Может ли пассажирский авиалайнер, в случае необходимости сесть на автомобильную дорогу?
Конечно в представлении простого обывателя, если самолету требуется экстренная посадка, а никакого аэропорта по близости нет, то прямая асфальтированная дорога - самый удачный вариант.
И подогревает эту уверенность, кстати, во многом кинематограф. Ну конечно же на ум сразу приходит "Приключение итальянцев в России", когда огромный самолет, садится на трассу Москва - Минск с застрявшим в окне пассажиром.
Ладно, все же это комедия. Хотя по-хорошему, такая отборнейшая клюква могла прийти в голову лишь человеку, который самолет только на фотографиях видел. И я молчу даже про то, что разбитый иллюминатор не является ситуацией до такой степени экстренной, чтобы подвергать опасности всех пассажиров, садясь в непредназначенном для этого месте.
Ведь несмотря на всю, казалось бы очевидность затеи посадить терпящий бедствие самолет на шоссе, по факту, это тот самый случай, когда гладко всё лишь на бумаге.
Вообще в истории авиации были случаи уникальных посадок авиалайнеров. Садились успешно и на реки, хотя процесс приводнения тоже крайне сложное и рискованное мероприятие. И на заброшенные аэродромы, и даже на защитную насыпь канала, представляющую собой узкую полоску земли, песка и травы, между двумя водоемами. Фактически на болото. При этом, Боинг 737 не просто сел не получив повреждений, но и после полевого ремонта, смог улететь оттуда для ремонта дальнейшего, своим ходом. Это конечно вообще высший пилотаж в истории авиации.
Но при этом, нет ни одного случая успешной посадки на шоссе. Как минимум одна попытка, безусловно предпринималась. Но закончилась она весьма печально.
Но неужели шоссе хуже защитной насыпи канала?
На самом деле, всему виной габариты. Размах крыла Боинга 737-800 - почти 30 метров. А ширина четырехполосной дороги, 14-17 метров. По обочинам дороги непременно будут стоять различные конструкции, расти деревья. Так что даже если на ней в этот момент не будет автомобилей, самолет соберет крыльями все что находится по обочинам. От этого крылья начнут разрушаться, из них будет вытекать топливо (в них топливные баки), да и вообще, при ударе крылом о препятствие на скорости, самолет с большой долей вероятности развернет. В общем это самоубийство.
А роль трассы Москва - Минск в том самом фильме про итальянцев, играла взлетно-посадочная полоса ульяновского аэродрома, на которой нарисовали дорожную разметку и загримировали под шоссе. Но если посмотреть внимательно, все же видно, что это на самом деле полоса. Кстати несмотря на это, съемки действительно были крайне рискованными. Ведь требовалось чтобы в момент посадки там ездили еще и автомобили. Поэтому за руль этих авто тоже посадили летчиков, так как решили, что в экстренной ситуации, им будет проще сориентироваться. Хотя конечно идти на тайкой риск для того чтобы снять комедию...