Найти тему
Две Войны

«Многое в этом танке раздражало, но когда завели стало понятно за что его любили немцы!»- ветеран воевал на трофейном танке Т-4

В 1946-м году лейтенант Рем Николаевич Уланов был откомандирован в подмосковную Кубинку, где его назначили на должность техника-испытателя НИИБТ Полигона. Около пяти лет принимал участие в испытаниях различной техники, как отечественной, так и зарубежного производства.

Параллельно с основной работой Рем Николаевич сотрудничал с журналом «Техника и вооружение» и был его постоянным автором. Статьи Рема Уланова посвященные истории, текущему состоянию и перспективам развития бронетехники пользовались популярностью у читателей. Оставил после себя он и интереснейшие воспоминания в которых рассказывал про свою фронтовую биографию и давал оценку различной техники, с которой ему довелось иметь дело.

А вспоминать ему было что. На фронт Рем Николаевич попал сразу поле того, как окончил 10 классов. Поскольку у него уже были права на управление автомобилем попал водителем полуторки в минометную часть. Возил в кузове боеприпасы, а на прицепе полковой 122 мм миномет. Во время переноски мин на боевую позицию попал под артобстрел и был ранен. В марте сорок третьего после госпиталя отправлен в учебный полк самоходчиков и получив специальность механика-водителя продолжил воевать уже на СУ-76.

В конце зимы сорок третьего остался «безлошадным». Его самоходка была подбита, к счастью экипаж не пострадал, все успели выпрыгнуть. У особиста, разумеется были к самоходчикам «претензии», но вскоре он отстал. А Уланова, так как свободных СУ-76 не было, зампотех полка посадил на полуторку.

Возил раненых, потом офицера связи. На ней он и наехал на противотанковую мину, выжил чудом. После трех недель в госпитале переведен в батальон выздоравливающих. Узнав, что он и шофер, и механик-водитель его забрали в роту охраны штаба армии и посадили на единственный в роте танк, трофейный Pz.IV.

Так Рем Николаевич и смог поближе познакомиться с рабочей лошадкой вермахта, а проехав на нем несколько десятков километров смог сравнить ходовые качества и удобство управления танком Pz.IV с привычной ему СУ-76.

Справа от водителя очень большая семискоростная коробка передач. В движении она здорово нагревалась и правый бок припекало. Ее шестеренки довольно громко «выли». Двигатель «Майбах» тоже был слишком шумным, вдобавок он него шла ощутимая вибрация. В сочетании с резкими непривычными запахами это вызывало быстрое утомление и головную боль.

Многое в этом танке раздражало, но потом стало понятно за что его любили немцы! По мнению ветерана управлять было легко, усилия на рычагах требовались небольшие, сиденье вполне удобным.

Рем Николаевич Уланов с боевыми товарищами. Фото в открытом доступе.
Рем Николаевич Уланов с боевыми товарищами. Фото в открытом доступе.

Рессорная подвеска танка Pz.IV тоже была гораздо жестче торсионной подвески СУ-76, у самоходки плавность хода была значительно лучше.

Как и СУ-76 танк работал на бензине, только вот потреблял его гораздо больше. Заправка же становилась мучением. Горловина топливного бака внутри гусеничного обвода и рассчитана на заправочный пистолет с насосом, которого естественно в роте не было. Поэтому приходилось десятки ведер заливать через обычную воронку, что было крайне неудобно.

К числу плюсов танка Рем Николаевич отнес количество и расположение люков, они были даже в бортах башни. В критической ситуации экипаж мог быстро покинуть машину. Отметил ветеран и то, что в танке Pz.IV было довольно просторно даже для пяти членов экипажа, лучше, чем в Т-34.

В целом, когда вернулся в роту старый механик, расставаться с танком Рему Николаевичу было не особо жаль. В реальном бою танк Pz.IV Рем Уланов увидел гораздо позже, осенью сорок четвертого на Сандомирском плацдарме. Тогда состоялась массовая танковая атака на наши позиции. Среди немецких танков большинство как раз и были «четвёрки».

Удар приняли на себя два истребительно-противотанковых полка, стоявшие правее самоходчиков. Они же в отрытых капонирах стояли в засаде и в том бою участия не принимали. Рема Николаевича поразило, что с поля боя уцелевшие немецкие танки отходили задним ходом, причем довольно быстро. В подобных ситуациях наши танкисты предпочитали разворачиваться.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Бойцы РККА осматривают танк Pz.IV. Фото в открытом доступе.
Бойцы РККА осматривают танк Pz.IV. Фото в открытом доступе.

Спустя много лет, уже познакомившись с другими боевыми машинами Рем Николаевич сделал обобщенный вывод о достоинствах нашей и немецкой техники:

«Каждый танк имеет свой «нрав» по управлению, по преодолению препятствий, свою специфику выполнения поворотов. По лёгкости управления я бы поставил на первое место немецкие танки Т-III и T-IV, по маневренности – Т-34, Т-44 и Т-54, а по плавности хода по неровностям местности — ИС-3 и ИС-4».

В январе сорок пятого Уланова Рема Николаевича направили учиться в Высшую офицерскую техническую бронетанковую школу. На этом война для него и закончилась. За боевые заслуги он был награжден 4 орденами и несколькими медалями.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете насколько хорош был танк Т-4?