Отношения Китая и Турции имеют давнюю традицию, уходящую корнями в средневековье. Когда в 16 веке делегация Османской Империи прибыла ко двору правителей империи Мин.
С тех пор, турки занимают особое место в политике
Китая. Даже в теории "трех миров" Мао, которая была направлена против гегемонии СССР, Турция считалась важнейшим элементом антисоветского пояса безопасности.
Отношения между странами испортил уйгурский вопрос.
Однако, в отличие от других президентов Турции последних 30 лет, Эрдогану с его прямотой, еще будучи турецким премьером, удалось объяснится с Пекином и вывести отношения двух стран на уровень стратегического партнерства в 2010 году.
С тех пор у Турции и Китая любовь-морковь.
После попытки государственного переворота в 2016 году, Эрдоган стал еще активнее разворачивать экономику на Восток.
Сегодня, Китай активно инвестирует в турецкую экономику, особенно в инфраструктурные проекты.
Только на реализацию проекта Новый шёлковый путь — железнодорожная магистраль «Железный шелковый путь / Средний коридор» — путь из КНР в Европу через Турцию, последняя получила 5 млрд. долларов.
Предполагаемое расширение Евразийского сухопутного моста включает в себя строительство железнодорожных путей от трансконтинентальных линий в Иран, Индию, Мьянму, Таиланд, Пакистан, Непал, Афганистан и Малайзию, в другие регионы Юго-Восточной Азии и Закавказья (Азербайджан, Грузия). Маршрут включает тоннель Мармарай под проливом Босфор, паромные переправы через Каспийское море (Азербайджан-Иран-Туркменистан-Казахстан) и коридор Север-Юг. Организация Объединённых Наций предложила дальнейшее расширение Евразийского сухопутного моста, в том числе проекта Трансазиатской железной дороги (фактически существует уже в 2-х вариантах).
Транспортный маршрут включал трансконтинентальную железную дорогу — Транссибирскую магистраль, которая проходила через Россию и второй Евразийский континентальный мост[англ.], проходящий через Казахстан, но в 2022 из-за украинских событий грузовые перевозки были перенаправлены в обход.
Именно Китай был инициатором вступления Турции в БРИКС — в 2023 году посол КНР в Анкаре заявил, что Китай поддержит кандидатуру Турции, если та подаст заявку.
И вот сегодня, в Пекине, на пресс-конференции после встречи глав министров иностранных дел Китая и Турции, где обсуждались:
- Укрепление двустороннего сотрудничества.
- Прекращение войны в секторе Газа.
- Война в Украине.
- Развитие Срединного коридора и инициативы «Один пояс - один путь».
Китайский министр заявил:
Китай является первым по величине торговым партнером Турции в Азии...
...Интересы двух стран совпадают по многим вопросам...
...Стороны намерены вместе противостоять всем формам гегемонии и силовой политики...
Китай традиционно следует наследию Мао Цзэдуна, теперь похоже перенося его на гегемонию США в мире, и Анкара готова поддержать Пекин в этом вопросе.