Найти в Дзене
Игорь Орлов

Странное православие Игоря Талькова.

Оглавление
Поэт, композитор, певец Игорь Тальков (1956-1991)
Поэт, композитор, певец Игорь Тальков (1956-1991)

С одной стороны Тальков упоминал в своих песнях Бога, посещал храм, был искренен в сердце своем, не рвался к роскоши, жил в нищете. Был внешне похож на пророка. Многие почитали его таковым. То есть в нем было немало духовного, весьма похожего на православную духовность.

Но, соприкасаясь ближе с его жизнью и творчеством, замечаешь, что православие это (которое бесспорно жило в нем и проявлялось им) какое-то нечистое.

Мы помним, что именно такой термин (духовности с примесью) использовал в беседе с композитором Михаилом Глинкой святитель Игнатий Брянчанинов, описывая светское творчество (об этом ранее была статья на этом канале).

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов
Михаил Иванович Глинка, композитор
Михаил Иванович Глинка, композитор

В чем же странность тальковского православия?

Прежде, чем ответить на вопрос о странности (то есть отклонении от нормы), посмотрим, а что есть верное православие?

Верное православие.

Его можно определить так: человек хочет жить по благодати, с пасхальным светом в сердце, на волне Божьей и в радости. Но он понимает, что препятствием этому являются кишащие в нем страсти и тьма. И начинает последовательно, с Божьей помощью, работать над собой. Постепенно, демоны души (а они есть в каждом) уходят, душа расцветает. Демоны уходят, вследствие осознания нерадивости своей жизни. и идущему от этого осознания от покаяния. Вследствие последовательного покаяния, которому научается человек, он обретает Богом подаваемое смирения и иные христианские добродетели, как замечает преподобный Исаак Сирин. В ходе последовательной и скрупулезной работы над собой человека пороки уходят, открывая сердце христианским добродетелям и чистоте христианской добродетельной жизни.

Преподобный Исаак Сирин Низибийский
Преподобный Исаак Сирин Низибийский

Вот норма.

Что странного было в православии Талькова?

1. Агрессия .

Игорь Тальков ненавидел люто. Тех, кого считал врагами. Но это вовсе не христианское поведение - делить мир на врагов и друзей. Проявлять ненависть и агрессию. Там, где ненависть - нет любви, а значит нет Христа.

Тальков в военной форме белогвардейцв. На своих концертах он любил устраивать шоу судилище красных. Есть ли в такой шоу православные мотивы и ноты? Вряд ли.
Тальков в военной форме белогвардейцв. На своих концертах он любил устраивать шоу судилище красных. Есть ли в такой шоу православные мотивы и ноты? Вряд ли.

Сам Игорь, в своем творчестве, ценил именно политические протестные песни.

После успеха его «Чистых прудов», ему предлагали выступать с концертами лирических песен на ТВ, на престижных концертных площадках. Он, банально, мог поднять свое и своей семьи материальное благополучие.

Тальков поет про Чистые пруды. Все  задумываюсь, может Бог подавал Игорю Талькову такую лирику, а на политическое протестное творчество гнал вовсе не Бог?
Тальков поет про Чистые пруды. Все задумываюсь, может Бог подавал Игорю Талькову такую лирику, а на политическое протестное творчество гнал вовсе не Бог?

Но Тальков уперся и продолжал петь политические песни и давать концерты в этом русле.

С чем или с кем он пытался бороться так?

Ряд его концертов носили экстремистский характер войны с советским строем. Простой вопрос напрашивается, а чем ему так насолил советский строй, что Тальков изливал на него столько ненависти. Вредя, в первую очередь, конечно себе. Разве бывают идеальные политические строи? Или ненависть, выражаемая в песнях, протесты, открывают добродетели в людях? Нет.

Пусть политику творят политики, которых сможем выбирать мы, которые будут защищать наши интересы. А творчеству оставим высокое искусство, а не протестное.

2. Вспыльчивость.

Второй момент: вспыльчивость его характера, которые отмечали многие его близко знавшие люди. Например, композитор Игорь Саруханов.

Певец и композитор Игорь Саруханов
Певец и композитор Игорь Саруханов

Мы помним, что и православные святые имели этот порок, которые считали ужаснейшим в себе самих. Что далеко за примером ходить: святитель Тихон Задонский страдал этим пороком. Но он боролся и просил Бога о помощи. И, таки, обрел добродетель спокойствия и смирения.

Святитель Тихон Задонский, боровшийся с пороком вспыльчивости
Святитель Тихон Задонский, боровшийся с пороком вспыльчивости

Игорь делать этого не стал. Более того, анализируя причины трагической смерти Талькова, в основе ее можно также заметить вспыльчивость. Не вспыли он, не подними вопрос очередности выступления столь остро, никакой перестрелки и конфликта бы не было. Он остался бы жив.

Так где же, в его случае, борьба со страстями, обретение добродетелей, то есть все то, что составляет сердцевину православия и наиболее сложный его аспект?

2. Измены.

Игорь Тальков не брезгал интригами на стороне, будучи женатым человеком. Более того, об его изменах знала жена. И прощала их мужу. Поистине, в этой семье, подлинной православной христианкой и благочестивой женщиной была жена Игоря – Татьяна. Терпение, смирение, любовь украшали душу этой женщины. Она любила супруга, старалась его понять и оправдать. Ему, мол, как творческому человеку, интриги с другими женщинами нужны для «вдохновения».

Игорь Тальков с женой Татьяной. Догадывался ли Тальков, как повезло ему с женой? Думаю, что да. Вот поистине православная женщина, исполненная многих добродетелей души.
Игорь Тальков с женой Татьяной. Догадывался ли Тальков, как повезло ему с женой? Думаю, что да. Вот поистине православная женщина, исполненная многих добродетелей души.

Тоже странное понимание, вовсе не православное. Где и когда Христос оправдывал пороки потребностью "вдохновения". Потакание страстям есть способ достигать вдохновений?

На самом деле это просто потакание своим страстям. Не только в православии, не только у Христа, но в любой духовной аскетике измены считаются тяжким, смертным грехом. И нет никаких поблажек, что творческим людям (или каким-то другим людям) можно изменять женам.

К достоинству самого Игоря Талькова можно отнести то, что он почитал свою жену. Возможно, в глубинах души и совести, он понимал, что его поведение блудника паскудно. А верность, терпение, прощение и любовь жены есть подлинные добродетели, украшавшие ее душу. Ведь она не изменяла в ответ. Не пилила. А «понимала» и терпела.

Тальков, к чести его, если слышал из уст любовниц худые слова о жене – мог вспылить и бросить любовницу. Жена свята.

То есть почитать жену - почитал, в обиду не давал, но не изменять не мог.

Странное православие в его исполнении?

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями.

Приглашайте на этот канал