С одной стороны Тальков упоминал в своих песнях Бога, посещал храм, был искренен в сердце своем, не рвался к роскоши, жил в нищете. Был внешне похож на пророка. Многие почитали его таковым. То есть в нем было немало духовного, весьма похожего на православную духовность.
Но, соприкасаясь ближе с его жизнью и творчеством, замечаешь, что православие это (которое бесспорно жило в нем и проявлялось им) какое-то нечистое.
Мы помним, что именно такой термин (духовности с примесью) использовал в беседе с композитором Михаилом Глинкой святитель Игнатий Брянчанинов, описывая светское творчество (об этом ранее была статья на этом канале).
В чем же странность тальковского православия?
Прежде, чем ответить на вопрос о странности (то есть отклонении от нормы), посмотрим, а что есть верное православие?
Верное православие.
Его можно определить так: человек хочет жить по благодати, с пасхальным светом в сердце, на волне Божьей и в радости. Но он понимает, что препятствием этому являются кишащие в нем страсти и тьма. И начинает последовательно, с Божьей помощью, работать над собой. Постепенно, демоны души (а они есть в каждом) уходят, душа расцветает. Демоны уходят, вследствие осознания нерадивости своей жизни. и идущему от этого осознания от покаяния. Вследствие последовательного покаяния, которому научается человек, он обретает Богом подаваемое смирения и иные христианские добродетели, как замечает преподобный Исаак Сирин. В ходе последовательной и скрупулезной работы над собой человека пороки уходят, открывая сердце христианским добродетелям и чистоте христианской добродетельной жизни.
Вот норма.
Что странного было в православии Талькова?
1. Агрессия .
Игорь Тальков ненавидел люто. Тех, кого считал врагами. Но это вовсе не христианское поведение - делить мир на врагов и друзей. Проявлять ненависть и агрессию. Там, где ненависть - нет любви, а значит нет Христа.
Сам Игорь, в своем творчестве, ценил именно политические протестные песни.
После успеха его «Чистых прудов», ему предлагали выступать с концертами лирических песен на ТВ, на престижных концертных площадках. Он, банально, мог поднять свое и своей семьи материальное благополучие.
Но Тальков уперся и продолжал петь политические песни и давать концерты в этом русле.
С чем или с кем он пытался бороться так?
Ряд его концертов носили экстремистский характер войны с советским строем. Простой вопрос напрашивается, а чем ему так насолил советский строй, что Тальков изливал на него столько ненависти. Вредя, в первую очередь, конечно себе. Разве бывают идеальные политические строи? Или ненависть, выражаемая в песнях, протесты, открывают добродетели в людях? Нет.
Пусть политику творят политики, которых сможем выбирать мы, которые будут защищать наши интересы. А творчеству оставим высокое искусство, а не протестное.
2. Вспыльчивость.
Второй момент: вспыльчивость его характера, которые отмечали многие его близко знавшие люди. Например, композитор Игорь Саруханов.
Мы помним, что и православные святые имели этот порок, которые считали ужаснейшим в себе самих. Что далеко за примером ходить: святитель Тихон Задонский страдал этим пороком. Но он боролся и просил Бога о помощи. И, таки, обрел добродетель спокойствия и смирения.
Игорь делать этого не стал. Более того, анализируя причины трагической смерти Талькова, в основе ее можно также заметить вспыльчивость. Не вспыли он, не подними вопрос очередности выступления столь остро, никакой перестрелки и конфликта бы не было. Он остался бы жив.
Так где же, в его случае, борьба со страстями, обретение добродетелей, то есть все то, что составляет сердцевину православия и наиболее сложный его аспект?
2. Измены.
Игорь Тальков не брезгал интригами на стороне, будучи женатым человеком. Более того, об его изменах знала жена. И прощала их мужу. Поистине, в этой семье, подлинной православной христианкой и благочестивой женщиной была жена Игоря – Татьяна. Терпение, смирение, любовь украшали душу этой женщины. Она любила супруга, старалась его понять и оправдать. Ему, мол, как творческому человеку, интриги с другими женщинами нужны для «вдохновения».
Тоже странное понимание, вовсе не православное. Где и когда Христос оправдывал пороки потребностью "вдохновения". Потакание страстям есть способ достигать вдохновений?
На самом деле это просто потакание своим страстям. Не только в православии, не только у Христа, но в любой духовной аскетике измены считаются тяжким, смертным грехом. И нет никаких поблажек, что творческим людям (или каким-то другим людям) можно изменять женам.
К достоинству самого Игоря Талькова можно отнести то, что он почитал свою жену. Возможно, в глубинах души и совести, он понимал, что его поведение блудника паскудно. А верность, терпение, прощение и любовь жены есть подлинные добродетели, украшавшие ее душу. Ведь она не изменяла в ответ. Не пилила. А «понимала» и терпела.
Тальков, к чести его, если слышал из уст любовниц худые слова о жене – мог вспылить и бросить любовницу. Жена свята.
То есть почитать жену - почитал, в обиду не давал, но не изменять не мог.
Странное православие в его исполнении?
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.