Найти тему

ID-Marketing: «2023 год оказался по многим показателям наилучшим»

Кто входит в число ведущих импортёров спецтехники в Россию? Какова структура импортных поставок? На эти и другие вопросы в рамках 6-й онлайн-конференции Экскаватор Ру ответил коммерческий директор ID-Marketing Андрей Ловков Положительная динамика импорта — Вот уже 10 лет, как в российской истории начались фундаментальные события, свидетелями которых мы продолжаем оставаться. Эти события заложили сдвиги в политико-экономической сфере, что привело к масштабным изменениям в мировом порядке. Более того, эти изменения продолжаются, — с таких слов начал доклад Андрей Ловков. Сравнительная динамика импорта спецтехники за 2014–2023 гг., шт. Ещё в 2014 г. невозможно было представить масштаб санкций, запретов и прочих ограничений. За 10 лет рынок изменился радикально и, если рассматривать его импортную часть в разрезе основных видов, то минувший 2023 год оказался по многим показателям наилучшим. Длительное время 2014 год оставался пиковым, но 2022 год стал базой для новых высот: динамика не только не снизилась, но и продолжила ставить количественные рекорды. При этом рекордным по приросту стал послековидный 2021 г.: показатели ввоза увеличились сразу на 60%. В 2022 г. объём рынка увеличился ещё на 24%, а в 2023 г. — на 18%. Ежемесячная динамика импорта спецтехники в РФ за 2014–2023 гг., шт. Июнь 2022 г. стал отправной точкой роста поставок. Динамика сохранялась вплоть до июля 2023 г., когда показатели начали постепенно снижаться. При этом начало прошлого года было очень активным и все значения находились в максимальных точках роста по сравнению с аналогичными периодами всех предыдущих 10 лет. Затем, во 2-м полугодии 2023, импорт спецтехники сократился на 21% (по сравнению со 2-м полугодием 2022). [bnr_240x400-2_mobile] Влияние утильсбора на возрастную структуру импорта После введения утилизационного сбора в течение 2016–2019 гг. на новые машины приходилось более 90% ввезённой техники. Но в 2020 г. импорт подержанных машин стал расти, достигнув 12,6%. В 2022 новые машины снова начали отвоёвывать долю, которая по итогам года достигла 91%. Показатель в 2023 г. — 97,7%. Более половины б/у машин, которые ввозили в РФ в 2023 г., — это мини-экскаваторы (61%). Возрастная структура импорта спецтехники в 2014–2023 гг., шт. Структура импорта по видам спецтехники — Если ранее лидерство по итогам года зачастую принадлежало экскаваторам, то с 2017 г. на первый план начали выходить фронтальные погрузчики. В 2022 г. эта тенденция снова сменилась в пользу экскаваторов различных классов. По итогам 2023 г. на них пришлось 32% поставок, а в начале года показатель был ещё выше — 39%. На второй позиции разместились фронтальные погрузчики, а замыкают тройку лидеров экскаваторы-погрузчики, — сообщил Андрей Ловков. Объёмы импорта спецтехники в январе–декабре 2023 г., шт./% Далее аналитик подробнее остановился на сегментах рынка, по которым в последние годы наблюдался дефицит. В постковидном 2021 г., который подарил хорошие показатели по рынку в целом, падение было отмечено только в сегментах дорожных фрез и асфальтоукладчиков. В 2022 г. выявились новые слабые места: экскаваторы-погрузчики, телескопические погрузчики и перегружатели. Наиболее показательным стал 2023 г., когда на замену ушедшим или частично ушедшим компаниям на рынок стали выходить производители из ныне дружественных стран. В сегменте экскаваторов-погрузчиков прирост составил 142%, телескопических погрузчиков — 57%, дорожных фрез — 34%, а перегружатели (как гусеничные, так и колёсные) выросли практически вдвое — на 107%. В итоге самым уязвимым для замещения оказался рынок асфальтоукладчиков, который сокращался на протяжении последних 3 лет. В 2023 г. также заметно снижение поставок гусеничных бульдозеров — на 16%. Структура импорта по странам происхождения В последние годы неуклонно нарастала доля китайской продукции, при этом увеличились не только относительные показатели, но и объёмы в натуральном выражении. В 2023 г. объёмы импорта собранной в Китае техники выросли 4 раза в сопоставлении с 2014 г. «Показательно сравнивать именно с 2014 годом, который можно назвать стартовой позицией для постепенного завоевания Китаем российского рынка», — отметил Андрей Ловков. Структура импорта спецтехники в РФ по странам происхождения, % (натур. выраж.) Ещё одно важное изменение: если в 2022 г. порядка 20% импорта всей продукции китайской сборки приходилось на некитайские бренды, то сегодня их доля не более 2%. За счёт иностранных производств в 5-ке лидеров продолжает оставаться Индия, где выпускается продукция европейских и американских брендов Case, New Holland, Caterpillar, Ammann. Но в 2023 г. всё большие объёмы приходились на ввозимые из Индии экскаваторы-погрузчики ACE и BULL. Также благодаря импорту экскаваторов-погрузчиков Hidromek, MST, Cukurova мы можем видеть технику турецкой сборки. Марочная структура импорта Производители из топ-10, за исключением Sany и Hyundai, завершили 2022–2023 гг. с положительными показателями. Более того, сразу у трёх компаний из первой десятки — LGCE, Lovol и Sunward — зафиксировано более чем двукратное увеличение показателей импорта. Два года подряд лидером становился XCMG, который на 30% повысил объёмы ввоза своей продукции. Основа импорта бренда — средние колёсные погрузчики. Их доля среди товарных групп составляет порядка 23%. Фронтальные погрузчики являются основным видом продукции и для других популярных марок: доля в продуктовом портфеле LGCE — 39%, LiuGong — 26%, Lonking — порядка 41%. Марочная структура импорта спецтехники в 2023 г., % (натур. выраж.) — При увеличении объёмов импорта многие китайские марки находили возможность за счёт своих внутренних ресурсов и иных механизмов снижать таможенные цены на свой товар. Но это происходило в долларовом эквиваленте. Из-за колебаний валютного курса мы могли наблюдать рост стоимости от 20 до 70% в зависимости от вида техники в течение всего 2023 года, — сказал в заключение Андрей Ловков. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних трендов в мире спецтехники! Больше материалов с конференции Экскаватор Ру: «Российский рынок в приоритете, но есть определённые сложности». Мнение представителя LiuGong Топ-менеджер XCMG рассказал о передовых разработках из КНР, которые становятся доступны в РФ 14 брендов из Индии, Европы, Китая и РФ плюс один собственный. Дилер о диверсификации бизнеса Параллельный импорт стал спасением, но открыл дорогу контрафакту запчастей Директор компании ROIN о возможностях и ограничениях ИИ в тяжёлом машиностроении «ТехМашЮнит»: экскаваторы Hyundai китайской сборки существенно дешевле корейских «Ай Пи Секьюрити»: в интернет-среде колоссальное количество контрафакта Эксперт «Рентал Тех» назвал процент загрузки землеройной техники, при котором можно поднимать цену