В настоящей статье будет рассмотрена диверсификация российской экономики, методы ее реализации, препятствия на пути к ней и т.д.
Вообще нефтегазовая зависимость российской экономики появилась по двум причинам: глубочайший кризис 1990х гг. (сюда же нестабильность и дефолт) и рост цен на нефть в 2000х годах. После 1998-1999 гг. России необходимо было восстанавливать экономику скорейшими темпами, и одним из решений этой задачи стал повышенный спрос на нефть в начале нового тысячелетия. Он был вызван рядом факторов, в том числе нестабильностью на Ближнем Востоке, описание и истоки которой можно найти здесь, ростом спроса на нефть в странах Азии, в особенности в Китае и т.д. Все это позволило России подсесть на нефтяную иглу и стать «мировой бензоколонкой». В 2023 году около трети государственного бюджета составляли нефтегазовые доходы. Такая картина свидетельствует о том, что экономика недостаточно диверсифицирована, а также является сильно зависимой от мирового энергетического рынка. Некоторые нюансы современного положения на нем были рассмотрены здесь.
Как вообще обстоят дела с диверсификацией российской экономики? Основа сегодняшней диверсификации – импортозамещение. Некоторые считают, что сейчас – наиболее сложное время для подобных мероприятий, потому что не хватает кадров, технологий и обновленного оборудования. Все это упирается в санкции от западных коллег, которые заставляют Россию искать аналоги в Азии, которая, в свою очередь, также является потребителем технологий, а не производителем. Еще один интересный тезис сторонников данной точки зрения – глобальное разделение труда между странами. Под этим имеется в виду распределение производства между странами согласно их общему уровню развития, например, США производят технологии и предоставляют услуги, а Россия дает сырье для этих технологий и услуг. Борьба же между странами идет за место в цепочке производства, позволяющей получить право выполнять производственные операции, вносящие наибольший вклад в повышение стоимости конечного продукта. Иными словами, борьба за производство технологий вместо поставок сырья. На мой взгляд, такая теория не вполне справедлива, потому что в таком случае нынешним поставщикам сырья придется полностью отказаться от импорта этого самого сырья, что приведет к сильнейшему экономическому кризису сначала внутри страны, а потом, если таких энтузиастов наберется достаточное количество, во всем мире. Все будут производить технологии, следовательно, предложение обгонит спрос и все покатится в бездну.
Другая же точка зрения подразумевает не прекращение импорта энергии, а уменьшение его доли за счет развития других отраслей. То есть не выключать вентиль, а продавать больше технологий, промышленных товаров и т.д. Это позволит диверсифицировать экономику, а также увеличить доходы, поступающие в бюджет страны. Надо сказать, что, вопреки сложившемуся представлению, сейчас в России предпринимается много шагов для достижения этого плана. Это видно в области машиностроения, где рост только специализированного машиностроения составил более 100% за последние 7 лет; также потрясающие результаты показывает военно-промышленный комплекс, о чем свидетельствует факт недооценки роста российского ВПК со стороны НАТО, и пусть напрямую рост ВПК не влияет на рост доходов, глупо отрицать, что технологии, которые получили развитие не будут расширены и на гражданский сектор, который уже принесет доходы в государственный бюджет. Помимо прочего также сильный рост демонстрирует и сельское хозяйство, вобравшее в себя новые технологии, экстенсивно расширяющие посевные площади, которое вернуло Россию в число передовых экспортеров этой продукции. Не стоит также забывать и о лидирующей роли России в разработках, эксплуатации и обслуживании «мирного атома», в космической отрасли и т.д. Все это лишь некоторая часть общих мер по диверсификации российской экономики.
Безусловно, сделано уже много, но страна по-прежнему остается в роли экспортера сырья. Необходимо продолжать развитие технологий, обучение кадров и наращивать темпы этих мероприятий, осваивать обширные территории, предоставлять льготы для их благоустройства и развития, а также смягчить законодательство, регулирующее малый и средний бизнес. Малый бизнес по своей сути помогает создавать инновации, занимает большое количество населения, уменьшая безработицу, а также увеличивает численность среднего класса, который толкает экономику вперед. Сейчас излишняя бюрократия, неясный и непостоянный режим налогов, слишком большой и зачастую ненужный документооборот, большое количество проверок и т.д. замедляют развитие малого бизнеса и фактически губят его. Нужно смягчить все вышеперечисленные требования, структурировать и снизить налоги на малый бизнес, ввести привилегии и льготы для перспективных отраслей, сформировать упрощенный документооборот. Все это позволит преодолеть экспортозависимость России и в перспективе приведет к улучшению благосостояния населения.