Найти тему

Летопись: великий Сикорский

Яблоко от яблони недалеко падает. Только в этот раз покатилось в другую сторону. В Киеве, в семье выдающегося врача-психиатра, профессора Киевского университета Св. Владимира Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919), родился великий русский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, (1889-1972), один из основоположников отечественного самолетостроения. Случилось это 6 июня 1889 года – 135 лет назад.

-2

Выпускник Парижской технической школы Дювиньо де Ланно (1907), построивший первые в истории человечества вертолет (1909-10), 4-х моторные самолеты "Русский витязь" и "Илья Муромец" (1912-13). Всего в России с 1909 по 1917 год он создал 25 типов самолетов и 2 вертолета.

-3

Поистине, только незаурядные личности могли создавать такие уникальные конструкции, как вертолет. Эта машина сумела в кратчайший срок пройти путь от "кофемолки", "бетономешалки, или как там ее еще ни называли, до выгодного и порой просто незаменимого транспортного средства. И огромная заслуга в этом нашего соотечественника Игоря Ивановича Сикорского, вся жизнь которого - борьба с обстоятельствами, с самим собой, с неверием людей и отсутствием средств, борьба за жизнь, за признание, за идею, за вертолеты с маркой S (ikorsky).

-4

Его мать, Мария Стефановна, не отличалась здоровьем, и, когда носила сына под сердцем, врачи рекомендовали ей прервать беременность и не рисковать собой. Однако она не отказалась и родила, как видно, подсказала душа, таланта.

...Известный перелет 1914 года Санкт-Петербург - Киев на самолете "Илья Муромец", за штурвалом - Сикорский. В районе Днепра загорелся один из четырех двигателей. Второй пилот Лавров и механик Панасик выходят на крыло и куртками сбивают пламя. Это позволило Сикорскому удержать самолет и произвести благополучную посадку. Сколько таких эпизодов прошло через его летную практику, знал только один Сикорский.

"Илья Муромец"
"Илья Муромец"

В 1918 году, в условиях экономического кризиса, гражданской войны, краха семейных отношений, Сикорский принял решение эмигрировать во Францию, а через год, в марте 1919-го, переехал в США. Несколько лет ушло на врастание в новую жизнь, поиск единомышленников и контрактов. Сикорского окружает целая группа русских эмигрантов: бывшие морские офицеры, инженеры, летчики и механики. Только 5 марта 1923 года известный уже тогда российский авиаконструктор, создатель многомоторных самолетов "Гранд" и "Илья Муромец" смог организовать свою компанию со стартовым капиталом в 800 долларов и персоналом 6 человек. Финансовую поддержку ему оказал Сергей Рахманинов.

Разрастаясь, фирма Сикорского создает первый 14-местный пассажирский самолет, ряд удачных модификаций самолетов-амфибий. Строится новый завод в городе Стрэтфорд (штат Коннектикут). В составе фирмы Сикорского к тому времени насчитывается более ста выходцев из России. Пережит, не без перипетий, экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х годов.

-6

В 1938 году - удар, без которого, возможно, многое бы изменилось в мировой практике вертолетостроения. Руководство корпорации, в которую входила фирма Сикорского, принимает решение: во имя "экономических интересов" слить ее с другой фирмой. И тогда Сикорский принимает решение - перейти на создание новой техники - вертолетов. В сентябре 1939 года появился первый вариант вертолета S-46, 14 сентября сам создатель поднял в воздух свое творение. Эта машина положила начало серии вертолетов системы Сикорского...

Когда в 1957 году конструктор уходил на пенсию, его фирма находилась в полном расцвете. В ее штате было 11 тысяч человек, ежемесячное производство вертолетов составляло 45-55. По количеству произведенных вертолетов (2.850 и еще 550 по ее лицензиям) фирма Сикорского занимала первое место в мире. Из "гадкого утенка", которого не принимали всерьез, она превратилась благодаря конструкторскому таланту создателя в ведущее предприятие "United Aircraft", или "Сикорский Эйркрафт".

-7

Впереди у фирмы были и взлеты, и "черные" дни, и обилие заказов, и трудности со сбытом. Но вот позиции дня сегодняшнего:

Устойчивое производство вертолетов "Блэк хоук" по военным заказам США в течение 5 лет. Рост военных заказов в Турции, Бразилии, Колумбии, Тайване, Австралии, Индонезии, Японии, других странах. Часть заказов ожидается и в Европе, где наиболее вероятным заказчиком является Бельгия.

-8

Продолжаются разработки нового варианта вертолета S-76, постоянная модернизация одного из лучших на сегодняшний день вертолетов фирмы - "Блэк хоук" за счет улучшения характеристик несущего винта, понижения вибрации и увеличения нагрузки, переносимой на внешней подвеске.

В свой последний рабочий день 25 октября 1972 года Сикорский подписал письмо, которое касалось применения вертолета как средства аварийного спасения. Создание летающего "ангела-хранителя" было главной целью деятельности выдающегося конструктора, которую он пронес через всю свою жизнь.

-9

Основатель мирового вертолетостроения был глубоко религиозным человеком. Ему принадлежат умные книги "Эволюция души" и "В поисках вечного разума". За свою жизнь он получил около ста наград, призов и дипломов. Среди них российский орден Св. Владимира 4-й степени.

Вышли в люди и его дети: дочь Татьяна (по мужу фон Йорк) от первого брака стала профессором социологии; сыновья (от 2-го брака с Елизаветой Алексеевной Семеновой) пошли по разным дорогам - Сергей продолжил дело отца, Николай стал известным скрипачом, Игорь - адвокатом и политиком, Георгий - математиком и специалистом по компьютерам.

* * *

Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.