Все мы знаем имена знаменитых православных подвижников и чудотворцев: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской и других. Но и сегодня в российской глубинке живут удивительные люди, вся жизнь которых стала не службой, но СЛУЖЕНИЕМ. Таким человеком был отец Никон (Замушинский) – настоятель храма Живоначальной Троицы небольшого села Воронята в самом дальнем уголке Ивановской области. 17 февраля 2024 года он скончался в возрасте 57 лет, и для огромного числа людей, живущих в России и за ее пределами, смерть этого человека стала невосполнимой потерей: проститься с ним приехали многочисленные духовные чада отца Никона из разных уголков нашей страны: из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Иванова и Ивановской области.
После похорон мне звонили жители поселка Пестяки и города Иваново с просьбой написать очерк об отце Никоне, и меня поразило, как бережно и кропотливо они собирали все сведения о своем батюшке. Десятки людей считали его родным человеком, приезжали к нему семьями в сельскую церковушку посреди леса. После бесед с ним люди неверующие приходили к вере, были случаи удивительного исцеления людей от тяжелых недугов по молитве батюшки. Мне же запомнился его облик. Несколько раз он приходил в наш поселковый храм, и несмотря на то, что уже сильно болел и ноги плохо слушались его, всегда был наполнен какой-то удивительной радостью и легкостью. Я смотрела на него и думала, что есть на земле люди – источники света. С ними хочется быть, они освещают мир духовным покоем и красотой.
Фото из архивов прихожан
На сайте епархии отмечены главные вехи его служения: отец Никон (Николай Сергеевич Замушинский) принял Святое крещение в г. Иваново в Преображенском кафедральном соборе в 1993 году, в октябре 1998 года был пострижен в иноки с именем Никон. Потом был рукоположен в сан диакона, а в декабре – в сан священника. 31 декабря 1998 года был назначен штатным священником Свято-Успенского мужского монастыря г. Иваново, с июня 2004 года исполнял там же послушание эконома. В феврале 2007 года служил штатным священником в храме Свято-Алексеевской Духовной семинарии. Через год инок Никон был переведён в село Воронята Пестяковского района и назначен настоятелем прихода в храме Живоначальной Троицы. Там он служил 16 лет вплоть до своего последнего часа.
Скупые строки биографии не говорят о главном: как случилось, что к священнику храма в самой отдаленной российской глубинке ехали и шли люди с разных концов нашей необъятной родины? В чем секрет такой всенародной любви? Ответы на эти вопросы дают сами люди, на протяжении многих лет общавшиеся с замечательным человеком, светлым, любящим, терпеливым.
«Батюшка вразумлял нас, наставлял, спасал – был настоящим пастырем…»
«С отцом Никоном я познакомилась в 2013 году в пестяковском храме на службе в честь иконы Казанской Божией Матери, - говорит прихожанка храма Живоначальной Троицы, певчая Елена Грудинина, - встала к нему на исповедь, которая длилась 40 минут… Я увидела искренний интерес ко всему, что меня волнует. Отец Никон в тот день пригласил меня приехать в Воронята, посетить церковь и искупаться в источнике Казанской Божией Матери. С тех пор я с близкими посещала храм Живоначальной Троицы. Как мы только туда не добирались: часто от асфальта шли пешком, порой по колено в снегу, в грязи. Так делали не только мы: несмотря на тяготы пути, люди шли в эту церковь, расположенную в лесной глухомани. Почему? Потому что на службах они испытывали чувство удивительной благодати. Он искренне любил всех приходящих… Иногда его проповеди на литургии доходили до одного часа, и никто не скучал: все, что он говорил, было интересно людям. Отец Никон объяснял духовные истины очень просто, иллюстрировал их житейскими примерами и спрашивал прихожан, понятно ли то, о чем он говорит. Батюшка вразумлял нас, наставлял, спасал – был настоящим пастырем… Он учил нас жить по Евангелию, любить людей, не осуждать их и помогать друг другу. Говорил: «Я в каждом человеке вижу образ Божий». Он так и к людям относился: доброжелательно, радостно. Встречал нас всегда словами: «Христос воскресе!». А мы отвечали радостно: «Воистину воскресе!». До сих пор не все из нас могут принять факт того, что отец Никон почил, как будто пустота в сердце образовалась, которую уже ничем не заполнить… Кажется, утром или вечером он, как прежде, позвонит и скажет: «Христос воскресе! Как дела?» Батюшка ко всем проявлял участие и, хотя здоровье его часто подводило, никогда не жаловался, не показывал, что ему очень трудно».
Отец Никон в центре. Фото из архива прихожан.
