368 подписчиков

«Провинциальные танцы» показали спектакль-исследование о коже на фестивале "Башня-2024" в Калининграде

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

Известные «Провинциальные танцы» на фестиваль «Башня» привезли спектакль «Кожа» - хореографическое исследование прикосновений. И казалось бы, тактильное – это основа, без которой немыслим танец как таковой. Тем сильнее была интрига – как известнейший в стране и достаточно известный в мире коллектив расскажет об этой основе коммуникации хореографическим языком, с какой необычной стороны подойдет к теме, как раскроет многогранность понятия.

Начали, действительно, интересно: зрители рассаживались на свои места в партере, а исполнители стояли в проходах – наблюдали, иногда пожимали руки или позволяли приобнять кого-то из входящих в зал. Сложно сказать - своих знакомых, оказавшихся на фестивале, или просто готовых к такому контакту зрителей. Наверно, все же второе. Гораздо более тесный, чем принято ожидать в театре (особенно на хореографическом спектакле), контакт со зрителями – уже часть спектакля-исследования о коже.

Вслед за уходящим из зала светом исполнители поднялись на сцену, но и здесь еще не танец: внушительный по продолжительности разговорный фрагмент. Прежде всего попросили всех в зале достать свои телефоны и поднять над головой – выше, можно зажечь экран, все-все. И вот когда уже весь зал вовлечен в эксперимент – «отключите звук ваших мобильных». Прием удался – зрители уже объединены, и есть надежда, что звонки телефонов не помешают спектаклю. Конечно, как всегда нашелся кто-то, кто решил не выполнять просьбу – поэтому один короткий несмелый звонок все же прозвучал спустя несколько минут, но был спешно заглушен.

Дальше – больше. Артистка со сцены говорит: "возьмите за руку соседа справа и слева". Этот тактильный контакт сразу погружает зрителей не просто в тему, но и в ощущения. В нескольких фразах залу обозначают суть представления - «практическое занятие по заботе, ласке и прикосновениям», сообщают, что кожа – самый большой человеческий орган, а на его двух квадратных метрах расположено 5 миллионов сенсорных клеток, которыми мы этот мир и ощущаем. «Кожа – единственный барьер, который отделяет нас от внешнего мира», - звучит голос в голове, когда просят закрыть глаза и наступает момент, чтобы прислушаться к тактильным ощущениям. А дальше весь часовой танец о том, что кожа, пожалуй, еще и барьер - единственный, который соединяет нас с внешним миром.

В спектакле "Кожа" «Провинциальных танцев» очень плотный звук – музыка часто оказывается фоном для голосов: полушепот, невозможность разобрать слова, но четкие интонации – тревоги, радости, нежности, страха и т.д. Эффект сильный – будто сотни теней вдруг обретают призрачное звучание.

Кажется, что кожу рассматривают максимально пристально, изучают почти научно - и в прямом, и в метафорическом смыслах. Над головами артистов в глубине сцены - горизонтальный экран. Видео на нем - кожа, реагирующая на разные эмоции, прикосновения, ситуации: те, которые в данный момент звучат в танце. Причудливое сочетание искусства и физиологии, танца и науки. Увы, связь этих элементов спектакля оказалась не такой крепкой, как хотелось бы: параллельные, отстраненные фрагменты не проявили ни новых смыслов, ни новых ощущений.

Как еще можно совместить науку и искусство в спектакле показываю на примере постановки творческой лаборатории "Угол" (Казань):

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

Ожидаемо в спектакле "Провинциальных танцев" много красивой пластики – почти акробатические поддержки, резкие движения сменяются плавными, одиночные партии переходят в парные взаимодействия, трогательные прикосновения соседствуют с жесткими и даже порой агрессивными.

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

А еще в этом спектакле асинхронность и аритмичность. Как в жизни и в то же время это совсем не то, что ожидаешь от столь знаменитого коллектива.

Спектакль "Кожа" рассчитан на восприятие на уровне ощущений, эмоций, чувств - размышления на тему здесь предполагаются в меньшей степени. Можно просто наслаждаться красивыми движениями и вообще ни о чем не думать - и, наверно, ничего не потерять при этом.

Заявленный как всеобъемлющее исследование кожи и темы прикосновений, спектакль настолько раздвинул границы и постарался охватить всё, что достиг почти бесконечной универсальности - по сути, любое название подойдет под то, что коллектив представил зрителям. Ведь любой танец - это прикосновение.

Читайте на канале: