Дом №9 на Тверском бульваре некоторые считают одним из самых красивых зданий в Москве.
Убедиться в этом за молодой листвой сложновато.
Конечно, преувеличение. Но дом неплох. Построен архитектором Кондратенко для купца 2-й гильдии Ивана Коровина в 1906 году.
Планировка- как у дворца. А не как у доходного дома. Два фасада по бокам. По красной линии. А средний- в глубине.
Не на бедных квартирантов купец 2-й гильдии рассчитывал. Раз драгоценными квадратными метрами центро- московской земли пожертвовал. Ради такого дворцово- планировочного изыска.
Дом оформлен со скромным обаянием. Лоджии- балконы во весь этаж. С узорчатыми решетками. На каждом этаже- свой узор.
По стенам- неброская лепнина.
Кроме лепнины на стене доска.
Мол, Пятницкий здесь жил. Не основатель одноименного хора. О котором мало кто помнит. А "старейший деятель коммунистической партии". О котором помнят еще меньше.
Еще на доме установлен мемориальный знак с именем статистика Леонида Григорьевича Россин-Мариани. Как пишет Википедия. Как выглядит этот знак и где висит- не знаю. Не нашел. Может во дворе? Но ажурные ворота в высокой арке на запоре.
Но не этими жильцами- с досками и без досок- дом знаменит.
Зимой 1914-1915 года в квартиру №9 на верхнем этаже к певице Зинаиде Михайловне Синяковой (Мамоновой) приехали ее младшие сестрички из Харькова. Мария, Надежда, Вера и Ксения.
«Как воды полночных озер/За темными ветками ивы,/Блестели глаза у сестер,/И все они были красивы». Велимир Хлебников.
Сестрички сразу окунулись в бурную московскую жизнь. За тем и приехали. Устраивали у себя на квартире шумные пати. Поэты собирались признанные. И не признанные.
- Ага- скажет читатель- Пати. Хорошие партии себе искали. Как Муравьева в «Москва слезам не верит».
Да нет. Женихи из поэтов- так себе.
«Хлебников, например, в период, когда он был влюблен в Веру, он захотел понравиться, и вот он принарядился- вспоминала Мария-. У него были такие ботинки солдатские с обмотками, и подмётки у них отстали: и вот он их привязал какими-то верёвочками, а костюм у него был — сюртук длиннополый, обтянутые брюки чёрные, воротничка не было, грудь была открыта совершенно, он приколол огромную белую астру».
Но не только футуризм в этом доме рождался. Романтические отношения тоже.
Как вспоминала Л.Ю.Брик, «Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю — Пастернак, в Марию — Бурлюк, на Оксане женился Асеев».
Лиля не очень этот дом жаловала. Маяковский пытался за Надей приударить. К которой Пастернак.
Бориса Пастернака поначалу больше поразила не красота сестричек. А невиданное им доселе чудо техники- примус. «Чистый ревущий кузов разбрасывал высоконапорное пламя».
Но покушав пожаренных на примусе котлет, обратил внимание и на сестер. Особенно на Надежду.
Та только что разошлась со своим мужем. Поэт переживал неудавшийся роман с Идой Высоцкой. Как говорится, встретились два одиночества.
Дошло до то того, что хотел познакомить Наденьку с родителями.
Те отказались. Не пара она тебе, Боря.
Были и трагические истории.
Юный поэт Божидар (Богдан Гордеев) был обреченно влюблен в Марию. Но та предпочла поэту художника. Арсения Моисеевича Уречина. Отвергнутый юноша покончил с собой. В 20 лет.
Заходил на огонек и Есенин. С которой из сестричек он дружил- разобраться в этой санта- барбаре сложно. Но почему-то только ему на Тверском Бульваре поставили.
Певица Зинаида Синякова так и не покорив Москву в 1914 году оставила квартиру и поехала колесить по провинциальным театрам. Пришлось возвращаться на родную Харьковщину и ее сестричкам.
Но тяготы московской жизни уже глубоко засели в душах сестричек. В течении пары лет опять в столицы перебрались.
А через полвека с гаком здесь зарождался московский церетелизм. В конце 1970-х в полуподвале располагалась мастерская скульптор Церетели. Кое где пишут «никому тогда неведомого».
Как бы не так. Кто бы дал студию «никому неведомому» персональную студию в центре столицы?
Конечно, не так гремел, как при Лужкове. Но уже был лауреатом Государственной премии СССР. За Ленинский мемориал в Ульяновске. В 1980-м был назначен главным художником XXII Олимпийских игр в Москве.
После этого пришло руководство города. Во главе с Гришиным.
- Как можно работать в такой обстановке?- удивился Виктор Васильевич- Отдать скульптору второй этаж.
- Виктор Васильевич, там три семьи живут- прошептал на ушко помощник.
- Выселить- приказал первый секретарь Московского горкома КПСС.
Кого только не было потом в этой мастерской. Артисты, писатели, художники. 9 президентов СССР и США с женами.
При Лужкове Церетели в Москве стало особенно много. И сам он много где по Москве обосновался.
В 1993 году получил мастерскую, а заодно и квартиру на Большой Грузинской. Под галерею искусств Зураба Церетели в 2001 году получил старинный особняк на Пречистенке. В Переделкино дом с большим участком. Тоже как бы мастерская.
Но и эту площадку не бросает. С 2007 года тут как бы филиал галереи- Московского музея современного искусства. Сейчас, якобы, на реконструкции.
Зато в самой галерее сейчас выставка к 90-летию мастера. Можете сходить.
Можете сходить. Я- собираюсь.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь