Приветствую всех! Сегодня мы дренируем популярный в узких кругах фильм под названием "Крепость".
Название "Keep" можно интерпретировать по разному: и как Застава, и как Хранитель, и как Заступник. Но мне все-таки ближе простое и каноничное "Крепость".
У этого произведения довольно печальная судьба. Молодой и амбициозный режиссёр Майкл Манн столкнулся с огромными трудностями во время производства, и вместо крутого авторского кино получилось что то не понятное. Давайте вместе разберёмся, что это за мистическая катастрофа произошла и почему у этого, на первый взгляд не выдающегося фильма такая преданная группа фанатов.
Фабула⚡
На дворе 1941 год. Где-то в горах Румынии. После начала операции "Барбаросса" моторизованное подразделение "горные егеря" Вермахта под командованием капитана Клауса Вермана прибывает в необитаемую цитадель, известную просто как "Крепость" с целью взять под контроль Перевал Дину в Карпатах. Вокруг форта расположена небольшая деревня, местные жители бояться мистического строения и ничего толком не могу объяснить, что из себя представляет данное сооружение. Верман отмечает, что крепость была построена для того, чтобы не допустить выхода кого-либо из внутренних помещений, и разговаривает с хранителем Александру. Он предупреждает капитана не ночевать в этом зловещем месте и не прикасаться к крестам на стене.
Два жадных солдата, рядовые Лутц и Энтон, пытаются стащить металлический крест, но случайно высвобождают призрачную сущность, которая их убивает. Существо, обитающее в цитадели, в последующие дни, убивает еще пятерых солдат и начинает принимать телесную форму. Отряд СС под командованием садистского штурмбанфюрера Эриха Кемпфера прибывает, чтобы разобраться со смертями бойцов. Он подозревает, что загадочные смерти - дело рук партизан, которые прячутся в деревне. Кемпфер приказывает казнить троих мирных жителей в качестве коллективного наказания и берет еще пятерых в заложники, несмотря на протесты Вермана.
По наводке местного деревенского священника, отца Михаила Фонеску, немцы вывозят из концлагеря больного еврейского историка Теодора Куза и его молодую дочь Еву. Он расшифровывает загадочное послание, написанное на старославянском языке, высеченное на стене цитадели.
Демон спасает дочь профессора Еву от сексуального насилия со стороны двух фрицов и прикосновением лечит профессора от изнурительной склеродермии. Существо представляется как Раду Моласар. Куза оказывается в долгу перед сущностью, которая требует, чтобы он забрал таинственный талисман из крепости, чтобы дух мог покинуть ее пределы и уничтожить все фашистов на планете.
Дистанционно почувствовав освобождение древнего зла, таинственный незнакомец по имени Глекен Трисмегестус прибывает в деревню из оккупированной Греции. Он по стечению обстоятельств оказывается в одном номере местной гостиницы с Евой и между ними вспыхивает страсть.
Зловещая сила Моласара начинает влиять на жителей деревни, сводя их с ума. Группа солдат стреляет в Глекена и сбрасывает его в овраг, но показано, что он все еще жив. Кемпфер и Верман спорят из-за садистских преступлений первого. Верман яростно осуждает нацистов, утверждая, что охотящееся на них чудовище является отражением их зла. Когда их разговор внезапно прерывается звуками ужасных криков и пулеметной стрельбы, доносящимися из внутреннего двора крепости, Кемпфер убивает Вермана выстрелом в спину. После этого штурмбанфюрер идет в главный холл и обнаруживает, что весь гарнизон цитадели был уничтожен Моласаром, а все военные машины, припаркованные внутри, выведены из строя.
Наткнувшись на кровавую бойню, напуганный Кемпфер погибает от рук демона в это время историк находит древний артефакт, удерживающий существо в стенах форта, и направляется к выходу. Когда Ева пытается помешать ему сделать это, демон повелевает еврею убить свою дочь. Куза отказывается от приказа Моласара. В ответ дух возвращает старику его болезненное состояние. Прибывает Глекен, забирает талисман, соединяя его со своим жезлом, и начинается финальная схватка.
После битвы демон погибает и его дух изгоняется обратно в самые сокровенные уголки крепости. Душа Глекена превращается в бурю света и запечатывает отверстие, освободившее Моласара, снова удерживая сущность внутри. Жители деревни, освобожденные от влияния беса, уводят Еву и профессора подальше от проклятого места.
Создание🎥
Фильм является экранизаций одноименного романа американского писателя Ф. Пола Уилсона, выпущенного в 1981 году. В 2006 году роман был адаптирован в форме комикса самим Уилсоном с иллюстрациями Мэтью Смита. В 1983 году была выпущена настольная игра по мотивам киноленты компании Mayfair Games, с одноименным названием.
