Найти тему
SecRep

Что делать, если у ученика СДВГ или РАС?

Оглавление

Конечно, всем преподавателям хочется, чтобы ученик понимал их с полуслова, а конфликтных ситуаций на занятиях не возникало. К сожалению, этого удается достичь не всегда.

Некорректное поведение учеников не всегда является следствием того, что они хулиганят или делают что-то "назло". Иногда это является признаком так называемой нейроотличности.

Нейроотличность — это термин, описывающий естественное разнообразие форм восприятия, мышления и развития мозга. Он подчеркивает, что существует множество различных способов, которыми нервная система и мозг могут функционировать, и что нет единственно правильного способа быть "здоровым" или "нормальным". Нейроотличность включает в себя широкий спектр состояний и условий, начиная от обычных различий в личностных чертах и заканчивая более серьезными расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС), дислексия, дисграфия, дискалькулия и так далее.

Как можно определить, есть ли у ученика нейроотличность?

Для определения наличия нейроотличности у ученика можно действовать следующим образом:

  1. Диагностика рабочей памяти. Ученики с нейроотличностью могут испытывать трудности с запоминанием информации, такой как инструкции или ключевые правила, необходимые для выполнения заданий.
  2. Наблюдение за саморегуляцией. Нейроотличные ученики могут испытывать проблемы с контролем своих эмоций и поведения, что приводит к импульсивным действиям, трудностям в удержании внимания при решении задач.
  3. Проверка гибкости мышления. Ученики с нейроотличностью могут испытывать трудности с адаптацией к изменениям в рутинных делах или растерянность во время неожиданного события.
  4. Контроль за двигательной активностью. Если ученик постоянно качается на стуле, трясет ногой или грызет ногти во время размышлений, это тоже может быть признаком нейроотличности.

Основные признаки СДВГ

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это состояние, которое влияет на способность человека фокусироваться, оставаться спокойным и контролировать свое поведение. Это одно из наиболее распространенных психических расстройств у детей и взрослых. Симптомы СДВГ могут варьироваться от легких до тяжелых и часто сопровождаются трудностями в обучении, социальной адаптации и выполнении повседневных задач.

Если вы постоянно сталкиваетесь с невнимательностью и отвлекаемостью вашего ученика, то есть высокая вероятность того, что у него СДВГ.

Приведем основные признаки:

  1. Гиперактивность. Проявляется неспособностью спокойно сидеть на месте, желанием постоянно двигаться, регулярными нарушениями сна. Такой ученик будет постоянно крутиться на стуле, менять свое положение, вертеть в руках различные предметы или трясти ногой.
  2. Импульсивность. Проявляется моментальной реакцией на любые внешние раздражители, нетерпеливостью, болтливостью, частым перебиванием других, неожиданными и необдуманными поступками, повышенной эмоциональностью. Ученик будет постоянно прыгать с темы на тему, задавать вопросы невпопад и отвлекаться, например, на птицу, пролетающую за окном.
  3. Дефицит внимания. Проявляется неспособностью ученика концентрироваться на неинтересных ему вещах, быстрой сменой фокуса внимания, трудностями в запоминании информации, которая кажется ему несущественной. Самая частая фраза от такого ученика: "Мне это не пригодится, зачем мне это учить."

Как правильно вести себя с учеником, у которого вы подозреваете СДВГ?

Каждый человек индивидуален, и идеального универсального рецепта мы вам дать не сможем. Дадим несколько универсальных советов:

  • Дробите урок на мелкие части, чтобы избежать когнитивной перегрузки у ученика.
  • Делайте небольшие паузы, чтобы ученик мог снять напряжение от фокусировки - ученики с СДВГ могут очень быстро переключаться между задачками туда и обратно.
  • Не запрещайте ученику сидеть в странных позах или трясти ногой, это помогает ему сосредоточиться.
  • Если ученик постоянно вас перебивает, то установите правило: "сначала задание, потом вопрос или разговор", это поможет ему лучше сосредоточиться.
  • Если ученик скучает и совершенно не заинтересован в предмете изучения, придумайте какой-то интерактив для урока, введите игровой элемент, или же попробуйте убедить его, что развитие новых нейронных связей еще никому не помешало.
  • Несмотря на все вышесказанное, держите четкую дисциплину и субординацию, чтобы ваш ученик точно понимал, что ему можно, а что запрещено. Четкие границы помогают всем чувствовать себя в определенности и безопасности.

