Приветствую Вас, друзья мои! Вот мы и дошли с Вами до заключительного отрезка нашего очередного увлекательного путешествия по Петербургу, которое состоялось 6 апреля 2024 года. Итак, пройдя Адмиралтейский проспект и Дворцовую площадь, о чем я Вам рассказывал в прошлой статье, если не читали – заходите по этой ссылке, мы оказываемся на набережной Мойки, там, где через нее перекинут Певческий мост, который немногим меньше по ширине самого широкого моста Петербурга – Синего.
Над Зимней канавкой
Затем мы доходим до 2-го Зимнего моста, под которым Зимняя канавка встречается с Мойкой, и начинаем оглядывать противоположную четную сторону набережной Мойки от Певческого моста. Здесь старинные дома, плотно прижавшись друг к другу, своим расположением повторяют контур изгиба реки Мойки. И первый дом, на котором мы ненадолго останавливаем свои взгляды, – это трехэтажный с цокольным этажом особняк Жадимировских, построенный неизвестным архитектором еще в XVIII веке, но перестроенный в 1849 году по проекту архитектора Егора Ивановича Диммерта.
Дальше мы переводим взгляды на эту сторону набережной – нечетную, где на углу с Зимней канавкой расположился дом помассивней и повыше остальных в этом месте – это доходный дом Н.П. Ферзена, построенный по проекту архитектора П.М. Макарова в 1915 году.
А теперь мы обратим внимание на саму Зимнюю канавку, над которой сейчас находимся. Отсюда открывается замечательный «открыточный» вид на нее и на два моста впереди: 1-й Зимний мост, а дальше за ним – Эрмитажный мост. Однако, во всей красе и в этот раз увидеть этот пейзаж нам не удалось, 1-й Зимний мост в то время еще находился на ремонте, хотя, по сравнению с январем этого года, когда мы здесь проходили в предыдущий раз, этот мост уже может порадовать своим восстановленным арочным сводом, а тогда он был практически разобран. Дело движется, и слава Богу!
Пущин и Пушкин
Идем дальше по набережной Мойки, и снова на противоположной стороне я обращаю внимание на небольшой трехэтажный особняк. Это памятник архитектуры XVIII века – дом Ивана Ивановича Пущина, построенный его дедом – адмиралом. Но в 40-х годах XIX века, уже его братом Михаилом после смерти их отца, фасад здания был перестроен по проекту академика архитектуры Д.Т. Гейденрейха.
А сам Иван Иванович стал известен не только тем, что был одним из самых активных участников «тайных обществ», которых в последствии назвали «декабристами», а смертную казнь ему заменили пожизненной каторгой, но освободили в 1856 году, а еще и тем, что он был близким другом Александру Сергеевичу Пушкину. Достаточно только вспомнить название стихотворения поэта, написанного лицейскому однокурснику и лучшему другу в 1826 году: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Именно Иван Пущин приезжал к опальному и сосланному поэту в Михайловское в январе 1825 года, где рассказал ему про тайное общество и ознакомил с новым произведением «Горе от ума» другого Александра Сергеевича – Грибоедова.
Следующий по той же стороне более массивный трехэтажный особняк в стиле классицизм с шестью пилястрами в центре на уровне верхних двух этажей еще интересней. Это дом княгини А.Н. Волконской. Кроме того, что это памятник архитектуры XVIII века, он еще известен тем, что в нем жил последние свои месяцы и скончался здесь же в 1837 году после смертельного ранения на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. С 1925 года в этом доме располагается Музей-квартира А.С. Пушкина. Символично, что в преддверии 225-летнего юбилея поэта выходит эта статья.
Консульство Японии
Теперь мы вновь переводим наши взгляды на нечетную сторону набережной, по которой мы идем. Обращает на себя внимание флаг страны «восходящего солнца» – Японии, вывешенный на фасаде бывшего особняка Д.А. Лобанова-Ростовского. Сейчас здесь Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге. А в этом особняке, другим своим фасадом выходящем на улицу Миллионную, которым с 1860-х годов владели князья Лобановы-Ростовские, в начале XIX века был популярный литературный салон, который содержала княгиня Евдокия Ивановна Голицына. Этот салон посещали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин и другие знаменитые люди того времени, а А.С. Грибоедов здесь читал «Горе от ума».
От дома Волконской до Большого Конюшенного моста
И снова переводим взгляды на противоположную сторону набережной. Здесь, сразу за домом княгини А.Н. Волконской, расположился бывший особняк лейб-медика Иоганна-Готлиба Фрейганга, который, будучи придворным врачом цесаревича, купил его в 1787 году и вскоре перестроил по проекту Луиджи Руска в стиле классицизм, но в 1875 году это здание было надстроено и перестроено в стиле эклектики архитектором Иваном Александровичем Мерцем.