Основные съемки начались в сентябре 1982 года в Уэльсе , первоначальный график длился 13 недель. Работа была изнурительной, из-за сильного дождя график производства сильно задержался, и как только основной съемочный процесс был закончен, были пересняты дополнительные кадры, в результате чего киноработа продлилась в общей сложности 22 недели.
Декорации для румынской деревни были построены в заброшенном карьере Глин Ронви, бывшем сланцевом разрезе недалеко от Лланбериса в Северном Уэльсе. В некоторых интерьерах крепости использовалась каменная кладка из сланцевых пещер Ллехведд.
Английский историк и художник по костюмам для кино Эндрю Молло работал историческим консультантом по немецким военным костюмам. Несмотря на то что во время войны члены Ваффен-сс обычно носили серую или серо-зеленую форму, по словам Молло, Майкл Манн настаивал на том, чтобы они носили свою парадную черную форму, чтобы дать зрителям понять, что персонаж Бирна и его люди были нацистскими фанатиками.
Внешний вид злобного демона несколько раз менялся во время съемок, потому что режиссёр не был уверен, как он должен выглядеть. Первоначально Моласар представлялся Манном как неосязаемая сущность, на внешний вид которой будет влиять исключительно окружение. Однако это описание было очень абстрактным и оказалось трудным для создания командой по спецэффектам. В конечном итоге Манн остановился на сущности, первоначально появляющейся как аморфный шар энергии, который начинает принимать антропоморфный образ, постепенно трансформируясь из сгустка энергии в существо с обрастающее сначала нервной тканью, затем скелетной, мышечной и, наконец, в кульминации фильма дух обретает форму статуеподобного Голема. Аниматронная версия Моласар, которая была разработана на ранних этапах производства, в конечном итоге осталась неиспользованной из-за меняющихся представлений Манна о внешности монстра, и вместо этого существо было изображено актером в костюме.
Через две недели после начала пост-продакшена умер легендарный специалист по визуальным эффектам Уолли Виверс (Космическая Одиссея:2001, Супермен), что вызвало огромные проблемы, поскольку никто не знал, как он планировал закончить сцены со спецэффектами в фильме, особенно те, которые были запланированы для оригинального финала.
В первоначальной кульминации, которую представлял себе Манн, Глекен и Моласар участвовали в эпической, насыщенной эффектами битве на вершине башни-крепости, закончившейся тем, что Глекен открыл энергетический портал, который вырвался из-под земли крепости. Эти двое должны были упасть со стены крепости, затянуться в портал и упасть в пустоту. После этого Глекен материализовался в пещере под крепостью у пруда и пробудился смертным человеком.
Поскольку продление производства и бюджет фильма уже значительно превысили выделенные средства, Paramount отказалась платить за съемку дополнительных кадров, необходимых для этого финала, в результате чего Манн вместо этого выбрал упрощенное заключение, присутствующее в театральной версии киноленты.
Первоначальная версия "Крепости" длилась 210 минут (три с половиной часа), но была сокращена по требованию Paramount примерно до 120 минут (два часа). Тестовые показы двухчасовой версии не дали положительных результатов, поэтому студия сократила продолжительность еще до 96 минут, вопреки уговорам Манна. Эти сокращения привели к множеству сюжетных дыр, ошибкам повествования , ужасным "скачкам" в саундтреке и сценах, а также к проблемам с монтажом . Даже микширование звука в фильме не удалось завершить должным образом из-за вмешательства продюсеров, поэтому каждая версия ленты страдает плохим звуковым оформлением.
Первоначальный более счастливый финал, также был подвержен ножницам. В нем Ева нашла живого Глекена внутри цитадели после битвы, и они с отцом покинули Румынию на лодке. Удаление этих сцен вызвало путаницу, поскольку многочисленные кадры этого финала были показаны во многих киножурналах, и даже актеры и члены съемочной группы, включая режиссера, говорили в интервью, что у фильма счастливый конец. Часть «хорошего» финала была использована в телевизионных версиях фильма 1980-х годов.
Другие удаленные сцены:
- Предыстория вражды между Глекеном и Моласаром;
- Фактическое объяснение того, почему Ева и Глекен влюбились друг в друга;
- Глекен убивает капитана лодки (того, кто привез его в Румынию), который пытается украсть его "оружие" из саквояжа;
- Сцены с жителями деревни, в частности жестокие сцены помешательства отца Михаила;
- Убийство старика Александру его сыновьями, когда зло начинает развращать умы местных жителей и др.
Так же за кадром осталась сцена, в которой Моласар убивает всех немецких солдат внутри крепости. Большая часть эффектов для этой части, включая кадры взрывающихся голов солдат, была снята, но эту бойню, которая включала в себя гораздо более сложный визуал, не удалось закончить после смерти Вивера.
