Процесс разработки программного обеспечения, особенно когда речь идет о сложных проектах, предполагает наличие нескольких слоев таких факторов, как требования клиентов, технические навыки разработчиков, продуктивное общение между членами команды разных специальностей и эффективность руководства командой. Поскольку ИТ-сектор сталкивается с проблемами сложности требований к программным системам, адаптированным к различным отраслям, возникает потребность в комплексе эффективных решений в области разработки программного обеспечения.
Одним из ответов может быть упрощение всего процесса, разбив его на части или этапы, при которых диапазон задач сокращается, а вовлеченность и ясность членов команды разработчиков растут. В результате таких попыток родилась концепция жизненного цикла разработки систем (SDLC).
Каковы жизненные циклы разработки системы?
Наиболее распространенное определение жизненного цикла разработки системы указывает на серию шагов или фаз, реализуемых при разработке программного обеспечения с целью создания успешного продукта, отвечающего требованиям клиентов.
Однако некоторые опытные разработчики настаивают на том, что SDLC — это абстракция, описывающая этапы, необходимые для разработки программного обеспечения, и взаимодействие между этими этапами. Учитывая тточку зрения, программисты приходят к выводу, что точные этапы построения SDLC зависят от базовой модели разработки программного обеспечения, нюансов реализации системы и уровня требований со стороны заказчика.
Фазы жизненного цикла разработки системы
Фактически, в различных жизненных циклах разработки системы разработчики по-разному рассматривают взаимодействие между этапами. Стадии здесь — это высокоуровневые частицы процесса. Речь идет не о мелочах низкого уровня: например, какие встречи проводить; писать документацию или нет. Эти проблемы решаются внутренними процессами методологий и групп разработчиков, а не самой моделью SDLC.
Во многих источниках фазы называются по-разному, может быть, более или менее, но имеют одно и то же значение. Вот они:
- Постановка задачи/Анализ требований;
- Разработка;
- Тестирование;
- Развертывание/Поддержка.
Однако, чтобы получить базовое представление о структуре SDLC, начинающему разработчику следует внимательно изучить подробное описание этапов. Жизненный цикл разработки системы состоит из шести основных этапов, часто повторяющихся в каждом новом проекте.
Напишите нам, мы разработаем вам нужный программный продукт или систему.
Системное планирование
Успешную систему невозможно построить без предварительного завершения процесса планирования. Фаза планирования предполагает встречи с потребителями, поставщиками, консультантами и персоналом, чтобы узнать, как создать продукт лучше, чем у конкурентов; анализ возможностей альтернативных решений; точно решить, что необходимо сделать, какие проблемы решить и что необходимо решить.
Данная информация будет использоваться для определения одного из трех результатов: создать совершенно новую систему, улучшить существующую или вообще ничего не делать. Обратная связь с клиентом на этом этапе имеет решающее значение.
Методологический анализ
Потребности конечного потребителя системы должны быть определены и зафиксированы, чтобы эти потребности могли быть удовлетворены. Для проекта также разрабатывается экономическое и техническое объяснение для определения его жизнеспособности с организационной, экономической, социальной и технологической точки зрения. Чтобы получить полное понимание цели конечного продукта, крайне важно иметь открытую линию контакта с клиентурой. В свете большого разнообразия людей и точек зрения разработчикам программного обеспечения крайне важно найти почву для обмена мнениями.
Проектирование и архитектура системы
После того, как менеджеры проектов четко поймут требования заказчика и получат четкое представление о том, что необходимо создать, команда разработчиков программного обеспечения может перейти к этапу проектирования. На этом этапе указываются отдельные части, модули, интерфейсы и типы данных, составляющие систему. Проектирование системы может быть выполнено концептуально с помощью ручки и бумаги; он определяет форму и цель системы. Затем создается комплексный, углубленный проект, учитывающий все логические и физические потребности с точки зрения функциональности и технологий.
Разработка, внедрение и внедрение
Когда этот шаг достигнут, потребности и характеристики системы полностью понятны. После завершения проектирования системы следующим шагом является разработка. На этом этапе жизненного цикла разработки системы создается фактический код и, при необходимости, выполняются необходимые настройки и конфигурации, чтобы система могла выполнять свое предназначение. Теперь система готова к запуску и установке на объекте заказчика. Пользователям может потребоваться ориентация и инструктаж, прежде чем они смогут эффективно использовать технологию. В зависимости от сложности системы этап внедрения может занять длительное время.