Духовное становление
От Елены я узнала, что отец Никон родился 8 апреля 1967 года в Казахстане, в многодетной семье, где было 9 человек детей – он был пятым ребенком. Семья была трудолюбивая, дружная. Родители служили для детей примером добросовестного отношения к труду и к жизни. В домашнем хозяйстве были куры, гуси, поросята, коровы. У каждого ребенка в семье была своя работа, и маленький Коля не был исключением: на нем лежала обязанность пасти гусей. Он очень ответственно относился ко всем поручениям родителей. Эта черта – ответственность за каждый поступок и за каждое слово – осталась у него на всю жизнь.
Школьное сообщество (он учился в Казахстане до 5 класса) было интернациональным, все были дружны. Мальчик любил географию, историю, физику, химию, труды, и в дальнейшем прилежание к предметам ему очень пригодилось. Он умел все делать своими руками: паять, пилить, строгать, чинить и даже конструировать. «Мы его называли «батюшка – золотые руки», - говорит Елена. - Каких только инструментов у него не было! И все, что он задумывал сделать своими руками, воплощалось в жизнь, все работало! Первый генератор отец Никон собрал сам, ведь электричества в лесочке, где расположена церковь, не было и в помине. Помню, генератор был на каких-то ниточках, на веревочках. Отец Никон дернет за ниточку – и генератор начинает работать, так же дернет – он останавливается. И это все «дистанционно», не выходя из кельи. Он это все сам придумывал. Приезжали мужчины, спрашивали, как это работает, удивлялись. Одно время в молодости он служил в Москве, в Академии бронетанковых войск, потом работал в системе «Телекома», долгое время был проводником в поездах РЖД и объехал всю страну от Архангельска до Крыма, от Калининграда до Владивостока. В пути встречал много людей, слушал их истории и всегда относился к боли и жизненным невзгодам других с пониманием и сочувствием. Так было и после, когда он стал священником. Отец Никон видел людей сердцем, и они, чувствуя искренний интерес и участие, приходили к нему на окормление. Часто люди узнавали о нашем батюшке путем сарафанного радио и ехали к нему со всей России: с Камчатки, Нижнего Новгорода, Москвы, Иванова, Ярославля, Чебоксар и других мест и даже из других стран».
До того, как стать батюшкой храма в Воронятах, отец Никон служил в мужском монастыре г. Иваново водителем-экономом, принимал непосредственное участие в организации и строительстве братского корпуса, за что был награжден памятным знаком «За заслуги перед Иваново-Вознесенской епархией» 2 степени. Находясь на службе в монастыре, он в составе миссионерской группы посетил Германию и Францию. Во Франции ему посчастливилось провести Литургию в православном храме. На исповедь к нему пришли потомки русских офицеров, дворян, покинувших родину после революции. Он отметил их искреннюю веру в Спасителя, правильную русскую речь, скромность в одежде. «Его любил епископ Амвросий, - продолжает свой рассказ Елена, - он часто брал о. Никона в поездки по епархии. Думаю, видел радение, искреннюю веру нашего батюшки и ответственное отношение к любому делу. Меня отец Никон учил читать и петь на клиросе, добивался идеального монастырского пения и чтения».
Родник духовный и целительный
На плечах отца Никона лежали не только заботы о храме, но и о святом источнике во имя иконы Казанской Божией Матери, расположенном недалеко от церкви. Батюшка и сам был для людей источником духовной радости. «Помню, как после хозяйственных забот в храме и на территории около него мы все очень уставали, но потом шли на источник, купались, и бодрость, радость опять приходили к нам, - вспоминает Елена. - Разве это не чудо? Вода на нашем источнике и вкусная, и целебная. Батюшка рассказывал много случаев исцеления после омовения ею, особенно когда приезжали бездетные родители с просьбой о рождении детей. Однажды, помню, приезжала женщина Марина из Нижнего Ландеха. Они мужем 14 лет ждали детей. И через год после купания в источнике у них родился сын – они часто привозили его к отцу Никону. Приезжала из Нижнего Новгорода бездетная женщина, купалась в источнике, стояла службы, исповедалась у нашего батюшки. Впоследствии Господь дал ей двойню, она часто приезжала к отцу Никону с детьми, благодарила за молитвы и помощь. А еще он покупал на Рождество для прихожан вкусные и красивые подарки, это доставляло ему огромное удовольствие. Коробки с гостинцами были разные по форме и увесистые: некоторые доходили до килограмма. Детям, которых он крестил, развозил подарки по домам в Пестяках, а ведь сам был бессребреником».