А следом за этим зданием до Большого Конюшенного моста расположились еще два подряд доходных дома, перестроенные в 1844 году архитектором Е.И. Диммертом для одного из представителей известной купеческой фамилии – коммерции советника Ивана Алексеевича Жадимировского.
Два княжеских дома
Теперь снова переводим наше внимание на эту сторону набережной. Здесь мы видим два интересных, но разных по стилю и цвету здания, которые в начале XX века, с 1904 года, принадлежали одному человеку – князю Семену Семеновичу Абамелек-Лазареву. Но именно первый, по ходу нашего движения, дом был построен по заказу князя и по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина в 1915 году. При этом старое здание, находящееся на этом месте с XVIII века, было сломано, а новое построено в стиле «неоклассицизм», фасад которого декорирован коринфскими пилястрами и барельефами.
Интересно, что на этом участке дома построены на узкой полоске между Мойкой и Миллионной улицей, а фасады, находящихся друг за другом зданий, выходят как на набережную Мойки, так и на улицу Миллионную. Так вот, главный фасад предыдущего здания выходит на набережную, а следующего, тоже бывшего княжеского, украшенного четырехколонным портиком, колонны которого изготовлены из полосатого ладожского мрамора, выходит на Миллионную. Сторона дома, выходящая на набережную не такая парадная, но тоже со своей изюминкой, тем более что построено это здание было еще в 70-е годы XVIII века, когда им владел князь В.С. Васильчиков.
Большой Конюшенный мост
Двигаемся дальше и впереди видим мост, переброшенный через Мойку, на котором Мошков переулок переходит в Конюшенный переулок. Это Большой Конюшенный мост. Первый деревянный мост на этом месте был построен еще в начале XVIII века и носил название Греческий, потому что рядом находилась греческая слобода. Затем переправа сменила несколько имен: мост у Мошкова переулка, Конюшенный, Второй Конюшенный и, наконец, в XIX веке за мостом закрепилось его современное название – Большой Конюшенный, по зданию Главных императорских конюшен, расположенному за ним на левом берегу реки, и которое давно уже на реставрации.
Чугунное сооружение, которое мы видим сейчас, построено в 1828 году по проекту инженеров Е.А. Адама и В.К. Треттера на основе типовых чертежей инженера В.И. Гесте с применением инновационных решений тех времен. Еще его оформили ажурными чугунными перилами и торшерами с фонарями, есть мнение, что свою руку к украшению моста приложил знаменитый Карл Иванович Росси.
Еще три консульства на нашем пути
Осмотрев бегло мост через Мойку, идем дальше по правому берегу Мойки, соответственно, нечетной стороне набережной. И здесь, от угла с Мошковым переулком, который идет от дома Мошкова на Дворцовой набережной до набережной Мойки, мы видим два дома XIX века. Первый, угловой, – дом М.К. Петровой был построен в 1882 году, но перестроен в 1902 году. Следующий был построен раньше – в 1858 году по проекту архитектора А.Х. Кольба, и в нем, на сколько я знаю, должно располагаться еще одно консульство на нашем пути – Генеральное консульство Франции, но здесь, в отличии от предыдущего – японского, флаги Франции отсутствуют, видимо, съехали.
Идем дальше и через один дом в бывшем доходном доме, построенном в середине XIX века, на витиеватых перилах балкончика видим герб Королевства Нидерланды, а на стеклянных входных дверях написано на двух языках, что это Генеральное Консульство этого самого королевства, но что-то мне подсказывает, что и оно сейчас не функционирует. Мало того, во дворовом флигеле этого дома еще и Австралийское Консульство разместилось, но туда мы не заходили.
Еще два дома и Круглый рынок
Снова двигаемся дальше и здесь, в череде плотно прижатых друг к другу домов, появляется разрыв, дома в котором расположены в глубине двора. А следующий дом по этой прервавшейся линии – это бывший доходный дом Н.Б. Глинки-Маврина, появившийся здесь в 1905 году по проекту архитектора Агурьяна Киприановича Голосуева на месте одноэтажной постройки XVIII века. Этот дом был построен вплотную к трехэтажному дому Балкина, построенному лет на сорок раньше.
А дальше мы подходим в Круглому рынку, он, конечно, и не круглый вовсе, а треугольный, только с закругленными углами. Это здание является одним из самых старинных рынков города, а построено оно было по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги в 1790 году на месте такого же «круглого» деревянного здания, построенного в 1782 году, в свою очередь, на месте бывшего Харчевого рынка, деревянные постройки которого сгорели в 1732 году. Сейчас здание Круглого рынка является памятником архитектуры XVIII века, о чем свидетельствует соответствующая мемориальная доска, установленная на фасаде здания, а располагается в нем сейчас судоходная компания «Совкомфлот», на чьи средства это здание и было отреставрировано.
