Найти в Дзене

"Торт" (2014) Трагедия сильного человека или о драматических талантах Дженнифер Энистон

Независимое фестивальное кино – это особый вид в кинематографе, который существует по своим законам и ориентирован на специфические нормы и аудиторию. К сожалению, последние годы я все чаще наблюдаю, как режиссеры, снимающие подобные фильмы, стали заигрывать с повесткой больше, чем с музой, неудержимо скатываясь в конъюнктуру (и не кидайте в меня тапками, но ярким примером этого является «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса). Поэтому я снова включу ворчливую бабку внутри себя и скажу, что ведь когда-то все было иначе. Так в 2014 году на Международном фестивале в Торонто был представлен фильм Даниэла Барнза «Торт» с Дженнифер Энистон в главной роли. Что тут скажешь, фильмы, снятые вокруг одного актера, не всегда могут отличаться достойной наполняемостью, но «Торт» не тот случай. Я помню, как девять лет назад было сложно представить Энистон в серьезной драматической роли, и то, что она сделала в «Торте» было просто восхитительно. Из всех ее работ (включая «Утреннее шоу») этот фильм я по

Независимое фестивальное кино – это особый вид в кинематографе, который существует по своим законам и ориентирован на специфические нормы и аудиторию. К сожалению, последние годы я все чаще наблюдаю, как режиссеры, снимающие подобные фильмы, стали заигрывать с повесткой больше, чем с музой, неудержимо скатываясь в конъюнктуру (и не кидайте в меня тапками, но ярким примером этого является «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса). Поэтому я снова включу ворчливую бабку внутри себя и скажу, что ведь когда-то все было иначе. Так в 2014 году на Международном фестивале в Торонто был представлен фильм Даниэла Барнза «Торт» с Дженнифер Энистон в главной роли.

-2

Что тут скажешь, фильмы, снятые вокруг одного актера, не всегда могут отличаться достойной наполняемостью, но «Торт» не тот случай. Я помню, как девять лет назад было сложно представить Энистон в серьезной драматической роли, и то, что она сделала в «Торте» было просто восхитительно. Из всех ее работ (включая «Утреннее шоу») этот фильм я по сей день считаю лучшей. И даже если вы не поклонник этой актрисы, я советую посмотреть его - скорее всего вы измените свое мнение.

-3

Но давайте по порядку. Итак, сюжет фильма с лаконичным, но, как мы выясним потом, ёмким названием довольно прост для арт-хауса: успешный адвокат Клэр Беннет не за долго до событий, описываемых в фильме, попала в автомобильную аварию и получила серьезные травмы, из-за которых теперь страдает хроническими болями. В первых кадрах мы видим, как в группе психологической поддержки таких же, как она, Клэр узнает, что девушка по имени Нина, ходившая в ее группу, покончила с собой.

-4

Кажется, что Клэр зацикливается на Нине и ее смерти: она знакомится с мужем Нины и ее пятилетним сыном, заводит с ними странную дружбу, приезжает на место самоубийства девушки, расспрашивает очевидцев, как это произошло, но на самом деле Клэр примеряет поступок Нины на себя. На протяжении большей части фильма Клэр пытается бороться с самой собой. Это сложно и утомительно, но она никак не может решить вопрос – жить ей дальше или нет.

-5

Не думаю, что будет большим спойлером сообщить то, что зритель узнает не сразу - в аварии Клэр потеряла сына. Но этот факт не такая большая интрига, как то, что мы не можем узнать до конца – сдастся ли Клэр, как это сделала Нина, или примирится со своими душевными шрамами, чтобы выбрать жизнь.

