Найти тему
Автотуризм с детьми

Кобона. Деревня на южном берегу Ладоги, которая спасала Ленинград в годы блокады.

Оглавление

В недавние выходные решили мы отдохнуть на южном берегу Ладожского озера. Ну, вроде как, недалеко, и у воды, а жара стояла приличная. Совершенно спонтанно (но, скорее, из бюджетных соображений) выбор пал на деревню Низино, которая прельщала близостью к озеру... Забегая вперёд, скажу, что любителям пляжного отдыха тут придётся нелегко, зато любителям истории может показаться интересно...

Ехать очень просто: по "Коле" до Дусьево (где светофор). А там налево и до конца. Асфальт - нормальный. Если не учитывать вечные "дачные" пробки - час езды от города...
Ехать очень просто: по "Коле" до Дусьево (где светофор). А там налево и до конца. Асфальт - нормальный. Если не учитывать вечные "дачные" пробки - час езды от города...

На самом деле, речь пойдет не о Низино, а о расположенной рядом Кобоне. К стыду своему, мы не только не были в этой части ладожского побережья, но и ничего не знали об этой деревне...

А Кобона оказалась местом примечательным, связывающим многие известные места и фамилии нашего региона. Тут и блокада Ленинграда, и Прокудин-Горский и даже немного Японии затесалось... Про Кобону в wiki можно почитать тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B0

Кобона - небольшая деревня. Летом тут довольно много дачников, но, по словам местных, постоянно живет полтора десятка человек. В последнюю "зимовку" оставалось около 30... Но это и понятно... После еще "ленинской" электрификации, никакой другой "-фикации" в 100 км от Питера нет... Т.е. канализации - ноль, "Газпром" - обошел стороной, "питьевая" вода - грунтовая или подземная... Условия для постоянного проживания - так себе...

Но Кобону интересно (и даже нужно) посетить хотя бы летом. Главной целью будет местный музей, который посвящен "Дороге Жизни". Наверняка все петербуржцы знают, где начиналась дорога по Ладоге в ноябре 1941 года...

Но вот про то, куда приводила "ледовая переправа", и какой ценой она была организована, можно узнать в музее Кобоны. Детальнее - в описании фотографий.

У этого симпатичного красного здания интересная история. Современный облик оно приобрело в 2015 г, восстановленное после пожара. До 1988 г. здесь была школа, что отражено в одной из экспозиций. В годы ВОВ в здании располагался эвакопункт.
У этого симпатичного красного здания интересная история. Современный облик оно приобрело в 2015 г, восстановленное после пожара. До 1988 г. здесь была школа, что отражено в одной из экспозиций. В годы ВОВ в здании располагался эвакопункт.
На улице перед музеем стоит несколько объектов, посвященных "Дороге жизни". Например вот этот "макет" полуторки с потрясающими стихами...
На улице перед музеем стоит несколько объектов, посвященных "Дороге жизни". Например вот этот "макет" полуторки с потрясающими стихами...
Но самый интересный для детей зал - это, конечно же, школьный класс, восстановленный по советскому образцу, с партами, учебниками и прописями..
Но самый интересный для детей зал - это, конечно же, школьный класс, восстановленный по советскому образцу, с партами, учебниками и прописями..

На берегу Новоладожского канала, в паре сотен метров от музея стоит оригинальная полуторка, поднятая со дна Ладоги и отреставрированная.

По дороге к ней стоят стенды с фото и именами тех, кто организовывал "Дорогу жизни" и обеспечивал её работу. Сотни фотографий.
По дороге к ней стоят стенды с фото и именами тех, кто организовывал "Дорогу жизни" и обеспечивал её работу. Сотни фотографий.
Приятно, что здесь ведутся какие-то работы по облагораживанию территории. Строят набережную, вроде.
Приятно, что здесь ведутся какие-то работы по облагораживанию территории. Строят набережную, вроде.
Радом стенды с картами и историей переправы.
Радом стенды с картами и историей переправы.

Второй достопримечательностью Кобоны является церковь Андрея Первозванного.

Вот её купола - совсем недалеко от музея... Интересна история церкви в годы ВОВ. Будучи перевалочным пунктом для эвакуируемых жителей блокадного Ленинграда, она не становилась целью для фашистских лётчиков, поскольку являлась для них доминантой и ориентиром входа-выхода Дороги Жизни. Именно поэтому церковь сохранилась в годы войны
Вот её купола - совсем недалеко от музея... Интересна история церкви в годы ВОВ. Будучи перевалочным пунктом для эвакуируемых жителей блокадного Ленинграда, она не становилась целью для фашистских лётчиков, поскольку являлась для них доминантой и ориентиром входа-выхода Дороги Жизни. Именно поэтому церковь сохранилась в годы войны

Меня заинтересовал Прокудин-Горский на стендах рядом с церковью... Пара интересных фактов под фотографиями. Про Японию тоже под фото..