Дом Адамини и Тройной мост
Вот мы и подходим к самому первому, по нечетной стороне набережной реки Мойки, зданию – это Дом Адамини, названный так по фамилии архитектора швейцарского происхождения Доменико Адамини, по проекту которого в 1827 году и был построен этот дом для купца Антонова на западной границе Марсова поля. Фасад дома украшен восьмиколонным портиком на уровне второго и третьего этажей, а аркада первого этажа была построена открытой для того, чтобы здесь можно было поместить торговые ряды.
Теперь мы подходим к месту, где канал Грибоедова отходит от реки Мойки. Прямо на этой развилке двух водных артерий Петербурга установлен Тройной мост, соединяющий между собой три острова Петербурга: Спасский, Казанский и 1-й Адмиралтейский. Этот уникальный мост был построен, также как и Большой Конюшенный, по проекту инженеров Е.А. Адама и В.К. Треттера. Строительство велось с 1829 по 1830 годы, но окончательная приемка моста состоялась только в начале 1832 года.
Тройной мост, иногда называемый также Трехарковым или Трехколенным, состоит из Мало-Конюшенного моста над рекой Мойкой, Театрального моста, под которым проходит канал Грибоедова и безымянного сухопутного моста-дамбы, который иногда называют Ложным или Фальш-мостом, а еще Пешеходным. Хотя, после последней реконструкции в конце 90-х годов прошлого века весь Тройной мост стал пешеходным, тогда же мостовое полотно было заново вымощено отесанным камнем. Ансамбль Тройного моста имеет одинаковые торшеры и чугунные перила, выполненные в стиле позднего классицизма.
Спас на Крови и все, что вокруг него
Уже с Тройного моста открывается великолепный вид на один из самых красивых храмов Петербурга – Спас на Крови. Но сначала мы проходим вдоль здания «Школы народного искусства», построенного архитекторами И.Ф. Безпаловым и Н.Е. Лансере, и Музея камня, открывшегося в 2013 году в часовне-ризнице храма Спаса на Крови. А затем доходим до еще одного Конюшенного моста, уже через канал Грибоедова, – это Ново-Конюшенный мост.
Сразу за этим мостом перед нами открывается широкая площадь, полукругом примыкающая к каналу Грибоедова, в центре которой и расположился храм во имя Воскресения Христова или, по-другому, Спас на Крови. Храм этот был воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II, которое случилось в результате последнего покушения на царя-освободителя террористами-народовольцами 1 марта 1881 года.
Строился этот храм довольно долго (24 года) из-за того, что изготовление мозаики занимает очень много времени. Не только снаружи, но и все внутреннее убранство храма, включая росписи стен и сводов, а также иконы выполнены из мозаики. В декабре 2022 года мы побывали внутри этого храма, что произвело на нас неизгладимое впечатление. Заново об этом рассказывать я не буду, если есть желание – можете посмотреть видео по этой ссылке.
Освящен он был в 1907 году. Как и многие другие храмы в советские годы он переживал не лучшие времена. В 1930 году он был закрыт, потом его не раз хотели снести, во время блокады Ленинграда в нем устроили морг, а в 1961 году в его главном куполе был обнаружен неразорвавшийся немецкий снаряд времен обороны Ленинграда, весом более ста килограмм. Только благодаря мастерству и отваге верхолазов и саперов удалось аккуратно извлечь этот снаряд, избежав трагедии и сохранив от разрушения храм. Этот храм периодически реставрируют, так как часть здания находится прямо над каналом, и это очень неблагоприятно сказывается на его сохранности, вот и сейчас часть его луковичных куполов, которые ближе к каналу, а именно колокольня, уже давно находятся в строительных лесах.
Кроме самого храма, несомненно, привлекает к себе внимание железная кованная ограда на гранитном цоколе и каменных столбах, полукругом отделяющая площадь, на которой установлен храм, от Михайловского сада. Эта ограда, выполненная по проекту архитектора храма Альфреда Александровича Парланда в стиле «модерн» в 1907 году, является неотъемлемой частью ансамбля Спаса на Крови.
Обойдя в очередной раз вдоль ограды Спас на Крови, мы выходим вновь на набережную канала Грибоедова и по ней, уже привычно, доходим до дома Зингера и Казанского собора на Невском проспекте, чтобы здесь традиционно закончить наше очередное путешествие в Санкт-Петербург.
Но с Петербургом мы на долго не прощаемся, даст Бог, в конце июня мы снова сюда приедем и, как всегда, мы постараемся с пользой и большим интересом провести время в этом прекрасном городе на Неве. О чем я, конечно, Вам обязательно расскажу!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!