Найти тему

Псковские учителя во время нацистской оккупации

Псковская область была оккупирована гитлеровцами с 9 июля 1941 года по 22 июля 1944-го. В этот период нацистские власти установили здесь свои порядки. Коснулись они и системы образования.

Для того, чтобы перестроить систему образования на новый лад, нацисты уже с лета 1942 года начали проводить конференции и совещания для учителей, а позднее и курсы для переподготовки. Так, 1 августа 1942 года в Дно состоялась конференция для учителей Дновского района. 10 августа 1942 года в Пскове было созвано совещание волостных работников и преподавателей всех открытых и предполагаемых к открытию школ. На таких собраниях и конференциях учителя получали указания от администрации о ведении школьных занятий на основе нового плана обучения. Кроме того, решались практические вопросы по подготовке школьников к новому учебному году.

Нацистская оккупация потребовала от работников сферы образования большой гибкости и оперативности, использования новых методов и способности быстро ориентироваться в условиях военного времени, и учителя, несмотря не на что, продолжали выполнять свой долг – давать детям знания.

Если говорить о количественном составе школ в этот тяжелый период жизни Псковского региона, то, например, в 1942 году в начальные четырехклассные школы города Пскова было принято около 2 тысяч детей в возрасте от 8-12 лет, с которыми должны были работать не менее 70 педагогов. В 1943 году в Пскове действовали 5 начальных школ, в которых работал 81 учитель.

Сначала зарплата учителям выплачивалась не деньгами, а натуральными продуктами. Постепенно труд учителей начал оплачиваться рублями или марками (тогда обе валюты ходили).

Говорить, что школьное обучение как-то развивалось, конечно, нельзя. Были голод, страх за себя и свою семью, болезни. Не хватало отапливаемых помещений, канцелярских принадлежностей. Что при этом удивительно: сохранились воспоминания советских учителей, которые рассказывали, что несмотря на активную нацистскую пропаганду, даже юные псковичи не верили в победу нацизма над большевизмом. Да и с приближением советского фронта родители, которых не угнали насильно за границу, старались сбежать из города. Вопросы образования в такой обстановке отошли на второй план.

Более успешно функционировали воскресные школы под руководством священнослужителей Псковской Православной миссии, о преподавательской и миссионерской деятельности которой у людей остались самые тёплые воспоминания.

После оккупации педагогическое сообщество ждало новое испытание – в сентябре 1944 года Псковский обком ВКП(б) принял постановление: «О состоянии школ и учительских кадров в районах области». В этом постановлении отмечалось, что больше половины из 2050 учителей, приступивших к работе в школах, были подвергнуты фашистской пропаганде. Из-за этого 1215 учителей были отстранены от работы, но позднее возвращены.

Учителя находились в непростом положении еще и потому что, по оценке многих партийных органов, среди которых были и бывшие партизаны, многие из них являлись не героями, а, наоборот, пособниками оккупантов. Отчасти это было правдой. Среди таких учителей оказался, к примеру, Борис Сухоруков, публично повешенный 28 марта 1942 года в Порхове за распространение вражеских известий.

Надо понимать, что зачастую учителям не требовалось проявлять инициативу в помощи оккупантам, их просто ставили перед фактом, а они были готовы на всё, чтобы защитить детей.

Юлия Кольцова