Найти тему
NEWS.ru

Неожиданный прогноз из США. Три возможных сценария конца СВО: два из них оскорбительны для России

Оглавление
Никита Цицаги/NEWS.ru
Никита Цицаги/NEWS.ru

Автор: Вячеслав Филиппов

Директор программы «Большая стратегия» в Defense Priorities, почетный профессор Городского колледжа Нью-Йорка и старший научный сотрудник Колумбийского университета Раджан Менон опубликовал статью для издания в Foreign Policy, где сделал неожиданный прогноз о ходе СВО. Какие три возможных сценария окончания боевых действий он описал?

Почему переговоры РФ и Украины невозможны сейчас

«Призывающие к переговорам справедливо отмечают, что последний транш помощи от США не будет длиться вечно. Отправить Украине еще одну крупную сумму в следующем году будет еще сложнее, даже если Джо Байден останется президентом; а если победит Дональд Трамп, он может вообще прекратить поддержку. Тем не менее, последний пакет помощи от США, а также военная помощь от различных европейских стран позволят Украине воевать в течение следующего года. Мы не можем предсказать ни продолжительность этого периода, ни то, как изменит ситуацию новейшая партия западного оружия. Некоторые утверждают, что лучшее, на что может надеяться Украина — это сделка, предполагающая раздел страны. Даже если этот прогноз окажется верным, характер и масштабы раздела имеют значение — существуют худшие и лучшие варианты», — говорится в статье.

По мнению автора Foreign Policy, США могут инициировать переговоры России и Украины, однако на это нет шансов, пока президентом Америки остается Джо Байден.

«Несмотря на благие намерения, сторонники «переговоров сейчас» обходят стороной важнейший вопрос — кто будет (или должен) их инициировать? Один из возможных ответов: США, возможно, даже через голову Киева. Но шансов на это практически нет, пока Байден остается президентом. Ни он, ни члены его команды по внешней политике и национальной безопасности не говорили и не делали ничего, что указывало бы на планы принудить Киев к урегулированию с Москвой. Американская военная помощь предназначена для того, чтобы Украина продолжала воевать до 2025 года, даже если Трамп победит в ноябре. Возможно, сторонники переговоров ожидают, что Киев придет к выводу, что продолжение борьбы приведет к еще худшему результату, и, руководствуясь этой логикой, будет искать компромисс с Москвой. Но президент Украины Владимир Зеленский не проявил ни малейшей склонности к такому шагу — ни разу после провала переговоров, проведенных в Беларуси и Турции вскоре после февраля 2022 года», — пишет Раджан Менон.

Он напомнил, что президент Украины Владимир Зеленский хочет вернуть все земли, которые страна потеряла в 2014 году, включая Крым.

«Эта цель не выбита в камне и может измениться, если изменятся факты на местах, но пока этого не произошло. Можно считать ее нелепой, но важно, что она сохраняется. Возможно те, кто рекомендует переговоры, ожидают, что усталость украинцев от военного конфликта заставит Зеленского пойти на сделку с Россией. Это возможно, но пока что граждане Украины выступают против договора с Москвой не меньше, чем ее лидеры», — отмечается в материале.

Менон указал, что призывы к мирным переговорам имеют недостаток — в них перечисляются проблемы, с которыми сталкиваются вооруженные силы Украины, но не упоминаются российские.

«Геолокационные данные показывают, что Россия теряет людей и технику. Следует ли из этого, что у Украины нет серьезных проблем, и она обязательно победит? Нет и нет. Однако это означает, что уверенные линейные прогнозы, что Россия превратилась в джаггернаут и поэтому Украина должна в ближайшее время запросить мира, сомнительны», — считает профессор.

Автор напомнил, что США и их европейские союзники только что начали поставки вооружений на Украину на десятки миллиардов долларов и не закончат их до начала осени.

«Было бы глупо торопиться с переговорами, прежде чем мы увидим, насколько изменит ситуацию вливание дополнительных вооружений, смогут ли российские военные поддерживать нынешний темп, когда у Украины появится больше огневой мощи, и насколько успешным окажется украинский призыв», — отмечается в статье.

Как может закончиться спецоперация

Раджан Менон в материале Foreign Policy предположил, что военный конфликт России и Украины может закончиться одним из трех вариантов. Первый из них — ВС РФ займут еще большую территорию, а Запад поддастся усталости Украины.

«Первый вариант. Российские военные занимают еще большую территорию, Запад поддается усталости от Украины, и Путин навязывает Киеву карательный мир — часть Украины становится российской территорией, а остальная часть, сохранив независимость, возвращается в орбиту Москвы.

Исходя из второго варианта, оскорбительного для Москвы, урегулирование ситуации начнется тогда, когда Россия, несмотря на усилия, будет контролировать меньше украинских территорий, чем сейчас.

«Второй. Несмотря на интенсивные усилия, Россия контролирует меньше украинских территорий, чем сейчас, Путин признает, что его армия не может добиться большего и может потерять еще больше земель, следует политическое урегулирование, и Украина в конечном итоге вступает в ЕС и НАТО, с условием, что Киев не допустит баз НАТО или постоянного присутствия иностранных войск на своей территории», — предположил Менон.

При третьем варианте конфликт перейдет в «патовую» ситуацию.

«Третий. Конфликт переходит в патовую ситуацию, из которой, по мнению обоих противников, нельзя выйти, но у Путина достаточно рычагов, чтобы обеспечить нейтралитет Украины. Киев использует свою переговорную позицию, чтобы настоять на вооруженном нейтралитете, что даст ему возможность обучать военных в западных странах, оснащать армию западным оружием и, таким образом, оставаться вне сферы влияния России», — говорится в материале.

Менон подчеркнул, что возможны и другие варианты, и все они, за исключением первого, имеют общую черту.

«Хотя возможны и другие сценарии, все они, кроме первого, имеют общую черту — они требуют, чтобы Украина усилила свои позиции на переговорах, остановив натиск России, начав собственное контрнаступление и отвоевав больше территории. Для этого потребуется время, которым Украина сейчас располагает. Западное оружие только начало поступать на фронт, и в ближайшие месяцы его объем увеличится. В конечном итоге Россия и Украина могут провести переговоры о политическом урегулировании, но сейчас не время для их начала», — заключил он.