Привет, такие же как я родители-отличники! Хочу поделиться своим опытом поступления в сильные школы Москвы и наверное порассуждать, а вообще стоило ли все это того???
Как все началось…
Начнем с того, что о школе я задумалась еще в первые дни жизни ребенка. Я сама родилась и жила в деревне, школа у нас была прекрасная, но деревенская, постсоветская, где не хватало денег на элементарные вещи (зарплату преподавателям), куда уж там всякие расходные материалы для опытов по химии, физике или обновления учебников. Из плюсов, нас учили действительно люди по призванию и влюбляли в свои предметы. НО! разницу в своем образовании и образовании моих ровесников из больших городов я замечала. Чтобы догнать и перегнать, получить возможность наравне конкурировать за место под солнцем пришлось больше проигрывать и больше нагонять уже во взрослом возрасте. Как результат я поняла: хорошая школа - это больше возможностей, больший кругозор и понимание своих возможностей. Конечно я хочу дать своему ребенку такую возможность!
Когда родился сын - я поняла, что мы, родители, боремся больше с гаджетами и играми, которые занимают голову наших детей, а уже потом ленью или финансовыми возможностями развивать ребенка в той или иной сфере.
Для себя я вывела формулу - занять ребенка максимально, чтобы было меньше времени на гаджеты и глупости. Пока работает)
К начальной школе ребенок был более чем готов: он писал, отлично читал, считал, знал название больших чисел до "сикстилионов" (так называл секстиллион), занимался английским с 3х лет и к 10 годам мог свободно поддержать разговор на английском. Поэтому мы приняли решение пойти в экспериментальный класс, в котором начальная школа проходится за 3 года вместо 4. В итоге легко и беззаботно прожил 3 года начальной школы и окончил ее отличником.
Став школьником, ребенок продолжал заниматься любимым футболом, не очень любимым английским и с 4 класса олимпиадной и более сложной математикой. За год до поступления, посещал дополнительные уроки при школе имени Баумана (1580) 3 раза в неделю. Разумеется, все это не было бесплатно)
Зачем я это пишу - чтобы сказать, что всего этого оказалось недостаточно, чтобы поступить в сильную школу, которые мы так хотели попасть)
Мы поступили, но не туда, куда хотели. В целом это тоже была победа и в 5 класс сын пошел в сильную школу, да чуть дальше от дома, да с несколько другим акцентом в образовании - но сильную же!
В итоге уже в первые месяцы обучения не выдержала я, мать. Та которая такая целеустремленная и желающая добра и благополучия и которая так хотела занять ребенка на все 100%. В итоге заняла себя на 300% - суток стало нехватать)
Отмечу, уроки сын делал всегда сам, с первого класса, ни я ни его отец никогда ему не помогали. Наш максимум был в подсказке, если что-то непонятно или когда учителя начинали жаловаться на хитрости и очень некачественное выполнение домашних заданий - мы разговаривали и "стимулировали".
В пятом классе традицию самостоятельных домашних заданий никто отменять не собирался, НО! ребенку просто стало недостаточно времени! Посыпались двойки и жалобы, ваш ребенок не делает то или это - пошла разбираться и очень удивилась!
Мы поступали и готовились в классы с углубленным изучением математики, физики и информатики, в целом я и ожидала проблемы с этого конца… А нет! В сильной школе - сильно все! Дети с определенным уклоном должны успевать по спец. программе не только в профильных предметах, но и по изобразительному искусству, музыке, истории, новому и замечательному ОДНКНР, а еще помимо обязательной программы к прочтению по литературе умудряться с удовольствием читать литературу для внеурочного чтения, делать сканворды, писать эссе (нет не по литературе) по музыке на тему возникающих чувств и образов после прослушивания произведение великих музыкантов. Пока все это делается, очень важно, параллельно, собирать крышечки для эко акций, приносить макулатуру, помогать бедным и обездоленным (и да, все новое и в индивидуальной упаковке), а в свободное время участвовать в олимпиадах по ВСЕМ предметам и ходить в театр не реже одного раза в месяц. И главное все в удовольствие и соблюдая режим сна, сон очень важен - говорила нам психолог на собраниях. И вишенка на торте - обязательные занятия олимпиадной математикой и информатикой по субботам, 4 часа, каждую субботу - и точка)
ЧТО ДЕЛАТЬ?
В общем весь этот кошмар был кошмаром больше для меня, ребенок оказался покрепче, он стойко выносил все эти нагрузки и дополнительное психологическое давление в самой школе. Детей стимулировали учиться очень активно и не церемонясь: забыл тетрадь - 2, не понял и не подошел - 2, громко на уроке - 2 всем без разбора, если плохо ответил - "что ты, дружок, такой тупенький, вот твоя сестра в 7-ом классе способнее и отвечает только на отлично!".
В итоге мы решили немного изменить наши правила. Мы оставили в приоритете предметы, которые действительно важно делать ребенку самостоятельно, а остальное делалось с помощью материнского и искусственного интеллекта в перемешку. Что уж греха таить, я ребенка в эту школу запихнула, мне и помогать) Стало легче.