Оказывается, отец Никон любил ездить автостопом до Иванова, и часто те, кто его отвозили, становились потом прихожанами храма Живоначальной Троицы. «Однажды наш батюшка стоял в Шуе, занесенный снегом – была метель, - рассказывает Елена, - его там встретил грек, отец Агапий, который ехал в Дивеево. Он подвез отца Никона домой и удивлялся, как батюшка в лесу живет без света. Потом отец Агапий несколько раз приезжал в Воронята к нашему священнику за советом и привозил помощь. А ведь когда-то отцу Никону в епархии предлагали на выбор 4 храма, где он мог бы служить, в том числе церкви, оборудованные светом и отоплением. Но он выбрал самый отдаленный и необустроенный храм без света, отопления и воды. Воду сначала в бочках с источника возили, потом уже отец Никон пробурил скважину. А свет давал сконструированный им генератор. Последний работал на бензине, и это стоило немалых денег. Конечно, материально помогали прихожане, потому что видели, как много он делает для нашего прихода. Вся его жизнь была служением Богу и людям. Мы лишились одного из лучших священников нашей страны – искреннего, любящего, честного».
«Батюшка встречал нас всегда с любовью, добротой и сердечностью…»
Много лет за окормлением ездили к отцу Никону жители г. Иванова. «Мы обычно приезжали на службу на маршрутке, - рассказывает жительница областного центра, педагог одной из ивановских школ, сейчас пенсионерка Татьяна Васильевна Суслова. – Батюшка встречал нас всегда с любовью, добротой и сердечностью. К нему приезжали верующие со всех концов нашей страны, среди них были известные люди: солисты театра оперы и балета из Санкт-Петербурга (иногда они пели на клиросе вместе с батюшкой), приезжал полковник десантных войск из Москвы, работники телевидения из Нижнего Новгорода. Они сняли об отце Никоне документальный фильм. А он все годы своей службы занимался восстановлением храма, который 16 лет назад был в руинированном состоянии. Батюшка собрал для церкви иконы, отремонтировал крышу и крыльцо, на которое поначалу невозможно было взойти».
Татьяна Васильевна рассказала о случаях удивительного исцеления от серьезных болезней по молитвам отца Никона. Ее ученица Настя страдала тяжелой формой псориаза. Педагог посоветовала матери девочки отвезти больную в церковь Живоначальной Троицы. «Молитвы батюшки, купание в святом источнике совершили чудо, - говорит Татьяна Васильевна. – Девочка выздоровела, успешно окончила школу, сейчас работает в Управлении РЖД Санкт-Петербурга». Еще один ученик Татьяны Васильевны Георгий, грузин по национальности, ездил с мамой к отцу Никону более 16 лет. До 7 класса мальчик плохо учился, но службы в храме и беседы с батюшкой произвели разительную перемену: Георгий стал более ответственно относится к учебе, проявлял прилежание. И это дало свои плоды: он успешно окончил школу, а затем и энергоинститут (факультет информационных технологий) с отличием. «Еще один пример исцеления, - говорит Татьяна Васильевна, - был связан с ученицей одной из ивановских школ. Девушка страдала расстройством личности, и батюшка приезжал к ней домой. Он провел беседу с дочерью и ее мамой, а мама была неверующая. После разговора с отцом Никоном у его собеседниц произошли духовные перемены. Не сразу, постепенно в семье начались изменения лучшему, со временем приступы болезни у дочери прекратились вовсе. С просьбой о молитвах за болящих батюшка не раз обращался и к нам, прихожанам. Рассказывая историю человека, он просил всех помолиться за него. Отец Никон был человеком удивительным, добрейшим». Женщина рассказала о том, как перед 1 сентября родители и дети ехали в храм Живоначальной Троицы на службу. После нее каждый школьник получал от батюшки благословение и подарок – портфель с канцелярскими принадлежностями.
Отец Никон стал духовным наставником для жительницы г. Иванова, учителя математики, теперь пенсионерки Веры Павловны Закорюкиной. «Я познакомилась с батюшкой 6 лет назад, для меня общение с ним стало определяющим вектором в жизни. Мы с мужем обращались к нему в радости и в горе. Дети мои живут не в России. В один из приездов дочери мы отвезли ее в церковь Живоначальной Троицы, познакомили с отцом Никоном. Он произвел на нее такое впечатление, что дома она плакала и говорила: «Какой священнослужитель! После общения с ним в моей голове все встало на свои места. Я все поняла, теперь мне хорошо и спокойно». В момент тяжелейшего кризиса она вновь уже с мужем ездила к отцу Никону. Оба сказали, что после посещения храма и исповеди у батюшки стали сильнее. «Мы знаем теперь, как нам жить и решить возникшую проблему», - говорили они. Батюшка и мне помог в самое тяжелое время, когда умерли родители и младший брат скончался от коронавируса. У отца Никона был талант излагать вроде бы всем известные истины так, что они входили в самое сердце, помогали лучше понять и переосмыслить жизнь».
