В 1946-м году лейтенант Рем Николаевич Уланов был откомандирован в подмосковную Кубинку, где его назначили на должность техника-испытателя НИИБТ Полигона. Около пяти лет принимал участие в испытаниях различной техники, как отечественной, так и зарубежного производства.
Параллельно с основной работой Рем Николаевич сотрудничал с журналом «Техника и вооружение» и был его постоянным автором. Статьи Рема Уланова посвященные истории, текущему состоянию и перспективам развития бронетехники пользовались популярностью у читателей. Оставил после себя он и интереснейшие воспоминания в которых рассказывал про свою фронтовую биографию и давал оценку различной техники, с которой ему довелось иметь дело.
А вспоминать ему было что. На фронт Рем Николаевич попал сразу поле того, как окончил 10 классов. Поскольку у него уже были права на управление автомобилем попал водителем полуторки в минометную часть. Возил в кузове боеприпасы, а на прицепе полковой 122 мм миномет. Во время переноски мин на боевую позицию попал под артобстрел и был ранен. В марте сорок третьего после госпиталя отправлен в учебный полк самоходчиков и получив специальность механика-водителя продолжил воевать уже на СУ-76.
В конце зимы сорок третьего остался «безлошадным». Его самоходка была подбита, к счастью экипаж не пострадал, все успели выпрыгнуть. У особиста, разумеется были к самоходчикам «претензии», но вскоре он отстал. А Уланова, так как свободных СУ-76 не было, зампотех полка посадил на полуторку.
Возил раненых, потом офицера связи. На ней он и наехал на противотанковую мину, выжил чудом. После трех недель в госпитале переведен в батальон выздоравливающих. Узнав, что он и шофер, и механик-водитель его забрали в роту охраны штаба армии и посадили на единственный в роте танк, трофейный Pz.IV.
Так Рем Николаевич и смог поближе познакомиться с рабочей лошадкой вермахта, а проехав на нем несколько десятков километров смог сравнить ходовые качества и удобство управления танком Pz.IV с привычной ему СУ-76.
Справа от водителя очень большая семискоростная коробка передач. В движении она здорово нагревалась и правый бок припекало. Ее шестеренки довольно громко «выли». Двигатель «Майбах» тоже был слишком шумным, вдобавок он него шла ощутимая вибрация. В сочетании с резкими непривычными запахами это вызывало быстрое утомление и головную боль.
Многое в этом танке раздражало, но потом стало понятно за что его любили немцы! По мнению ветерана управлять было легко, усилия на рычагах требовались небольшие, сиденье вполне удобным.
Рессорная подвеска танка Pz.IV тоже была гораздо жестче торсионной подвески СУ-76, у самоходки плавность хода была значительно лучше.
Как и СУ-76 танк работал на бензине, только вот потреблял его гораздо больше. Заправка же становилась мучением. Горловина топливного бака внутри гусеничного обвода и рассчитана на заправочный пистолет с насосом, которого естественно в роте не было. Поэтому приходилось десятки ведер заливать через обычную воронку, что было крайне неудобно.
К числу плюсов танка Рем Николаевич отнес количество и расположение люков, они были даже в бортах башни. В критической ситуации экипаж мог быстро покинуть машину. Отметил ветеран и то, что в танке Pz.IV было довольно просторно даже для пяти членов экипажа, лучше, чем в Т-34.
В целом, когда вернулся в роту старый механик, расставаться с танком Рему Николаевичу было не особо жаль. В реальном бою танк Pz.IV Рем Уланов увидел гораздо позже, осенью сорок четвертого на Сандомирском плацдарме. Тогда состоялась массовая танковая атака на наши позиции. Среди немецких танков большинство как раз и были «четвёрки».
Удар приняли на себя два истребительно-противотанковых полка, стоявшие правее самоходчиков. Они же в отрытых капонирах стояли в засаде и в том бою участия не принимали. Рема Николаевича поразило, что с поля боя уцелевшие немецкие танки отходили задним ходом, причем довольно быстро. В подобных ситуациях наши танкисты предпочитали разворачиваться.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Спустя много лет, уже познакомившись с другими боевыми машинами Рем Николаевич сделал обобщенный вывод о достоинствах нашей и немецкой техники:
«Каждый танк имеет свой «нрав» по управлению, по преодолению препятствий, свою специфику выполнения поворотов. По лёгкости управления я бы поставил на первое место немецкие танки Т-III и T-IV, по маневренности – Т-34, Т-44 и Т-54, а по плавности хода по неровностям местности — ИС-3 и ИС-4».
В январе сорок пятого Уланова Рема Николаевича направили учиться в Высшую офицерскую техническую бронетанковую школу. На этом война для него и закончилась. За боевые заслуги он был награжден 4 орденами и несколькими медалями.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете насколько хорош был танк Т-4?