Время чтения ~ 4 мин
Валаам — самый большой остров Валаамского архипелага расположенного в северной части Ладожского озера. Рельеф острова очень многообразен, здесь есть «горы» и скалы, озера и рукотворные каналы, болота и равнины. В период навигации сюда можно добраться на теплоходе от города Приозерск или Сортавала, и многие круизные маршруты из Санкт-Петербурга и Москвы, так же включают посещение Валаама.
Остров Валаам влечёт к себе людей приезжающих на экскурсию и паломников, знатоков истории и ценителей природы, людей преклонного возраста и молодежь. Причиной тому уникальная природа и непростая судьба уединённого острова.
Большие круизные корабли подходят к его юго-западной части, в Большую Никоновскую бухту, а теплоходы из Сортавалы или Приозерска, заходят с северной стороны в живописную Монастырскую бухту. В ней, слева по ходу движения, сначала появляется небольшая стройная церковь Никольского скита, а затем, возвышаясь над кронами деревьев — небесно-голубые купола Спасо-Преображенского собора.
На Валааме множество бухт и заливов, некоторые из них врезаются почти до середины острова. Берега, то полого подходят к воде, то образуют высокие утесы. Возвышенности переходят в заросшие травой болота, а ручьи — во множество небольших озер. Можно сказать, что остров вобрал в себя всё разнообразие карельской природы.
Деревья и кустарники здесь растут практически на голых камнях, слой почвы редко достигает половины штыка лопаты. И где бы вы ни находились, всегда будет заметен рыжевато-ржавый оттенок тропинок и дорог — следствие большого содержания железа в каменной основе острова.
Потрясающие виды открываются с горы Елеон находящейся на западе острова, или горы Фёдоровсая расположенной на северо-востоке.
Многие известные люди бывали здесь — Менделеев и Вернадский, Чайковский и Глазунов, Тютчев и Лесков, Шишкин, Куинджи, Рерих. В XIX веке сюда приезжали российские императоры Александр I и Александр II, члены царских семей. Любопытно, что даже А. Дюма-отец, путешествуя по России, счел необходимым посетить Валаам.
Конечно же, путешественников со всей России привлекала и привлекает сюда не только природная уникальность Валаама, но и главная достопримечательность — Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь.
Он состоит из центрального Спасо-Преображенского собора, легко узнаваемого по небесно-голубым куполам, и нескольких скитов, находящихся в разных частях острова и даже на близлежащих небольших островках.
История основания Валаамского монастыря
начинается в эпоху крещения Руси. По преданию, уже в X–XI веке на остров прибыли греческие монахи Сергий и Герман и основали здесь обитель. Говорят, что ещё столетием раньше сам апостол Андрей, просветитель скифов и славян посетил Валаам и благословил эту землю, воздвигнув в западной части острова деревянный крест. На этом месте сейчас находится Воскресенский скит.
У Валаама сложилась непростая судьба. В 1611 году архипелаг, принадлежавший Великому Новгороду отвоевали шведы. После победы Петра I в Северной войне в 1721 году острова вернулись в состав России, и к концу XIX века входили в Великое княжество Финлядское в составе Российской империи. После революции 1917 года острова отошли к Финляндии, в 1940 году к СССР, а в 1941 году — опять к Финляндии. Наконец в 1944 году окончательно закрепились за СССР.
Период наибольшего расцвета и благосостояния Валаамского монастыря пришёлся на середину XIX века. Было возведено множество скитов, церквей и хозяйственных построек. Прорыты каналы, соединяющие крупные внутренние озёра с Ладогой. Обустроены пристани в различных частях острова. Построен собственный кирпичный завод, действовали пекарня, ферма, аптека и больница. При монастыре имелись свечной завод, иконописная мастерская, фотографическая студия и библиотека, насчитывающая порядка 30 тысяч экземпляров книг. И что самое интересное, были разбиты фруктовые сады! Выращивали даже арбузы и виноград. На севере, на камнях! Землю для садов привозили с материка паломники и жертвовали монастырю, кто сколько сможет.
Расцвет Валаамского монастыря со второй половины XIX в. связан с игуменом Дамаскиным. При нём строительные работы велись только под руководством квалифицированных архитекторов из столицы. Наладилось регулярное транспортное сообщение с Петербургом, и монастырь стал доступен для паломников. Отец Дамаскин состоял в переписке со многими художниками, писателями, учеными и философами посещавшими Валаам. Интересовался метеорологией и ботаникой, вел наблюдения за местным климатом и природой. Был писателем, библиографом и историком.
На острове появились дубы, кедры, пихты, туи, лиственницы, каштаны, сирень. Саженцы монахи выращивали в собственном питомнике, а потом высаживали не только для украшения ландшафта, но и поставляли их в Санкт-Петербург и Финляндию.
Нужно сказать, что здешний климат несколько отличается от материкового. Времена года наступают с запозданием на две-три недели, зима протекает мягче, а лето прохладнее, зато солнечных дней больше.
С начала 1840-х годов на Валаам начали ходить пароходы, количество паломников и любопытствующих возросло многократно. Так продолжалось до революции 1917 года. Валаамский архипелаг перешёл к Финляндии, и её правительство начало использовать острова в своих хозяйственных и военных целях. До сих пор на острове Сухой можно увидеть остатки укреплений артиллерийской батареи «линии Маннергейма». Православный монастырь, конечно же, не пользовался благосклонностью в лютеранской Финляндии и постепенно все хозяйство и плоды многолетних трудов приходили в упадок. К 1940 году валаамские монахи окончательно покинули остров.
После Великой Отечественной войны, в 1952 году советское правительство разместило в постройках бывшего монастыря интернат для инвалидов войны. Рядом со Спасо-Преображенским собором образовался посёлок и совхоз. Спасо-Преображенский собор был отдан под овощехранилище, а Воскресенский скит — под турбазу.
Постепенно, то, что столетиями создавалось трудом известных русских архитекторов, монахов и паломников разрушалось, многие скиты безвозвратно погибли. Только в 1970–80-х годах сохранившиеся сооружения были признаны памятниками архитектуры, началась их реставрация, стали приезжать экскурсионные группы.
В 1989, по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, будущего Святейшего Патриарха, Русской Православной Церкви были возвращены Спасо-Преображенский собор, келейные постройки и часть скитов.
Первые монахи прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов. Видимо, этот момент и можно считать началом возрождение монастыря, а с ним и возрождением всего острова.
Глядя на престарелого монаха в длинной чёрной рясе с развевающейся на ветру длинной седой бородой, за рулём глиссирующей моторной лодки, верится, что Валаам достигнет прежнего расцвета.
Происхождение же названия острова доподлинно неизвестно. Наиболее вероятное от финского «valamo» — «высокая, горная земля», но существуют и другие версии — «светлая земля», «клятвенная земля», или даже «земля Велеса».
Но, в конце концов, главное не в происхождении названия, главное — это увидеть Валаам своими глазами!
———————
Вам может понравится