Фото из архива прихожан.
«Священником он был строгим, любил порядок и четкость во всем!»
Вместе с добротой и открытостью в отце Никоне присутствовали такие качества, как решительность, сила воля, бескомпромиссность. «Священником он был строгим, любил порядок и четкость во всем, относился к святыням бережно и со страхом Божьим, - говорит прихожанка церкви и певчая Наталья Вагина. - Даже крошечки просфоры, которые выносили из алтаря, было важно не потерять. Если они все-таки падали, то он просил собирать их с пола салфетками и сжигать, чтобы этот хлеб не топтали люди. После службы все иконки и подсвечники в храме протирались. А сама служба ни при каких обстоятельствах не сокращалась, батюшка не допускал поблажек ни для прихожан, ни для себя». Я спрашиваю Наталью, как относились к отцу Никону верующие, если он был таким строгим священником. «Несмотря на строгость и требовательность отца Никона, люди относились к нему с огромным уважением, видели его усердие в служении, - говорит Наталья. - Многие даже ездили к нему за епитимьей, то есть за церковным наказанием, налагаемым священником для духовного исправления кающегося. Но ее отец Никон давал не всем: батюшка был прозорлив, он видел прихожан духовным зрением, понимал, какое служение пойдет человеку на пользу». О святых он говорит так: «Они мои друзья». Почитал святую Матрону Московскую, пророков Моисея Иоанна Предтечу, святых Николая-чудотворца и Сергия Радонежского.
«Он учил нас в каждом видеть образ Божий, любить Господа Бога всем сердцем и разумением своим…»
«Службы в храме были удивительные, все требы исполнялись от начала до конца, - вспоминает Наталья. - Отец Никон читал Евангелие сначала в алтаре, а потом выходил к прихожанам и читал уже по-русски, чтобы все хорошо понимали и слышали. А на проповеди проверял, как люди поняли смысл услышанного. Он задавал вопросы прихожанам, а те отвечали, и получался живой диалог. Батюшка ко всему относился неформально, все старался улучшить. А еще у него был талант инженера: не все верующие знали, что церковная завеса, которая находится сразу за царскими вратами, закрывались и открывалась от пульта, батюшка эту систему сам сконструировал. У отца Никона у первого появился вай-фай, можно сказать, в лесу, когда этого «гаджета» даже в Пестяках еще не было».
Прихожане вспоминают не только службы в храме, но и трапезы после них: все собирались за большим столом, сам отец Никон прекрасно готовил и угощал вкусными кушаньями всех собравшихся. Но главное было не в этом. «Мы чувствовали, что на трапезе литургия продолжается, - вспоминает Наталья. – Мы говорили о Боге и праведной жизни. И эти беседы с батюшкой и его проповеди остались в сердце навсегда».
Фото из архива прихожан.
После перенесенного инсульта в августе 2023 года отец Никон уже не служил: одна рука плохо действовала, и он боялся, что прольет по немощи своей «кровь Христову». Однако считал, что все испытания и болезнь ему посланы Господом во благо и очищение. Несмотря на немощь физическую, он продолжал общаться с прихожанами. «Однажды мы разговаривали с батюшкой по видеосвязи, - говорит Наталья, - а у моего сына Алеши изо рта пошла кровь. Отец Никон попросил дать сыну телефон, благословил Алексея, и кровотечение у мальчика прекратилось. Люди могут рассказать о многих случаях исцеления по молитвам батюшки. Само его присутствие действовало как драгоценное лекарство. Он учил нас в каждом видеть образ Божий, любить Господа Бога всем сердцем и разумением своим».
Очень точно об отце Никоне написал в некрологе руководитель миссионерского отдела Кинешемской епархии, благочинный округа игумен Антоний (Мазурин): «Вспоминая о его духовной жизни, нужно отметить его труды и заботы о вверенном ему храме Божием, а также непрестанное попечение и молитвы о своих духовных чадах и прихожанах. Его молитвенный настрой был светлым и радостным, можно сказать, пасхальным. Неслучайно всех он приветствовал пасхальным обращением: «Христос Воскресе!» Светлая память о духовном наставнике отце Никоне сохранится в наших сердцах».
Память об удивительном человеке и священнослужителе будет жить в душе каждого, кто его знал или слышал о нем, потому что основами его жизни были искренняя вера в Бога, подвижническое служение Ему, доброта, милосердие и любовь ко всему, что дает Спаситель.
Если вы знаете таких священников, как отец Никон, поделитесь об этом в комментариях.
Ваша Наталья.