В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете состоялась премьера спектакля «Записки сумасшедшего» студенческого театра вуза по одноимённой повести Н.В. Гоголя. Актеры – студенты ННГАСУ: Любовь Маркова, Александр Кречин, Алена Емельянова, в главной роли – студент 4 курса Игорь Никитин.
История спектакля в точности не повторяет повесть Николая Васильевича. Это самостоятельное произведение по мотивам определенного литературного материала.
Режиссёр – ведущий актер Нижегородского ТЮЗа, руководитель студенческого театра ННГАСУ Иван Пилявский рассказал о своей работе.
О декорациях:
– Зрители, входя в актовый зал ННГАСУ, сразу попадают в перевернутое сознание Аксентия Поприщина. Об этом говорит даже расстановка стульев в зале – не в сторону сцены, а в сторону красивой и, в то же время, довлеющей на Аксентия Ивановича стены. Также очень органично задействованы старинные входные двери, через которые то и дело появляются разные персонажи в истории, записанной Поприщиным. Сам же Аксентий Иванович уже находится в пограничном состоянии сознания, и единственное, что держит его на плаву – это великая мечта, мечта быть любимым дочкой директора департамента Софи.
Декорацией служит не только старинная стена с лепниной и барельефами, но и стол, стул и шкаф, не до конца прокрашенные в больнично-стерильный белый цвет. Они органично вплетаются в сюжет и становятся то домом Аксентия Ивановича, то департаментом, где он работает, то больничной мебелью.
У шкафа нет задней стенки, и от зрителя это не скрывается. Появление оттуда персонажей и возвращение обратно придуманы не ради трюка. В каждом исчезновении в этой черной дыре шкафа и появлении из нее видишь уже затемненное сознание Поприщина, в котором все умирает, и из мрака сознания может появиться только болезненное.
Об актерах:
– Думаю, удачным было решение убрать все даты дневника. Это не останавливает действие, разделяя его на отрезки, а наоборот вплетает нас в единую линию жизни Аксентия. По игре актера мы понимаем развитие его болезни и обострение тревог. Аксентия Поприщина очень тонко играет Игорь Никитин, он ловко переключается от робости перед Софи (ее играет красавица Любовь Маркова) к негодованию на своего начальника отделения (одна из ролей Александра Кречина). Кстати, атлетичный Александр и милая и обаятельная Алёна Емельянова играют много ролей, ярко исполняя разные задачи режиссера. То они слуги Софи, влюбленные друг в друга, то работники канцелярии, в которой служит Аксентий Иванович.
Об идее постановки:
– Сюжет я выстроил не на том, что Поприщин сходит с ума, а на том, почему он еще не сошел – благодаря мечте любить и быть любимым. Считаю, что очень интересное решение превратить в сознании Поприщина собачек Софи в ее слуг, которых зовут Меджи и Фидель. В это даже больше веришь, нежели в возможные другие воплощения собак, где бы изображали животных или использовали живых. Это мое режиссерское решение ясно объясняется зрителю, он сразу в него верит. Человек в мутном сознании относится к слугам Софи как к собакам, да и сама хозяйка так себя и ведет по отношению ко всем.
Любовь Маркова, играющая Софи, одета как кукла и ведет себя так же. Она как будто дорогая фарфоровая статуэтка из богатого дома, где ей отведено самое главное место. Она капризна и наслаждается всем, что может предоставить статус, деньги и высокопоставленный отец. Ей дозволено все, что она захочет. Сразу читается, что она любимица папы.
Главное событие в спектакле происходит, когда Аксентий Иванович, украв письма из подноса служанки и охранника, скрывшись от погони, начинает их читать. Из этих писем собаки Меджи (по спектаклю это письма фрейлины и служанки Софи) он узнает о страшном для себя – его возлюбленная предпочитает молодого камер-юнкера, а все вокруг считают Поприщина уродом. Здесь его сознание теряет последний шанс.
И вот уже появляется из-за шкафа не Аксентий, а Фердинанд 8, король Испании, уверенный в себе и гордый человек. Но и это не помогает главному герою – его помещают в сумасшедший дом, а тогда (во времена Н.В. Гоголя) особо не церемонились с такими. Лечение было основано на диких и жестоких правилах: обливание холодной водой, центрифуга, пропускания сильного тока и т.д. Конечно, новая личность не может объяснить причины такого обхождения с королем Испании. Возвратившееся сознание Аксентия не выдерживает еще большей жестокости, чем он мог представить.
По мнению режиссера спектакля Ивана Пилявского, студийцы исполняют свои роли с большим вдохновением и любовью, для них очень важна реакция зрителей на их открытое сердце. Уверены, что премьера станет началом долгой жизни на сцене спектакля «Записки сумасшедшего».
Больше фотографий — в альбоме.