Музыкальное сопровождение было записано группой Tangerine Dream. Музыканты ранее сотрудничали с Манном над его первым театральным фильмом "Вор" (1981). Партитура The Keep в основном состоит из угрюмых звуковых ландшафтов, а не из простых музыкальных мелодий. В частности, в финальной части фильма прозвучал эмбиент-кавер на песню Говарда Блейка "Walking in the Air" (1982). Кроме того, в фильме можно услышать синтезаторную аранжировку "Gloria" из "Мессы для четырех голосов" (1552) Томаса Таллиса.
"Пряники"🍪
- Автор оригинального романа Ф. Пол Уилсон был настолько разочарован адаптацией его произведения Майклом Манном , что написал рассказ под названием "Cuts", в котором писатель накладывает проклятие вуду на режиссера, который испортил его работу.
- Фильм включает в себя элементы повествования о "Големе", ветхозаветной притчи о "Жертвоприношение Исаака", старого немецкого мифа о "Фаустовском договоре с Дьяволом" и древней румынской легенде о вампирах.
- Описание начальной локации: "Перевал Дину Карпатские Альпы, Румыния, 1941 год". Но на самом деле нигде в Румынии нет "Перевала Дину" потому, что это выдуманная местность за авторством Ф. Пола Уилсона. Режиссер Майкл Манн сказал в интервью 1984 года, что он ездил в коммунистическую Румынию, чтобы провести разведку и исследование местности, но позже все-таки был выбран Уэльс.
Положительность👍
- Готика 80-х. Фильм, несмотря на свое обрезанное состояние, выглядит и звучит по-особому. Видно, что авторы пытались создать нечто лавкрафтианское в антураже Второй Мировой. Стены замка давят своей монолитностью и синевой. Каждый камень и неоновый крест таит в себе угрозу. Вечный туман окутывает и создает ареол таинственности.
- Культовость из всех щелей. При просмотре складывается ощущение, что ты прикасаешься к чему то недооценённому и малоизвестному. У ленты низкие рейтинги и оценка критиков, но идут годы, а фильмом интересуются все больше людей. Видно, что многие современные авторы вдохновляются образами из этого произведения. Музыка в сочетание с визуальной частью смешиваются в гремучий коктейль из силуэтов и кадров.
- Философские подтексты. Темы, заданные в киноленте, актуальны во все времена. Кто страшнее - вечное зло или человек в черной форме? Кто глупее - мудрый профессор или наивная молодая девушка? Нужно ли добро, если нет зла? Режиссер не дает точных ответов на все эти вопросы, но дает пищу для размышлений.
Отрицательность👎
- Дай человек ножницы, он и нос себе отстрижёт. Уважаемая Paramount сделала все, чтобы фильм получился провальным. Из трех с половиной часов хронометража слепить невнятную полуторачасовую муть - это "успех". У человека, который без контекста книги и дополнительной информации посмотрит "Keep" возникнет ощущение полного хаоса и не связанных друг с другом сцен. Мотивация героев, непонятная любовная линия, что за создания здесь воюют и причем здесь нацисты. Хорошо, что сейчас есть интернет и можно прочитать кучу материала, разобраться во всем, но в 1983 году любой бы зритель вышел из кинотеатра в полном недоумение и уверенностью, что его развели на деньги.
- Нормальной версии не будет? По словам режиссера, многие кадры утеряны или он просто не знает, как весь оставшийся материал можно смонтировать во что-то более-менее удобоваримое. Даже у обрезанной версии нет до сих пор нормального ремастера и 4k версии. Фанаты требуют и пишут петиции, чтобы им дали 210 минут оригинальной версии, но пока что на 2024 год все глухо.
- Нам нужен ремейк. В эпоху, когда переснимают все, что нужно и нельзя, про фильмы, которые реально имеют потенциал, в Голливуде, видимо, совсем забыли. Я буду тешить себя надеждой, что какой-нибудь молодой режиссер с авторским виденьем доберется до нашего "Хранителя" и сможет вдохнуть жизнь в забытого "Голема", но пока что это просто фантазии.
Моя оценка: 7 производственных адов из 10 потерянных потенциалов.
Эпилог
Жалею от том, что долгое время откладывал просмотр данного творения. Возможно, если бы я ознакомился с "Крепостью" в более юном возрасте, то стал бы ярым фанатиком и вместе с другими поклонниками строчил письма с просьбами о выпуске оригинальной версии. Но, к сожалению, сейчас я осознаю, что фильм, скорее всего, останется таким, какой он есть на данный момент. Самое удивительное, что даже в своей неполноценной форме кинолента запоминается и остается в голове. Буду надеяться, что сообщество небезразличных будет расти и продолжит стучаться в каменную стену студий, дабы история о борьбе с инфернальным злом оставалась жива.
Благодарю за уделенное внимание. Пожалуйста, поделитесь своим мнение в комментариях. Я всегда рад услышать ваши предпочтения и готов обсудить их.
Буду благодарен, если вы посмотрите другие мои статьи, это будет для меня очень важно.