225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

Б. М. Кустодиев, А. С. Пушкин на набережной Невы
Б. М. Кустодиев, А. С. Пушкин на набережной Невы

Ежегодно 6 июня в России отмечаются Пушкинский день и День русского языка, приуроченные к дню рождения поэта.

Творчество Александра Сергеевича востребовано и актуально до сих пор, и смеем надеяться, что эта популярность никогда не ослабеет. Каждый год в репертуарах театров по всей стране появляются всё новые спектакли по произведениям поэта. Нетленная пушкинская классика не перестает вдохновлять и кинорежиссеров. Тысячи книг с иллюстрациями современных художников открывают всё новые смыслы в знакомых строках Пушкина. Дети знакомятся с его сказками, еще не научившись читать, а фразы из стихотворений запоминаются со школьной скамьи на всю жизнь.

Каждый художник, обращаясь к сказкам Пушкина, интерпретирует их по-своему. В день рождения поэта предлагаем вам подборку наиболее известных и знаковых иллюстраций к его произведениям.

Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) – признанный мастер книжной и театральной графики. Благодаря билибинскому стилю, где орнаментально-декоративный фольклорный мир переплетается с реалиями прошлого, сформировалось большинство наших визуальных представлений о Древней Руси.

Оформленные художником в начале ХХ века «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке» сложились в своеобразный ансамбль. Кроме страничных и разворотных иллюстраций, он создал для внешнего оформления монохромные фронтисписы, которые перекликаются с полноцветными рисунками внутри книги. Эти работы Билибина были столь высоко оценены публикой и критиками, что Музей Александра III выкупил все иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а цикл «Сказка о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

Татьяна Алексеевна Маврина (1902–1996) иллюстрировала произведения Пушкина с конца 1940-х годов.

«Сначала был Пушкин, потом уже сказки, — писала она. — Задумала я делать сказки еще во время войны, пленившись загорскими розовыми башнями, мысленно рисуя на обломанных тогда шпилях, вместо простых флюгеров – пушкинского “золотого петушка”. Но пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки».

Будучи ученицей Роберта Фалька, одного из самых знаменитых авангардистов, Маврина привнесла в иллюстрации красочность и экспрессию этого художественного направления. Первой была «Сказка о мертвой царевне», опубликованная в 1949 году, затем мультфильм Михаила Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке», к которому художница выполнила заставку «Лукоморье» и эскизы декораций. В 1951 году он получил премию «За лучший мультфильм» на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. Ее иллюстрации и к другим сказкам Пушкина, к его поэме «Руслан и Людмила» получали медали ВДНХ и Международной книжной ярмарки в Лейпциге. Вне всяких сомнений, работы Мавриной выделяются среди множества иллюстраций к творениям Пушкина.

Борис Александрович Дехтерёв (1908–1993) более 30 лет (с 1945 года) был главным художником издательства «Детская литература» и открыл дверь в мир сказки многим поколениям маленьких читателей.

Собственные работы Дехтерёва к сказкам Пушкина во многом близки к билибинскому стилю: в них та же точная реалистическая передача образов с многочисленными подробностями, тонкие цветовые сочетания. Отличают же иллюстрации Дехтерёва акварельная мягкость передачи объема при помощи света и тени, многоплановость пространства, изящество, сдержанность цветовой гаммы, особая «дехтерёвская» образность.

Первые рисунки были сделаны художником в 1946 году – к готовящемуся юбилейному трехтомнику произведений поэта. В него вошли по три его рисунка к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мертвой царевне» и «Сказке о рыбаке и рыбке». Чуть позже, в сборнике сказок для детей, Дехтерёв проиллюстрировал пером «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о попе и работнике его Балде". А в 1951 году им была подготовлена большая серия карандашных рисунков ко всем пяти сказкам Пушкина.

Первым удачным опытом в иллюстрировании детской книги для Бориса Васильевича Зворыкина (1872–1942) стала «Сказка о золотом петушке». Издана она была в 1903 году Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона – одной из лучших типографий того времени. Его стиль схож с работами Ивана Билибина и Виктора Васнецова, что вряд ли можно считать подражанием – скорее особенностью русского декоративного стиля рубежа XIX–XX веков.

Сказки Пушкина в иллюстрациях Зворыкина – это изысканный многоцветный орнамент, отчасти напоминающий древнерусские миниатюры.

Александр Михайлович Куркин (1916–2003) работал в технике лаковой миниатюры, служа в Товариществе художников Палеха. Все особенности этой техники художник уникально использовал при иллюстрировании произведений Пушкина. Можно сказать, что и сама она будто бы пришла из русской народной сказки. На благородном темном фоне яркие и красочные сюжеты предстают в волшебной ипостаси, а герои будто оживают во всем своем великолепии. Особенно запоминаются работы, созданные Куркиным к «Сказке о царе Салтане».

Несомненно, знаковыми иллюстрациями к сказкам Пушкина являются и работы Владимира Михайловича Конашевича (1888–1963) – признанного мастера книжной графики.

«Сказка о рыбаке и рыбке» была первой, которую начал иллюстрировать художник по просьбе Самуила Алянского – в 1929–1932 годах руководителя Издательства писателей в Ленинграде, а затем редактора «Детской литературы» в Москве. Подлинными творческими удачами их совместного труда были иллюстрации к английским и французским песенкам, к произведениям Корнея Чуковского. Обратившись к сказкам великого поэта, Конашевич стремился передать русский дух пушкинских строк. Все здесь, по мысли художника, должно было говорить о Древней Руси: и костюмы, и типажи, и архитектура. Рисунки Конашевича – пестрые, немного театральные, легко воспринимаемые детьми.

«Ваше чудотворное искусство, – писал художнику Корней Чуковский, – воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись – добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты – огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».

Погрузиться в волшебный мир пушкинских сказок вы можете вместе с «Библиотекой детской классики» в 50 томах. В ней собраны лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы, которые будут интересны школьникам, а многие из них родители могут читать и дошкольникам или с удовольствием перечитывать сами. Все они украшены цветными иллюстрациями и черно-белыми гравюрами признанных мастеров живописи.

Каждый том «Библиотеки детской классики» содержит краткую биографическую справку о жизни и творчестве писателя, а постраничные примечания объясняют детям устаревшие или непонятные слова.

Библиотека детской классики в 50 томах, издательство СЛОВО/SLOVO
Библиотека детской классики в 50 томах, издательство СЛОВО/SLOVO