличка. Первый этаж удалось спасти, а табличка была восстановлена лишь в 2018 году. После пожара домик был обновлён и использовался для проживания отдыхающих и персонала пансионата. Память учёного была увековечена в 2004 году в названии улицы в микрорайоне Вишнёвка.
Некоторые ошибочно называли домиком Бехтерева двухэтажное здание, находившееся напротив него. На самом деле - это бывшая дача купца Степана Тарасовича Овсянникова, миллионера и "хлебного короля", национализированная в 1920-х годах. После Овсянникова здесь проживал основатель и первый директор пансионата Адам Адамович Гайлеш, а позже, вплоть до 2013 года в здании располагалась администрация пансионата (во время реконструкции оно было снесено).
Решение об основании санатория для работников искусств было принято в начале 1920-х годов, а поднимать строительство нового дома отдыха отправили молодого (немного за тридцать), амбициозного, с уравновешенным характером и организаторскими способностями, администратора Большого театра Адама Адамовича Гайлеша. Литовский поляк по происхождению, он родился 30 марта 1890 года, в бедной семье в городе Друскининкай (до революции - Друскеники), под городом Вильна (так до 1918 года назывался город Вильнюс). Он окончил два класса начальной школы и был вынужден оставить учебу, чтобы помогать семье. В возрасте около двадцати лет он приехал в Москву.
Адам Адамович продолжил обучение во взрослом возрасте, познакомился с театральной богемой того времени. Какое-то время он работал в должности директора кинотеатра "Художественный" на Арбате, потом занял должность администратора Большого театра. Руководить строящимся практически с нуля пансионатом, расположенным на двух крутых горах, между которыми не было даже нормальной дороги, оказалось довольно сложно. Тем не менее, Адам Адамович проявил недюжинную энергию и целеустремленность. Под его руководством начал возводиться грандиозный комплекс, появились первые корпуса. Большой заслугой Гайлеша было сохранение старинных зданий дореволюционной постройки (дачи В.И. Качалова и С.Т. Овсянникова, домик В.М. Бехтерева), с колоннами, лепниной на потолках и балюстрадами. Был сохранен фруктовый сад и розарий.
Горное шоссе было узким в районе строительства, пешеходы по нему не ходили, машинам было тесно. Из Америки для первого директора был выписан мотоцикл, но пользовался он им редко. В те годы самой надежной трассой, соединяющей населенные пункты на Черноморском побережье, была железная дорога. Поезда ходили по ней нечасто, и железнодорожная колея использовалась пешеходами. Тоннели тоже были пешеходными. 4 марта 1929 года Гайлеш отправился в Туапсе за зарплатой для рабочих и возвращался назад по железной дороге. Путь был неблизкий - 14 километров в одну сторону. Среди команды рабочих оказались двое бывших заключенных, которые решили ограбить директора в день получения зарплаты. Бандиты выследили его и убили прямо в тоннеле, но денег при нём не было, так как он не успел получить их в тот день.
Первого директора пансионата с почестями похоронили на высокой горе, с которой открывался вид на море, прямо на территории пансионата. Его дочь Маргарита Адамовна ухаживала за могилой, память Адама Адамовича приходили почтить многие гости пансионата. В 1990-х годах место захоронения оказалось захваченным местными предпринимателями, могила была разрушена. Однако в 2021 году потомки Адама Гайлеша восстановили место захоронения и установили памятник первому директору дома отдыха "РабИс"(впоследствии - пансионат "Буревестник").
Пансионат был официально открыт для гостей в 1928 году (по некоторым сведениям - в 1929 году) после пяти лет строительства. Первоначально он состоял из двух отделений: "дом отдыха РАБИС-1" (много позже - "Буревестник-1") и дом отдыха РАБИС-2" (позже - "Буревестник-2"). В 1950-х годах появилось еще одно отделение, сейчас называемое "Буревестник-3". Таким образом, пансионат состоял из трех отделений, расположенных в радиусе пяти километров площадью 61,8 гектаров. Территория между отделениями была разрезана оврагами и глубокими балками.
В ущелье между первым и вторым отделением еще при Бехтереве существовала гидроэлектростанция на небольшой горной речке. Она снабжала электричеством оба "РабИса", пока не пришла в негодность и не была разобрана на металлолом в 1950-е годы.
В 1920-е годы вдоль моря шла непрерывная широкая полоса пляжа. От Макопсе до Магри можно было идти вдоль моря по мелкой гальке несколько километров. Позднее рельеф изменился, остались лишь небольшие участки пляжей в бухтах. Пляж всех трех отделений сейчас представляет собой неширокую полосу длиной около ста метров, с довольно крупной галькой. Он разделён на части лишь условно.
За почти сто лет своего существования отделения пансионата назывались по-разному. Так вначале были (названия расположены от 1 до 3 отделения): 1."РабИс-1"; 2. "РабИс-2"; 3."Сельмаш". Затем в 1950-х годах названия сменились на : 1. "Буревестник"; 2."Чайка" и 3."Новатор". Чуть позже "Новатор" переименовали в "Волну", который также имел неофициальное название "Спутник". Недолгое время бытовало название "ВЦСПС", а в декабре 1963 года все три названия изменили на "Буревестник" под номерами 1, 2 и 3. В 1980-х годах "Буревестник-1" был отделён и в 1990-х выставлен на продажу под названием "Гелиос", а потом и вовсе прекратил своё существование, придя в запустение.
Продолжение следует... . Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.