Найти в Дзене
Алексей Мельников

Отстать от Китая навсегда

Как нынешнее руководство страны может ответить на вопрос: «Почему вы за четверть века создали экономическую модель, которая проиграла китайской?»

Оставим вечную полемику насчёт «Запада», «повернём на восток». Сделаем это в день, когда китайский космический аппарат покинул обратную сторону Луны и направляется с добытым там грунтом к Земле. О разбившейся в прошлом году нашей «Луне-25» все мы помним.

«Коммерсант» приводит сегодня новость: «Власти города Гуанчжоу до 2027 года вложат более 10 млрд юаней ($1,4 млрд) в развитие так называемой экономики малых высот, то есть сервисов, использующих пилотируемые и беспилотные летательные аппараты на высотах до 3 тыс. м. Как сообщает агентство Nikkei, эти средства пойдут на строительство инфраструктуры, включая более 100 площадок для взлета и посадки, например для воздушных такси».

Знаете хоть один российский город, включая Москву, который решал бы подобную задачу? Вкладывал сопоставимые средства? При этом 2027 год – близкая дата. Это не обычная для нашего руководства история с обещаниями «к 2030-му» и далее. Москва, конечно, даст всему миру «сто очков вперёд» по замене «осенних бордюров» на «весенние», но это, как понимаете, «не совсем то» … «Это другое», т.е. позорное, длящееся годами на глазах у миллионов людей действо по растрате общественных ресурсов, обогащению подрядчиков на ненужных гражданам работах.

Сопоставьте Китай с нашей страной: «По данным консалтингового центра при Министерстве промышленности и информационных технологий КНР, объем экономики малых высот в Китае в 2023 году вырос на 33,8% по сравнению с 2022 годом и достиг $69 млрд. Эксперты центра ожидают, что к 2026 году объем этого сектора достигнет $138 млрд».

Почему Россией проиграно экономическое и технологическое соревнование с Китаем? Который вышел из «культурной революции» Мао в середине 70-х слабой в экономическом отношении страной. Китай, который после завоевания независимости опирался на советскую экономическую помощь, строил свою промышленность, следуя советским индустриальным образцам.

Это не кадр из фантастического фильма «Бегущий по лезвию». Это тот самый город Гуанчжоу в некогда нищем, аграрном Китае
Это не кадр из фантастического фильма «Бегущий по лезвию». Это тот самый город Гуанчжоу в некогда нищем, аграрном Китае

Что же теперь? Наша страна превратилась в поставщика сырья для промышленного, технологического гиганта Китая. Кем мы стали? Мечта руководства – новый газопровод в Китай и предложения китайских друзей покупать газ по внутренним российским ценам? Это то, что все мы хотели? Туда нас привели нынешние руководители. И не надо списывать на далекие 90-е. Двадцать пять лет у власти – более чем достаточный срок.

Какие перспективы у экономической модели, созданной в нашей стране сегодня? Интересно было бы послушать мнение руководителей страны.

Только не риторику, не демагогию, не завиральные идеи, фантастические планы, а серьёзный и честный ответ на вопросы.

Исходя из того, что мы имеем сегодня – перспектив по сравнению с Китаем нет никаких. И не только по сравнению с Китаем. О перспективах нашей страны в новом веке руководство предпочитает не говорить.

Что делать-то будем, руководители? Оденемся следом за «экономическим стратегом», министром обороны Андреем Белоусовым в военные мундиры и бросимся заниматься «импортозамещением» и поиском новых каналов поставок в нашу страну «технологий двойного назначения»? Это называется словом «перспектива для страны»?