Свою первую работу я нашла в 21 год, когда училась на 5-ом курсе. До этого сложно было бы совмещать дневное отделение и работу на полный день, искать подработки не было необходимости, и таких вакансий было мало.
Я нашла сама работу, это было непросто когда у тебя опыт 0, а везде хотят «от года». Но я проходила практику в отделе Маркетинга американской пивной компании, поэтому на ликеро-водочном заводе, зачли это за релевантный опыт. Если честно, работала я не на заводе, а в головном офисе фирмы, которая имеет несколько брендов в портфеле и выпускает крепкие напитки - Русский алкоголь. Меня взяли координатором, и мне надо было вести таблицы, договариваться о своевременной поставке товара под все акции, которые запускали менеджеры.
До сегодняшнего дня ответа на вопрос: «Какая разница есть у меня опыт или нет, если я претендую на младшие вакансии?» - я не получила. С высоты 33 лет скажу, что человек сообразительный или нет. Во втором случае опыт не сильно поможет, а в первом он очень быстро разберется.
После пивной компании, мне казалось, что отрасль алкоголя имеет высокий доход и поэтому там современные технологии, хорошее оборудование, высокий уровень профессионализма, привлекательные условия труда… Как же я ошибалась. Если в СабМиллере было открытое пространство в офисе, уже в 2012 люди работали за своими ноутами и могли не все дни приезжать в офис, а Русском алкоголе было иначе.
Лабиринт перегородок
Я уже шутила, что в Министерстве культуры были в кабинете разбросаны коробки (статья о том, как я была чиновником). Видели картинки, где младшие сотрудники работают в индивидуальных боксах? Так было и у меня. Иллюзия закрытого личного пространства, уютненько, но перегородки весьма условные. Это было моё первое рабочее место: гигантская комната в здание бывшего завода, утыканная сотней кабинок. Одна из них была моя.
Мне нравилось рабочее место, как ни странно. Никто не смотрит из-за спины, я вообще люблю быть одна и мне было комфортно, нет визуального шума, можно повесить вдохновляющую картинку на стены, обжиться за рабочим местом.
Средние менеджеры работали по 3-4 человека в небольших кабинетах. У них были «Мир, дружба, жвачка», они вместе ездили на обед, имели свои «секретики». Хотя они не были моими начальниками, но от них приходили задачи и чувствовалась дистанция. Настоящее начальство, имело отдельные угловые кабинеты с 2 окнами, это было очень «жирно» и круто.
О чём говорят у принтера
На второй неделе в своём лабиринте, я начала узнавать голоса с соседних «улиц». Я никогда не была в пролётах с кабинками, где никого не знала, это казалось нарушением личного пространства, но я стала различать голоса и темы, которые обсуждали мои коллеги.
Была группа путешественниц. Это три подруги, которые обсуждали: где они были, куда они хотят поехать и как бесит, что в году только 4 недели отпуска. Напомню, это был 2012 с курсом доллара 30 рублей и даже моя первая зарплата в 30 тысяч составляла 1000$. А сотрудники с опытом получали 2000-3000$. Поэтому офисный российский планктон активно штурмовал Европу и Азию, которые были очень доступные... Правда только 28 дней в году.
Еще была группа качков, которые обсуждали питание, спорт, упражнения. Конечно, был клан мамочек, которые вышли из декрета или одной ногой были там. Но кроме молодых, была и группа женщин лет 50, которые постоянно печатали какие-то книги у принтера. Они ждали, когда ближе к вечеру все потеряют бдительность, и начинали печатать учебники внукам, книги знакомым, материалы в суд соседке и тд. В общем наш муравейник кипел, но строго с 9 до 18.
«Ты на другом Юрике»
Я подружилась с девочкой, которая когда-то работала в американской табачной компании, но во время очередного кризиса, её сократили и от бонусов, командировок, корпоративов, осталась тыква. Она искала работу больше года, чтобы остаться «на уровне». Однако суровая реальность взяла верх и она устроилась сюда. Работа ей не нравилась, компания тоже, но в разговоре до метро она бросила фразу: «Хотя бы я в основном юрике».