-6

И тут мне бы хотелось отметить ту самую прелесть фильма, которая меня так зацепила в свое время и не отпускает до сих пор. Персонаж Энистон не просто женщина в депрессии, она сложный и не очень приятный человек: грубый, саркастичный, прямолинейный, но обладающий очень сильным характером. И как же, черт возьми, точно передано состояние именно такого человека, переживающего и моральную, и физическую боль каждую секунду своей жизни – описать в одной короткой статье я не решусь. Это определенно нужно видеть. Все равно как уместить характер доктора Хауса в полтора часа экранного времени: Клэр также постоянно и невыносимо больно, поэтому еще сложнее быть милой с окружающими, она также спасается алкоголем и болеутоляющими, от которых у нее галлюцинации в виде призрака Нины, отталкивает от себя людей, чтобы не просить их о помощи, чтобы переживать свою трагедию в одиночестве (по этой причине, а вовсе не от того, что кто-то кого-то в чем-то винит, она выгнала мужа после аварии из дома), однако периодически даже ей нужно, чтобы кто-то просто посидел рядом, пока она засыпает. «Расскажи мне сказку про злобную ведьму, у которой в конце все будет хорошо».

-7

«Торт» нагружен негативными психо-состояниями: кажется, как вообще главная героиня может жить с тем, с чем жить невозможно. Но при все этом, он не скатывается в чернуху ни на секунду и максимально искренен: даже в самые темные дни человек не теряет надежду.

-8

Не только язвительные подколки Клэр сглаживают мрачность ситуации, основная роль в этом у второго по значимости персонажа фильма – ее домработницы-сиделки Сильваны (в исполнении чудесной Адрианы Баррасы). Да, шаблонный прием использовать полную противоположность главному герою в качестве его напарника, но всегда рабочий определенно. Сильвана - очень добрая и душевная женщина, готовая работать за небольшую зарплату из своей лояльности к семье Клэр, терпящая ее несносный характер и заботящаяся о ней практически круглые сутки. Для меня это, наверное, любимый персонаж, возможно, потому, что она так напоминает мне поколение моих родителей. Даже ее фраза, брошенная дочери «Такая красивая, а говоришь, как сапожник» отдает моим детством. Невероятно мило.

-9

Людям нужны люди. Нужны, чтобы справиться с непостижимым горем. Но пока нет внутреннего стремления спастись, пожалуй, и они не помогут. Самое сложное - это принять свою утрату и окончательно, осознанно решить жить с ней. Клэр это делает. Постепенно, шаг за шагом. По началу ей сложно даже говорить о сыне, потом она пытается войти в его комнату, чуть позже хватает сил признать «Я была хорошей матерью», а в конце принять возвращенное мужем фото мальчика, позволить этому портрету висеть в гостиной на самом видном месте. И это, пожалуй, самый сильный момент в фильме, так безупречно удавшийся Энистон, что только за него уже хочется дать ей Оскар.

Торт как символ любви матери к своему ребенку, как символ нормальной жизни, жизни без боли, символ праздника, заботы и семейного тепла. Для Клэр это еще и символ перерождения. Она не просто исполняет желание Нины, принеся домашний торт ее сыну на день рождения, она делает самый сложный выбор в своей жизни.

Что тут можно еще добавить? «Торт» Барнза провалился в прокате, что не удивительно. Это не сложносочиненное кино для ценителей, но и не мейнстрим. Это просто очень хороший нишевый независимый фильм, не перегруженный смыслами и не утопающий в клише. Он не уводит зрителя в невероятные глубины человеческой боли, а просто показывает ее как нечто будничное, чем, в общем то, она и является. Концовка (как и то, каким образом наступает катарсис) может показаться предсказуемой, но это именно то, что необходимо в подобных фильмах. Я всегда ратую за те из них, которые не просто погружают аудиторию в депрессию, но предоставляют ей пути выхода из нее. Возможно не всегда, но кино должно давать надежду, и это кино не просто ее дает, оно выводит зрителя из лабиринта тоски и отчаянья за ручку. При этом в процессе умудряется сохранять баланс между негативом и юмором, жизненной жестокостью и её же трогательной мягкостью, а потому выглядит достаточно реалистично, чтобы мы ему верили.

-11

Одним словом, «Торт» понимает, что такое пережить кошмар и пытаться после этого справится с остатками своей жизни. Но не в исключительной или утрированной форме, а близкой для каждого из нас. Что же до меня, то я пересматриваю этот фильм в самые тяжелые для меня дни, и, поверьте, он еще не разу не подвел. И что-то мне подсказывает, что я такая не одна.