Экспериментальная эксплуатация и интеграция
При таком подходе отдельные части соединяются в единое целое. Система получает широкий спектр входных данных, а ее выходные данные, поведение и работа подлежат тщательному изучению. Важность тестирования для удовлетворения потребностей клиентов растет, и для его проведения даже не нужны технические знания в таких областях, как программирование, настройка оборудования или проектирование. Тестирование могут проводить сами пользователи или специализированная группа штатных сотрудников. Контроль может быть методичным и автоматизированным, чтобы гарантировать, что система достигнет ожидаемых результатов.
Поддерживать
На этом этапе система регулярно обновляется, чтобы она не устарела. Различные компоненты обновляются, чтобы гарантировать, что система соответствует требуемым стандартам и новейшим технологиям и не уязвима для угроз безопасности; это осуществляется путем замены устаревшего оборудования и постоянного контроля эффективности.
Базовые модели SDLC
Ассортимент моделей SDLC широк. Они варьируются от простых каскадных и итеративных подходов до сложных моделей Agile, DevOps, Spiral и даже Big Bang. Существенное различие между ними связано с частотой фаз SDLC и взаимодействием между стадиями с возможностью добавления коротких циклов, повторяющихся несколько раз в пределах одной фазы.
Опытные разработчики традиционно сосредотачиваются на двух из множества существующих моделей SDLC, наиболее эффективных на практике:
- Модель водопада или каскада;
- Итерационная модель.
В онлайн-источниках также представлены различные альтернативные модели, такие как инкрементальная модель, V-модель и спираль. Но при более внимательном рассмотрении трудно обнаружить какие-либо определяющие характеристики этих моделей или заметные отличия от двух предыдущих. Если бы кто-нибудь мог объяснить ключевые различия между итеративными и инкрементными моделями, было бы здорово. Более того, модель V может показаться впечатляющей на первый взгляд, но на самом деле это просто каскадный подход с добавлением тестов к стратегическим точкам. Существует также спиральная модель. Барри Бом впервые использовал его в 1986 году. Кроме того, было бы разумно рассматривать оценку риска как расширение итерационного метода. Кроме того, сложно объяснить, чем эта парадигма отличается от итеративной.
Водопад
В истории моделей SDLC эта стоит на первом месте. Широко распространена чушь о том, что парадигма «используется в основном в важных проектах». Свое нынешнее название Водопад получил в 1960-х годах. Однако многие исследователи подвергают критике обоснованность «Водопада» как основы. Действительно, это происходило на протяжении шестидесятых годов! Основная идея метода заключается в том, что все потребности и сложности архитектуры невозможно предусмотреть заранее. Хуже всего то, что конечный продукт может устареть, поскольку разработчики обдумывают более тонкие моменты. Опять же, невозможно учесть в прогнозе все возможные непредвиденные обстоятельства.
Разработка чего-то большего таким образом невозможна, но модель «Водопад» может иметь смысл в небольших проектах: краткосрочных и с командой из 1-2 человек. Предложения по улучшению модели «Водопад» можно найти, прочитав страницу с ее описанием. Однако все эти предложения ведут к возврату назад, требуя итерации того или иного типа.
В то же время некоторые эксперты считают модель «Водопад» устаревшей и ее не следует использовать для новых проектов.
Итерационная модель
Использование итеративной разработки для каждого проекта имеет смысл. После этого цикла у разработчиков появится функциональная составляющая конечного продукта. Демонстрация товара потенциальным покупателям и конечным пользователям возможна при итеративном подходе. Разработчики могут скорректировать свой курс на основе отзывов клиентов и выяснить, движутся ли они по правильному пути. Индустрия программного обеспечения — не единственная, кто получает выгоду от итеративной парадигмы.
Все этапы SDLC выполняются за одну итерацию, следуя этому шаблону при каждом повторении. Например, в Scrum каждая итерация называется спринтом; в RUP итерация — это просто итерация и так далее. Все эти модели построены на итеративной парадигме. В Канбане итерация — это продвижение одной задачи от первого столбца к последнему.
Каждый вид проекта, от самого простого до самого сложного, выигрывает от итеративной методологии. Фактически, разработчики иногда используют его скрытно, разлагая более крупные действия на более мелкие.
Какая модель SDLC лучше всего?
Ответить на этот вопрос непросто только потому, что модели SDLC содержат различные комбинации фаз, предполагающие разные подходы. Например, вы когда-нибудь пытались сравнить Waterfall со Scrum или Waterfall и Agile? Такое сравнение может быть некорректным, это все равно, что сравнивать седан с вертолетом. Все дело в том, что Waterfall — это модель, а Scrum — методология, а понятие Agile совершенно не соответствует ни тому, ни другому.
Таким образом, выбор наиболее продуктивной модели SDLC зависит от конкретного проекта, его сложности, технологий, используемых при разработке программного обеспечения, деталей архитектуры, требований клиентов и фактора времени вывода проекта на рынок.