Основные признаки РАС

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это группа психических расстройств, которые проявляются в детском возрасте и продолжаются в течение всей жизни. Эти расстройства характеризуются значительными нарушениями в социальном взаимодействии, коммуникации и повторяющимся ограниченным поведением. РАС включает в себя широкий спектр состояний, начиная от синдрома Аспергера, заканчивая классическим аутизмом.

Если ваш ученик достаточно замкнутый и воспринимает вещи очень буквально, а так же любит следовать четким инструкциям и указаниям, то, возможно, он находится в аутистическом спектре.

Приведем основные признаки:

  1. Проблемы с социальным взаимодействием. Люди с РАС часто имеют трудности в установлении и поддержании социальных отношений. Они могут казаться отстраненными или незаинтересованными в общении с другими людьми. Общение с ними может казаться достаточно поверхностным и функциональным.
  2. Сложности с коммуникацией. Может быть затруднено понимание нюансов языка, жестов или тонкостей общения. Также могут быть проблемы с речью, включая замедленное развитие речи или ее отсутствие. Такие ученики будут воспринимать все максимально буквально, не улавливать двойных посланий и переносных смыслов. Еще одной сложностью будет удержание зрительного контакта.
  3. Поведенческие паттерны. Характеризуются повторяющимися, ограниченными действиями или интересами, которые могут казаться странными или необычными для других людей. Также могут быть проблемы с изменением привычек или режима дня.

Как правильно вести себя с учеником, у которого вы подозреваете РАС?

  • Старайтесь обеспечить такому ученику стабильность и предсказуемость, не используйте множество новых методов и способов.
  • Не шутите и не используйте переносные смыслы, вас воспримут либо слишком буквально, либо вообще не поймут.
  • Не нарушайте определенный порядок действий вашего ученика, он нужен ему для того, чтобы сосредоточиться и успокоиться.
  • Не отвлекайте ученика с РАС от решения заданий, ему может быть трудно сконцентрироваться обратно.
  • Не говорите слишком быстро и минимизируйте зрительный контакт, чтобы ученик чувствовал себя безопасно и комфортно.
  • Используйте таблицы, символы и любую другую строгую систематизацию, это помогает ученикам с РАС лучше усваивать информацию.
  • Постарайтесь найти общие интересы, чтобы к вам установился более высокий уровень доверия.

Явление маскинга у людей с РАС

Маскинг - это сознательное или бессознательное подавление аутистических поведенческих проявлений и компенсация трудностей в социальном взаимодействии со стороны людей с расстройством аутистического спектра (РАС) с целью быть воспринятыми как нейротипичные.

Старайтесь всегда помнить о том, что вам может попасться и такой ученик, тогда заподозрить у него РАС можно будет лишь по косвенным признакам.

Всегда будьте на чеку и не пренебрегайте личностными особенностями ваших учеников во время уроков с ними. Знание и верное понимание особенностей ученика даст возможность улучшить способ подачи материала и достичь самых высоких результатов.

А у вас были ученики с такими особенностями? Или же, возможно, вы сами обладаете какими-то из них? Делитесь с нами в комментариях.

Автор: Ася Дубасова, product manager SecRep

Подписывайтесь на наш телеграм канал https://t.me/secrepofficial
Телеграм канал Аси https://t.me/asialovemath

Регистрируйтесь и пробуйте нашу систему secrep.ru