А дальше то что?
К концу года в нашей чудесной школе, я предложила сыну попробовать свои силы еще раз в поступлении в ту заветную школу, в которую мы так стремились попасть. Правда желание поступить именно туда выглядели теперь иначе. После года обучения, нам хотелось в новую школу по иным причинам:
- нам хотелось, чтобы сильно было только то, к чему есть предрасположенность у ребенка
- нам хотелось иметь школу ближе и больше спать
- нам хотелось учиться в одной школе с друзьями
- нам хотелось проверить, а стоила ли вообще игра свеч? Сможет ли ребенок поступить из одной сильной школы в другую, занимаясь только в школе (в этом году никаких дополнительных репетиторов по предметам не было, только доп. английский).
Игра свеч стоила) Сын поступил с отличным баллом в желаемую школу. Положа руку на сердцу, считаю, что там не будет легче, но по крайней мере ближе)
Почему-то у человека всегда запоминается только плохое, мой сказ тоже больше похож на страшилку, хочу сказать и о плюсах обучения в сильных школах. На самом деле я очень благодарна тому опыту, который получилось пережить,
- я вижу положительное влияние на моего ребенка школы и его одноклассников,
- ребенок стал более самостоятельным и стал отстаивать свои права,
- ребенок научился планировать свои дела так, чтобы успевать за программой,
- он больше не боится экзаменов, контрольных и тестов, это стало для него ежедневной рутиной,
- я вижу как развивается и богатеет его словарный запас,
- ребенок увлекается интересными заданиями и с удовольствием решает большие и сложные задачи,
- я вижу прогресс в скорости счета в уме и усложнение задач, которые он в уме решает,
- ребенок стал более реально оценивать свои интеллектуальные возможности (из просто гений и отличник, он стал уверенным хорошистом и понял, что многое он еще не знает и многое не понимает - нужно учиться).
На последок могу написать свои инсайты, может быть кому-то пригодится:
- Не стоит "натаскивать" ребенка на поступление, когда он поступит - вы и он сойдете с ума. Стоит помочь ребенку, самому или нанять репетитора, но не для того чтобы поступить, а чтобы заинтересовать и проверить, нужно ли все это ребенку.
- Уточняйте "стиль преподавания в школе" - все топовые школы получают гранты от государства за определенные успехи, им важно выжать из детей все что только возможно, не все дети смогут потом это пережить.
- Учиться в сильной школе и продолжать постоянно платить репетиторам считаю провальной идеей, значит ребенку сложно и он учится на пределах своих возможностей… Скорее всего у ребенка другие таланты и он сможет раскрыть их в другой школе, с другим направлением.
- Поступая в сильную школу будьте готовы к большим классам и очередям даже в столовую. Дети не всегда смогут пообедать или перекусить - вы будете должны готовить и давать еду самостоятельно.
- Будьте готовы уже с пятого класса к 6-7 урокам каждый день.
- Олимпиады - обязательная дополнительная программа для детей из сильных школ.
- Копите на психолога себе и ребенку - он вам пригодиться в процессе, а ребенку после школы и университета).
- Сильная школа подразумевает включение родителя в процесс обучения. Какой бы ни был умный и способный ребенок - он будет нуждаться в вашей помощи или поддержке (например при болезнях усвоение всех пропущенных тем ребенком ложатся на плечи родителя, который сам может не понять тему урока).
- Курсы при школах не дают эффективности, лучше нанимать репетитора, знающего программу и формат поступления в конкретную школу и способного поднять уровень знаний ребенка до нужного школе. ВАЖНО! Не натаскать на прохождение экзамена, а именно поднять уровень знаний, иначе смотри пункт 1.
- У ребенка действительно нет времени на глупости и что-то еще кроме школы (максимум 1 увлечение).
- Вам придется учиться тоже, программа действительно сложная. Ваш красный диплом не всегда сможет осилить все темы 5-6 класса.
- Олимпиадная программа учит детей думать иначе - это здорово. Дает понимание, что есть несколько решений и правильных ответом может быть множество.
- Не стоит расстраиваться, если ребенок не поступил - скорее всего это школа ему не подходит. Нужно искать в другом направлении)
- Выбирайте школу не только по рейтингам, но и по отзывам и месторасположению. Долгая дорога - лишние слезы.
- Скорее всего у одноклассников вашего ребенка из сильной школы будут родители с более простой и занятой жизненной позицией. Чаты короче и решение школьных вопросов быстрее.
- Пользуйтесь несколькими рейтингами о школах и смотрите не только количественные показатели, но и качественные (возраст учителей, размер классов, историю школы). Я использовала вот эти сайты: http://edu.repetitor-general.ru/school.php?list=46 и этот https://mathex.ru/shkoly/
Прилагаю шаблон таблиц, которые мне помогали с мониторингом и подбором школы. Первая ссылка - мониторинг самих школ, вторая - отслеживание дат и времени экзаменов. https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Vx0y-miy5sYIH-XKmTchReW_Ks1wVl-aE3bybSqX0dQ/edit#gid=1539718099