В ходе проекта по борьбе с незаконной охотой рейнджеры с 2011 по 2021 год удалили из двух вьетнамских заповедников 118151 проволочную петлю и другие ловушки. В результате число браконьерских орудий здесь сократилось на 36,9 процента. Как отмечается в статье для журнала Conservation Letters, это значительный успех. Однако исследователи отмечают, что поиск и удаление ловушек обходятся очень дорого и не могут решить корень проблемы — высокий спрос на мясо диких животных в Юго-Восточной Азии.
Жители многих регионов, от Сибири до тропических лесов Африки, регулярно добывают диких животных с помощью ловушек из проволочных петель. Этот способ охоты наносит серьезный ущерб окружающей среде. Дело в том, что петли неизбирательны, из-за чего в них погибают или калечатся любые млекопитающие и птицы крупных и средних размеров, включая азиатских слонов (Elephas maximus), тигров (Panthera tigris) и обезьян. Кроме того, эти орудия очень дешевы, что позволяет охотникам устанавливать их в огромном количестве. А вот защитникам природы непросто искать и удалять многочисленные петли.
Особенно остро проблема стоит в Юго-Восточной Азии, где высокий спрос на мясо диких животных подталкивает людей к браконьерству. Охотники в этом регионе активно размещают петли даже на охраняемых территориях. По некоторым оценкам, в любой момент времени в заповедниках и национальных парках Вьетнама, Лаоса и Камбоджи находится около 13 миллионов таких ловушек. Неудивительно, что охота с помощью петель считается даже более серьезной угрозой для местной фауны, чем вырубка лесов.
Команда зоологов под руководством Эндрю Тилькера (Andrew Tilker) из Института исследований в зоопарках и дикой природе Ассоциации Лейбница подвела итоги одного из долгосрочных проектов по борьбе с браконьерскими петлями в Юго-Восточной Азии. В центре внимания исследователей оказались два смежных заповедника в Центральном Вьетнаме: Хюэ Саола и Куангнам Саола. Оба они покрыты влажными тропическими лесами, отличаются высоким биологическим разнообразием (в частности, здесь обитает очень редкий вид копытных — саола (Pseudoryx nghetinhensis)) и сильно страдают от браконьерства с использованием петель.
В 2011 году в заповедниках Хюэ Саола и Куангнам Саола стартовал проект по активному поиску и удалению проволочных петель и других браконьерских орудий. Он продолжался до 2021 года. За одиннадцать лет работы рейнджеры провели в патрулях 3040 дней, обошли 253048 гектаров и удалили 118151 ловушку, из которых 85 процентов пришлось на проволочные петли. Большая часть ловушек была обнаружена в Хюэ Саола. По оценкам Тилькера и его коллег, чтобы найти одно браконьерское орудие, сотрудникам заповедников необходимо было осмотреть территорию средней площадью 2,4 гектара, причем эта цифра выросла с 1,3 гектара в 2011 году до 2,62 гектара в 2021 году.
Для анализа исследователи разделили территории обоих заповедников на клетки площадью 200 квадратных метров и определили, присутствовали ли в каждой из них петли и другие ловушки в 2011-2021 годах. В результате выяснилось, что благодаря усилиям рейнджеров число клеток с браконьерскими орудиями в обоих заповедниках с 2011 по 2021 год снизилось на 36,9 процента. Наибольшее сокращение было отмечено в 2011-2016 годах. Позднее количество браконьерских орудий оставалось на стабильном уровне. В относительно доступных районах охраняемых территорий и вдоль их границ рейнджерам удалось добиться самого серьезного снижения браконьерской нагрузки; при этом в Куангнам Саола прогресс оказался более значительным, чем в Хюэ Саола. Более того, активное патрулирование на тех или иных участках заповедников снижало вероятность того, что в будущем здесь снова появятся петли. Основываясь на данных о финансировании проекта (около 220 тысяч долларов США в год), исследователи также вычислили, что удаление одной ловушки обходилось в 20,5 доллара США, что на порядок выше стоимости ее установки (1,13 доллара США).
Результаты исследования демонстрируют, что планомерный поиск и удаление проволочных петель и других ловушек позволяют существенно сократить их количество на охраняемых территориях. Тем не менее даже за одиннадцать лет рейнджерам не удалось полностью очистить заповедники Хюэ Саола и Куангнам Саола от браконьерских орудий. Хотя петель здесь и стало намного меньше, их все равно довольно много — и оставшиеся представляют серьезную угрозу для местной фауны. Впрочем, снижение браконьерской нагрузки, скорее всего, пошло на пользу части видов млекопитающих и птиц (чтобы удостовериться в этом, необходимы дополнительные исследования).
Тилькер и его коллеги подчеркивают, что проекты по борьбе с незаконной охотой на охраняемых территориях в странах Юго-Восточной Азии требуют масштабных финансовых вложений на протяжении многих лет. Учитывая, как много ловушек установлено в лесах по всему региону, на их поиск и удаление понадобится ежегодно выделять сотни миллионов долларов, что выглядит нереалистично. При этом подобные проекты не могут устранить первопричину браконьерства — высокий спрос на мясо диких животных. Таким образом, удаление петель и других ловушек из заповедников является эффективной, но недостаточной природоохранной мерой. Чтобы защитить обитателей джунглей Юго-Восточной Азии, данный подход необходимо совмещать с усилением антибраконьерского законодательства, ограничениями на торговлю материалами для петель и вовлечением местных сообществ в охрану природы.
От редактора
Может показаться, что жители Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии охотятся из-за того, что они очень бедны и у них нет доступа к другим источникам пищи. В таком случае борьба с браконьерством выглядела бы сомнительной с моральной точки зрения. Однако в действительности незаконной охотой в Юго-Восточной Азии занимаются по большей части не ради выживания. Вместо того, чтобы есть мясо добытых животных, браконьеры за большие деньги продают его в города, где дичь высоко ценится в качестве пищи, указывающей на высокий социальный статус. В таких условиях охота остается выгодной, даже если людям доступны альтернативные источники дохода.
Ранее мы рассказывали, как специалистам по охране природы удалось спасти от вымирания юнионского углопалого геккона (Gonatodes daudini). Эта мелкая яркоокрашенная ящерица с острова Юнион в Карибском море была описана в 2005 году и вскоре приобрела огромную популярность у террариумистов. Из-за массового отлова вид едва не исчез. Однако вовремя принятые меры охраны помогли увеличить его численность на восемьдесят процентов всего за четыре года.