По китайскому календарю 5 июня начинается сезон Ман Чжун (Колошение хлебов 芒种, mán gzhòng) – девятый малый сезон из 24 сезонов традиционного китайского календаря, который продлится до 21 июня. Начинается второй месяц Лета 仲夏 (и третий из Летних сезонов), ежегодно он наступает 5-6 июня, когда эклиптическая долгота солнца достигает 75°. Второй летний месяц в китайском календаре соответствует знаку Лошади 午 и в этом году, она – металлическая 庚午.
В древних китайских текстах об этом времени говорится: "Северный Ковш в это время ориентирован в сектор Неба со знаком У (Лошадь). Во время среднего месяца лета происходит завершение процесса рождения и трансформации десяти тысяч сущностей в пространстве Неба и Земли.
Не следует допускать чрезмерного воздействия жара. Нельзя, сильно вспотев, выходить навстречу ветру. Нельзя голым находиться под светом звезд, так как могут возникнуть серьезные болезни. Нужно быть очень осторожным, чтобы не убить ничто живое..."
В эту пору в Китае заканчивается пора бурного цветения – устраиваются проводы Бога цветов, а заодно и молебны о богатом урожае. К этому времени поспевает зеленая слива цинмэй (青梅), из которой начинают варить насыщенное вино и делать настойки.
Продолжительность дня заметно увеличивается и постепенно приближается к своему годовому максимуму. В этот сезон рекомендуется начать готовить организм к грядущей жаре.
В этом году лунный календарь немного опережает солнечный, и праздник Дуань-у попадает на текущий сезон Ман Чжун. Со времен глубокой древности для защиты от болезней, вредных и ядовитых животных, то есть для «отведения зла», в Китае празднуют Дуань-у (端午节) — праздник «Истинной середины», он является главным летним праздником и относится к общенациональным праздникам со статусом «национального культурного наследия», и является нерабочим днем. В просторечии его часто упоминают как "праздник двух пятерок" - отмечается он 5-го числа 5-го лунного месяца (в этом году - 10 июня).
Этот праздник также известен под названием «Праздник драконьих лодок» (龙船节). Название связано с наиболее распространенным в этот день обрядово-развлекательным мероприятием — состязанием в гребле на лодках, изображающих драконов. Происхождение этого праздника обычно связывают с именем поэта Цюй Юаня (屈原, 340—278 гг. до н. э.). Состязание «драконьих лодок» — чрезвычайно красочное и захватывающее зрелище.
В это время особой популярностью в качестве оберега пользуется полынь. Во время праздника Дуань-у ее развешивают на ворота домов, а венки из полыни надевают на голову. В практических целях полынь применяют для отпугивания комаров и прочих насекомых.. Обряд ношения полынных венков называют обрядом «изгнания болезней».
В сезон Ман Чжун из-за болезней дыхания-ци и духа-шэнь не действует должным образом печень. Сила движения огня постепенно возрастает. Движение воды наоборот постепенно ослабевает. Потому нужно помогать почками тонизировать легкие. Следует приводить в гармоничное состояние дыхание-ци желудка, чтобы тем самым сообразовываться с характеристиками данного этапа времени.
В жару происходит больше всего потерь со стороны жидкостей организма, а значит, сгущается кровь и возрастает нагрузка на сердце. Даже если месяц не будет очень жарким, все равно это время активации энергии Огня, особенно вредны физические нагрузки с 11 до 15 часов. Полезно больше находиться на улице, на природе, но не под прямыми лучами солнца, ложиться немного позже, вставать раньше. Летом нужно поддерживать, щадить и укреплять почки. Для этого полезен дневной сон (продолжительностью около 20 минут, и не сразу после еды). Не можете поспать - просто полежите, отдохните. Эта практика будет способствовать поддержанию инь энергии в организме и укреплению почек.
Рекомендуется ограничить употребление жирной и тяжелой пищи, а вместо этого налегать на овощи и зерно грубого помола: эти продукты снижают давление и уровень жиров в крови.
Острый и избыточно соленый вкусы летом надо исключить из рациона. Также стоит отказаться от баранины, свинины, острого перца, лука и чеснока — особенно если вы постоянно испытываете жажду и чувствуете себя усталым.
В Китае сезон Ман Чжун издавна считается традиционным временем приема целебных ванн (药浴). Купание в ароматной целебной воде было известно в эпоху династии Поздняя Чжоу (951-960 гг.), а во время династий Сун (960-1279 гг.) и Мин (1368-1644 гг.) вошло в обычай. Существует множество самых разнообразных методов приема целебных ванн, один из них – отваривают в течение 30 мин. обернутые марлей растения (ветви лавра, софоры, персика, ивы и льна), и добавляют отвар в ванну. В наших условиях будут хороши ванны с сезонными травами или цветами. Желательно делать это раз в день, если позволяют условия.
Особое место в древней китайская физической культуре занимает классическая гимнастика «чжунго чуаньтон ди цзяньшэнь фа», и один из широко распространенных комплексов этой гимнастики — «Физические упражнения для адаптации к 24 сезонам китайского календаря». Их рекомендовалось делать ежедневно, в соответствии с 24 периодами солнечного года – одно упражнение в каждый период года.
Адаптационное упражнение для сезона Ман Чжун.
Встать прямо, запрокинув голову, взглянуть вверх; энергично поднять руки через стороны вверх, в верхней точке, как бы подпирая Небо. Выполнить в каждую сторону семь раз по пять движений. Восстановить дыхание, постучать зубами, вдохнуть-выдохнуть, проглотить слюну.
Упражнение контролирует Ци третьего блока Шао Ян (Нижний Ян). По времени соотносится с движением Огня-правителя меридиана Малый Инь сердца на руке.
Восстанавливает здоровье почек и поясницы, лечит общее истощение, резкий упадок сил, сухость в горле, боли в сердце, страстное желание насытиться (поесть); устраняет желтизну глаз, боли в подреберье при нарушении функции печени и желчного пузыря, упорном приступообразном кашле, при диабете, устраняет жар в теле и боли в ногах (бедрах), помогает при головных болях, болях в области шеи, снимает красноту лица.
好运连连 (hao yun lian lian)
Пусть удача всегда сопутствует вам!
________________________
Литература:
Воронов И.А. «Психотехника восточных единоборств» (2006); статьи В.Аннаева (2018); пер.Виногродского Б.Б.: «Дыхание цигун в шаолиньской традиции» Дэ Цяня (1991), «Антология даосской философии» (1994, совместно с В.В. Малявиным), «Дао-дэ цзин» Лао-цзы (1994), «Трактат Желтого императора о внутреннем» (1996), «Книга Перемен» (2000), «Традиционный китайский календарь как основа Фэн-Шуй» (1999).