Каменная церковь была построена в 1821 году, но уже спустя 40 лет сильно обветшала и потребовала капитальной перестройки. Автором реконструкции стал архитектор Щурупов М.А. - автор довольно известных зданий по вей России - от Борисоглебской церкви в Санкт-Петербурге, собора Андрея Первозванного на Афоне. Интересным фактом творческой деятельности Щурупова является то, что он спроектировал самый главный православный собор в Японии - Воскресенский собор в Токио, действующий до сих пор.
Каменная церковь была построена в 1821 году, но уже спустя 40 лет сильно обветшала и потребовала капитальной перестройки. Автором реконструкции стал архитектор Щурупов М.А. - автор довольно известных зданий по вей России - от Борисоглебской церкви в Санкт-Петербурге, собора Андрея Первозванного на Афоне. Интересным фактом творческой деятельности Щурупова является то, что он спроектировал самый главный православный собор в Японии - Воскресенский собор в Токио, действующий до сих пор.
Прокудин-Горский - известнейший фотограф, пионер цветного фото в России, ученик Менделеева. С 1903 по 1910 гг осуществляет проект "Россия в цвете", создав множество фото страны начала XX века. Кобона тоже попала в объектив знаменитого фотографа.
Прокудин-Горский - известнейший фотограф, пионер цветного фото в России, ученик Менделеева. С 1903 по 1910 гг осуществляет проект "Россия в цвете", создав множество фото страны начала XX века. Кобона тоже попала в объектив знаменитого фотографа.

Ещё одно интересное место, которое можно посетить по пути в Кобону - прямо на крутом повороте налево после деревни Сухое... Здесь - остатки Никольской церкви постройки 1838 года. К слову, все разбросанные вокруг Ладоги Никольские церкви - в честь Николая-Чудотворца, покровителя мореплавателей...

Церковь в с. Сухое впервые упоминается в 1500-х гг. В 1759 г. на место сгоревшей деревянной постройки была перевезена деревянная же церковь из усадьбы Стуглева, а в 1828-1838 гг. стараниями помещиков - ветеранов войны 1812 года Крыжановского и Майкова по проекту Висконси был возведен храм, остатки которого можно увидеть и сегодня.
Церковь в с. Сухое впервые упоминается в 1500-х гг. В 1759 г. на место сгоревшей деревянной постройки была перевезена деревянная же церковь из усадьбы Стуглева, а в 1828-1838 гг. стараниями помещиков - ветеранов войны 1812 года Крыжановского и Майкова по проекту Висконси был возведен храм, остатки которого можно увидеть и сегодня.

Место визуально потрясающее... Вместо обрушившегося купола - круг неба... Принесенные иконы и свечи придают особую атмосферу.

В зо-е годы храм был разграблен, а в годы ВОВ тут была организована рем зона для автомоюилей "Дороги Жизни"...
В зо-е годы храм был разграблен, а в годы ВОВ тут была организована рем зона для автомоюилей "Дороги Жизни"...

Почему же, при такой близости к Ладоге, тут невозможно отдохнуть у воды?

Во всем виноват Петр I со своим Староладожским каналом)... И еще - Александр II, который построил Новоладожский канал)... Оба этих водных маршрута не дают сухопутным путешественникам приблизится к озеру. Остаётся - аренда лодки. Или - привезенный с собой сап-борд...

В жару остается только завидовать счастливым обладателям плавсредств.
В жару остается только завидовать счастливым обладателям плавсредств.

Ближайший длинный песчаный пляж - в 15 км за Кобоной в дер. Черное... Но есть нюанс... Машину придётся оставить на берегу канала, а дальше идти через мостик и далее 4 км до пляжа... Либо воспользоваться услугами хитрого бизнесмена, который перегнал машину по льду, и заплатить за проезд в каждую сторону по 1000 рублей... Говорят, что пляж достойный, но мы решили не рисковать)

В-целом, мы решили, что пусть это было не самое удачное наше путешествие в плане купания и отдыха, но, все-таки, было достаточно интересно и познавательно.

P.S. А искупаться нам все равно удалось, но пришлось уехать от Ладоги к заброшенным известняковым карьерам))

-16

Спасибо за прочтение. Путешествуйте.