1889 год, Париж. Идёт Всемирная выставка. Именно для неё, в качестве входной арки на территорию экспозиций, инженер Гюстав Эйфель строит свою башню, которую после окончания выставки планируется разобрать. Однако не башня, позже ставшая одним из мировых символов, вскружила головы парижским и специально приехавшим из других городов на выставку модницам.
Модницы буквально за пару дней раскупают, да что там говорить - в прямом смысле расхватывают, - шали и платки из ярко-красного (фирменный цвет бренда) ситца с набивным орнаментом. Их привезли во Францию из далёкой Владимирской губернии России, из окрестностей города Александрова, с мануфактур купцов Барановых.
Поэтому эти яркие и - нельзя не признать! - очень стильные ситцы вошли в историю как "барановские".
Не уехал "барановский ситец" и без награды с Парижской выставки. Ткань под вкусным и поэтическим названием "смородиновый лист" уверенно взяла "Гран-При", оставив далеко позади все мировые мануфактурные бренды.
Вот она. Невероятнейшая красота и просто ювелирная работа мастеров Александровского уезда Владимирской губернии рубежа 19-20 веков.
Никогда бы не сказал, что буду с интересом рассматривать ткани. Однако, когда я оказался в Отделе художественных ремёсел музея-заповедника "Абрамцево (он находится не в усадьбе Абрамцево, а рядом с ней - в подмосковном городе Хотьково Сергиево-Посадского городского округа) на выставке "Барановские ситцы" (это собрание музея-заповедника "Александровская слобода" из города Александров Владимирской области), я был просто в неописуемом восторге!
Цвет тканей, их узоры и рисунки, а также факт того, что это всё производилось на рубеже 19-20 веков простыми, по современным меркам, технологиями - без компьютеров, а умением, усидчивостью, талантом и навыком мастеров более вековой давности, просто потрясает!
Кстати, вы правильно поняли - да, мы с вами в том же Отделе художественных ремёсел в Хотьково, в котором же смотрели изделия Абрамцево-кудринского промысла резьбы по дереву (моя предыдущая статья из хотьковской серии. Ссылка на неё будет в конце этой).
Напомню, Отдел художественных ремёсел располагается в Хотьково совсем рядом с Покровским Хотьковом монастырём - в здании бывшего Каменного дома для богомольцев, постройки второй половины 19 века.
Теперь же перейдём к ситцам.
Родоначальником династии текстильных фабрикантов Барановых является Фёдор Николаевич Баранов (1763-1838). Его сын Иван Фёдорович Баранов (1807-1848) продолжает и развивает дело отца.
Красильная мануфактура расширяется и становится хлопчатобумажной фабрикой, а на смену ручному труду приходит передовое на то время оборудование.
Производство становится настолько значимым, что Баранову даже разрешают изображать герб Российской империи на своих товарных ярлыках.
Производство у Ивана Баранова было в селе (ныне город) Карабаново под Александровом. Его Троице-Александровскую мануфактуру можно назвать градообразующим предприятием Карабаново.
Без выгодных нововведений Иван Фёдорович тоже не представлял своё бизнес.
Он первым в деле отказывается от импортных красителей и заменяет их получаемыми из марены красильной. Из корней этого травянистого растения, которое в изобилии растёт на юге России, делали краситель ярко-красного цвета (также можно получить розовый, пурпурный, коричневый, оранжевый).
К сожалению, Иван Фёдорович Баранов умирает в 41 год от холеры. Его дело переходит к его детям.
Старшему Александру (1833-1878) и младшему Асафу (1834-1905) Ивановичам Барановым на паях достаётся Троицко-Александровская мануфактура в Карабаново.
Однако позже Асаф отделяется от брата и в 1874 году на личные средства строит рядом с деревней Струнино Александровского уезда Владимирской губернии (ныне город Струнино Александровского района Владимирской области) собственную текстильную и красильно-набивную фабрику.
Она стала называться Соколовской текстильной мануфактурой.
К тому времени в Струнино уже есть железная дорога Москва-Ярославль (я думаю, это стало если не главной, то одной из значимых причин выбора места для фабрики). Что интересно, нынешняя жд-станция Струнино до рубежа 19-20 веков называлась Бараново - в честь Асафа Баранова и его производства.
Современный художник И.Б. Кириллов изобразил Асафа Баранова (седой, с бородой) на фабрике (картина 2018 года). Мы видим и фирменную ярко-красную ткань, и герб России на ней.
За оснащение фабрики высокотехнологичным оборудованием и вывод процесса окрашивания тканей на промышленную основу Асаф Баранов стал обладателем почётной степени инженера-технолога.
Производство в конце 1890-х годов достигло пика своего расцвета. Только вчитайтесь: в 1897 году Соколовская мануфактура имела 46 тысяч прядильных веретён, 9 печатных и 7 красильных машин, 1205 ткацких станков. Тут работало 4 000 человек!
На рубеже веков фабрики в Струнино и Карабаново производили пятую часть всего российского хлопчатобумажного выработка. "Барановские ситцы" продавались по всей России, а также шли на экспорт в Персию, Хиву, Бухару, Европу и даже в Америку!
После революции национализированная фабрика стала называться "5-й Октябрь", а в 1990-е годы её переименовали в "Струнинскую мануфактуру".
Что интересно - в "лихие 90-е" это было одно из немногих предприятий области, где не только не останавливалось производство, но и были достигнуты некоторые успехи по ряду показателей.
Однако сегодня производство уже не работает, а здания бывшего предприятия или сдаются в аренду, или заброшены.
Самый популярный орнамент "барановских ситцев" традиционно содержал растительные мотивы или их элементы.
В первые годы работы фабрики набойка производилась вручную с помощью набойных досок-манер. Их тоже можно увидеть на выставке.
Позже печать платков и ситцев стала выполняться на станках.
"Барановские ситцы" были серьёзным конкурентом московским и петербургским фабрикам, а ярко-алые платки завоевали невероятную популярность. Часто они становились единственным украшением недорогому костюму, пленяли цветом и рисунком.
Из "барановских ситцев" изготовляли и детали народных костюмов различных губерний.
На выставке можно посмотреть и кроки - наброски и некоторые образцы, передающие основные черты и вид рисунков на "барановских ситцах".
Среди экспонатов мне очень запомнилась вот эта книга - "Касса Товарищества на Паях мануфактур "Барановых" от Пасхи 1918 по Пасху 1919".
Думаю, печатающие и ведущие её не могли даже представить себе и что будет в 1918-19 годах в России в целом, и что Пасха окажется под запретом.
В сегодняшней уникальной коллекции музея-заповедника "Александровская слобода" около 2000 предметов "барановских ситцев". Это не только прекрасные образцы отечественного ткачества, но и одна из величайших гордостей музея. Несколько десятилетий музейные работники собирали её.
*****
После революции Троице-Александровская мануфактура в Карабаново, как и мануфактура в Струнино, была национализирована и стала называться Карабановским комбинатом имени III Интернационала.
В 2003 году комбинат перестал существовать, не выдержав конкуренции со множеством более дешёвых заграничных товаров и отсутствием финансирования.
Ярко-красную "барановскую" продукцию, когда-то покорившую Париж, теперь можно увидеть лишь в музеях и в частных коллекциях.
*****
Благодарю Союз городов Золотого кольца, а также проект "Сделано в Хотьково" и его руководителя Ларису Рапопорт за помощь в организации съёмки и тёплый приём в городе Хотьково.
Другие публикации про Хотьково:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!