В своём годовом отчёте по деятельности Уполномоченный по правам ребёнка Мария Львова-Белова предложила правительству рассмотреть вопрос о необходимости обязательной культурно-языковой подготовки детей-мигрантов, не владеющих русским языком, в детских садах. Однако депутаты Госдумы, опрошенные изданием RTVI, считают этот предложение излишним.
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по региональной политике Михаил Матвеев сказал, что предложение имеет право на существование, но по его мнению, основная ответственность за изучение русского языка должна лежать на родителях. То есть они должны приводить ребёнка в школу или в детский садик уже со знанием языка.
Он также выразил мнение, что в школу следует принимать только детей, которые уже владеют русским языком. Если бы детский сад выполнял функцию обучения русскому языку к моменту поступления в школу, это было бы прекрасно, однако это не является основной задачей детского сада, отметил парламентарий.
Относительно детских садов, Матвеев поддерживает идею наличия групп или специалистов, обучающих языку, поскольку детский сад играет важную роль в раннем развитии ребёнка.
Он также утверждает, что в школу необходимо принимать только детей, владеющих русским языком, поскольку это препятствует учебному процессу для всех. Депутат отметил, что на эту тему были выдвинуты два поручения президента, которые до сих пор не были выполнены.
Он признаёт, что предложение Львовой-Беловой имеет основание, но считает, что его можно было бы дополнить. Он высказывает опасение, что некоторые родители мигрантов могут полностью переложить ответственность за обучение языку на детские сады, пренебрегая своей собственной ролью в этом процессе.
О важности семьи в изучении русского языка мигрантами и их социализации говорила и первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая
«Я считаю, что с семьи начинать надо, чтобы родители дома тоже по-русски разговаривали. Это самый эффективный способ решения проблемы социализации», — сообщила она.
Член комитета Государственной думы по просвещению Анатолий Вассерман указал, что в предложении омбудсмена есть смысл, поскольку одно из важнейших прав и обязанностей ребёнка — социализация, то есть изучение всех аспектов жизни в общении с другими людьми. Социализация, по его мнению, означает общение, но встаёт вопрос: как общаться с людьми, чей язык тебе непонятен?
Вассерман также отметил, что даже если организовать специальные воспитательные группы для мигрантов из одной страны, говорящих на одном языке, это даст иметь небольшой эффект.
Депутат привёл в пример Францию, где во многих городах исторически сложились районы, населённые арабами, которые не взаимодействуют с французами. И эти районы стали источником повышенной опасности не только из-за того, что в них соблюдаются арабские обычаи, но и из-за конфликтов между людьми, привыкшими к разным обычаям.
Исходя из такого обширного негативного опыта, парламентарий полагает, что необходимо обеспечить социализацию мигрантов, включая освоение языка для ежедневного общения.
Вассерман также сказал, что организация этого является техническим вопросом, но согласно мировому опыту, если мигрантов не так много по сравнению с коренным населением, то они очень быстро адаптируются, учатся языку, правилам общения и другим аспектам, не теряя при этом своего собственного языка и обычаев.