Проведя детективное расследование что это за «Юрик», я поняла, что она имела ввиду юридическую организацию. При оформление мне говорили, что юридическое лицо сейчас проходит реорганизацию, и меня оформляют в дочернюю компанию. В остальном условия такие же. Я наивная девочка не придала значение этой фразе, очень уж я была рада найти наконец работу. Но оказалось, что у меня не будет ДМС, никаких бонусов, которые обычно есть в маркетинге. А со второго месяца мне и вовсе перестали платить зарплату.
Денег нет, но вы держитесь
Так в 21 год я почувствовала себя героем вечерних новостей на НТВ. Знаете в нулевые бывали сюжеты, когда на заводе рабочие митинговали, что им не платят зарплату, а у начальника новый автомобиль. Примерно так было и у меня.
Оказалось, что моих товарищей по несчастью были единицы в офисе, основная масса была оформлена «на основного юрика», который вёл себя образцово-показательно, в отличие от моего. Я подошла к начальнице спустя несколько недель и спросила: «Вас устраивает моя работа?»
Она была очень довольна. Я рассказала про ситуацию с зарплатой, она сказала, что уладит. Спустя неделю оказалось, что она забыла. Я напоминала о себе еще раз, она сказала, что надо подождать, произошла какая-то путаница в счетах.
Пошёл второй месяц, когда я работала без денег и на все мои вопросы: «Как так? Что мне делать?». Руководство не демонстрировало эмпатии, казалось, что я их больше раздражала со своими вопросами, на которые они не могли повлиять, по их словам. Самое обидное, что единомышленников в коллективе у меня не было, новенькая была я одна, всем остальным платили по расписанию.
Мама спешит на помощь
Посмотрев как у меня получается строить "антикарьеру" в минус себе, мама решила мне помочь и договорилась, чтобы меня взяли на работу в Министерство Культуры. Документы из Русского Алкоголя мне надо было забирать на другом конце Москвы, в какой-то промзоне. Странно, что оформляли меня в Центральном офисе, а как увольняться - квест с препятствиями.
Мама решила сходить со мной, и когда мы приехали по адресу «Москва, Жопа Мира», оказалось, что на эту компанию оформлены сплошные гости столицы. Представляете, меня как младшего сотрудника оформили в Шарашкину Контору, которая занималась тем, что принимала на работу людей, которые работали в других организациях. Вот тебе и Русский алкоголь с мутными схемами, лишь бы не платить НДФЛ лишний раз. Кроме координаторов, так устраивали водителей, грузчиков и тд.
Ирония была в том, что видимо Русский алкоголь платил им мою зарплату, но они не отдавали её мне. Скоммуниздили, а страдал рабочий люд в моём лице. Иногда такая схема прокатывала, человек просто увольнялся и если у него проблемы с регистрацией, он просто уходил, поджав хвост. Неприятно было встать в ряды с этими бедолагами, сотрудница, которая подготовила мои документы завела привычную шарманку: «Сейчас мы не можем вас рассчитать, но…».
На это ноте включилась моя мама, которая приехала со мной не только потому что ей не хотелось одну отпускать меня в промзону, как оказалось. Дама 155 см, стройная блондинка может быть очень убедительной и суровой. Мама начала перечислять статьи законодательства, которые они нарушают, заявила, что я не гастарбайтер и выслать меня за пределы страны не получится… Требовательно заявила, что будет говорить только с руководителем, и если они не рассчитают меня, будет звонить в милицию, потому что это мошенническая организация.
В общем мама навела шороху и мне отдали зарплату, даже с отпускными, которые накопились за 2 месяца. Мне было очень приятно, что за меня есть кому заступиться. А ещё я поняла, что надо было говорить то же самое громко в офисе, в первую неделю, когда мне не прислали зарплату.
Руководство, которому всё равно, что их подчиненных обманывают - не достойно того, чтобы на них работать. Всем удобно, когда ты молча готов смириться, забить, принять судьбу. Но это моя ответственность уметь себя защитить в такой ситуации, лучше всего конечно в ней просто не оказываться, читая внимательно рабочий договор.