Несмотря на множество исследований, мнение об эффективности приемов, принципов и методологий зачастую основывается на личном опыте, эмоциональном отклике и компетентности применившего их менеджера. И лишь иногда понравившаяся модель из описания окажется лучшей для реализации вашего продукта. Следовательно, чем больше вы знаете методологии и понимаете потребности продукта, тем больше у вас возможностей управлять проектами путем объединения лучших практик для достижения целей.
Напишите нам, мы разработаем вам нужный программный продукт или систему.
Преимущества SDLC
SDLC — бесценный инструмент для разработчиков программного обеспечения. Это помогает обеспечить своевременное, эффективное и организованное выполнение проектов. Основными преимуществами работы по циклам являются следующие:
Обеспечить высочайший уровень управленческого контроля и документации. Разработчики понимают, что им нужно построить и почему. План и цель корректируются заказчиком. SDLC учитывает специфику работы и бюджета компании.
Обеспечьте общий язык для общения внутри команды при обсуждении процесса разработки, что поможет экспертам убедиться, что все находятся на одной волне, когда речь идет о сроках разработки, ролях и обязанностях, а также задачах, которые необходимо выполнить.
Обеспечьте командам основу для оценки своего прогресса и определения областей для улучшения. Отслеживая задачи и этапы разработки, все участники могут быстро выявлять любые задержки или проблемы и предпринимать соответствующие шаги для их устранения, помогая не сбиться с пути и гарантировать выпуск продукта вовремя и в рамках бюджета.
Снизьте риски и затраты. Одной из опасных проблем для программного обеспечения являются кибератаки. Хакеры регулярно угрожают предприятиям, большим и малым. Утечка данных может вызвать серьезные проблемы для компании. Поэтому защита программного обеспечения остается приоритетом. Компании, которые не соблюдают безопасный SDLC, сталкиваются с большим количеством уязвимостей при развертывании программного обеспечения.
Детальная проверка проекта тестировщиками. Разработка успешного программного обеспечения требует профессионализма и точности. Дыры в безопасности проекта приведут к большим неприятностям. Все отрасли конкурентоспособны, поэтому для того, чтобы оставаться в бизнесе, необходимы первоклассные продукты и услуги. Циклы дают вашей команде время для создания лучших проектов. Тестирование программного обеспечения проходит в несколько этапов. Таким образом, риск ошибки сведен к минимуму. Команда разработчиков устраняет ошибки на ранних стадиях. Таким образом, проект безошибочен. Благодаря SDLC не возникает неожиданных сбоев на этапе проектирования.
SDLC необходимы для обеспечения соответствия продукта стандартам. Следуя структурированному процессу, команды будут следить за тем, соответствует ли их продукт ожиданиям клиентов, и быстро устранять любые проблемы или ошибки.
Формирование правильной корпоративной культуры. Устойчивая внутренняя культура помогает команде разработчиков понять, что результаты зависят от работы каждого. Компания с правильной культурой с большей вероятностью будет сотрудничать и помогать друг другу.
Преимущества SDLC безграничны, а его внедрение защищает ваш бизнес от финансовых рисков, репутационного ущерба и юридических санкций. Кроме того, специалисты экономят время и ресурсы за счет раннего выявления заблуждений. Это лучший способ построить эффективный рабочий процесс. Вы можете выбрать одну из трендовых моделей и адаптировать ее под свой проект, чтобы раскрыть все преимущества.
Где используется SDLC?
Непопулярные программные продукты и автоматизированные бизнес-процессы обладают потенциалом для масштабирования огромных организаций. В результате это основная причина роста популярности ИТ-товаров. SDLC применяется практически везде: от разработки крошечных приложений до крупных бизнес-систем. Это методическая стратегия, которая помогает команде разделить большие проекты на более мелкие, более достижимые части. Существует несколько примеров эффективного использования циклов, включая системы мониторинга и регулирования медицинского оборудования, управления запасами и заказов клиентов. Рассмотрим следующие примеры:
- программное обеспечение для облачных вычислений
- Приложения для мобильных устройств и онлайн
- система бизнес-аналитики
- CRM система планирования производства и ресурсов
Команда разработчиков гарантирует, что продукт будет доставлен вовремя и в рамках бюджета. Это также помогает снизить частоту ошибок, обеспечивая стабильную производительность.
В современной экономике разработка программного обеспечения — это нечто большее, чем просто программирование. Это трудная задача, требующая командной работы, адаптивности и хороших стандартов управления. ИТ-аутсорсинг сегодня делает технические решения простыми и экономичными.
Напишите нам, мы разработаем вам нужный программный продукт или систему.