Состоятельное семейство из Лос-Анджелеса корейского происхождения начинает замечать странности, происходящие с представителями рода по мужской линии. Специалист по фэншуй с сорокалетним стажем и потомственная шаманка призваны разгадать загадку, скрывающуюся в глубине веков.
Отвратительная российская локализация не должна вводить зрителя в заблуждение. Фильм «Проклятие: Зов могилы» никаким боком не относится к одноименной японской франшизе. Не стоит и путать его с американским «Заклятием». В оригинале картина корейского автора Чан Дже-хёна называется «Pamyo», что можно примерно перевести как «эксгумация». В общем-то, потуги отечественного прокатчика вполне можно простить, так как фильм с подобным заголовком вряд ли привлек бы внимание масс.
Эксгумация, на всякий случай, — это извлечение останков человека из могилы, которое может быть произведено с различными целями. Герои фильма «Проклятие: зов могилы» проделывают это, чтобы окончательно упокоить разбушевавшегося предка. Первая половина фильма следует тропам популярного в Корее жанра «оккультный хоррор». Обязательные его приметы — присутствие злых духов, досаждающих простым смертным, отважных охотников за приведениями, а также различного рода ритуалов и магических практик. Что касается последнего, фильм «Проклятие: Зов могилы» воспроизводит эти обряды детальнейшим образом. Режиссер лично побывал на множестве подобных процедур, чтобы максимально достоверно перенести их в свое кино. Надо отдать должное, шаманские практики, воссозданные в картине, действительно пугают и впечатляют.
Фильм «Проклятие: Зов могилы» аккурат посередине разделяется на две части, прямо как Северная и Южная Кореи, на границе которых расположена нехорошая могила, над коей не единожды надругались герои (к слову, эксперта по фэншуй играет звезда одного из лучших корейских фильмов в истории под названием «Олдбой» Чхве Мин-сик, а шаманку — снимавшаяся по преимуществу в дорамах Ким Го-ын). Если первая часть — вполне традиционный хоррор о злобных духах с мощно нагнетаемым саспенсом, жуткой музыкой, удачными вкраплениями юмора и типично корейским колоритом, то вторая может оставить зрителя (особенно не корейского) в недоумении. Во избежание спойлеров скажем лишь, что она представляет собой обильно сдобренное символами социально-философское высказывание о сложностях японско-корейских взаимоотношений. Корея и Япония на протяжении своей длительной истории многажды воевали. С начала и до середины двадцатого века Корея находилась под японской оккупацией. Вторая половина картины — интересное авторское высказывание о, по-видимому, все еще дающей о себе знать национальной травме, иногда, правда, отдающее гнилым душком ресентимента.
Справедливый вопрос — работает ли эта часть фильма вне контекста? В общем-то, вполне себе. Лента все еще остается неплохим хоррором, хотя уже не таким жутким и более традиционным. Однако без погружения в контекст множество деталей и символов могут ускользнуть от понимания. Поэтому прокатная судьба картины в России туманна. Хотя на родине фильм «Проклятие: Зов могилы», бывший, кстати говоря, участником Берлинале этого года, уже стал самым кассовым фильмом ужасов за всю историю.
Работа Чан Дже-хёна точно заслуживает внимания и гарантированно вас напугает. Но до второго дна картины докопаются, увы, не все.
АВТОР: Андрианов Максим