Поднебесная является достаточно сложной страной для посещения неподготовленному туристу, в ходе приготовления к визиту в которую было прочитано множество информации с форумов, тематических чатов и других источников информации. Так как в процессе подготовки мне множество раз подсказывали и помогали наши соотечественники, то я в свою очередь тоже решил поделиться накопленным опытом и личным впечатлением, но, чтобы не пересказывать каждый раз информацию я ее закреплю в виде этого поста.
Сразу же упомяну, что опыта написания подобных статей ранее не имел, поэтому не судите строго. Статья будет содержать полезную и актуальную информацию для российских путешественников по этому направлению на май 2024 года, а также личное впечатление и эмоции автора. Описанные впечатления являются субъективными и не могут претендовать на истинность.
Повествование разделю на несколько глав:
1.Почему я поехал в Китай
2.Подготовка к Китаю
- Виза
- Мобильный интернет
- Приложения
- Оплата: Alipay, карты российские/зарубежные, наличные юани
- Дополнительные рекомендации
3.Впечатления о Китае, а конкретнее о его столице и о китайцах
- Цены в Пекине
- Комфорт и безопасность
- Личное пространство
- Будущего не увидел
4.Великая Китайская стена (Пекин-Бадалин)
Глава 1. Почему я поехал в Китай
Желание посетить все семь новых чудес света возникло у меня впервые в 2017 году, когда волей судеб познакомился с девушкой, от которой поступило необычное предложение (для человека который ранее отдыхал только в Турции и Египте) полететь на месяц в Мексику, вспоминая Карибский бассейн, индейцев, пирамиды в первую очередь по серии игр "Корсары", представляя Мексику как абсолютно другую галактику сначала активировался "автостоп", но далее поразмыслив я подумал "А почему нет"? И приступил к погружению в неизведанный для меня мир путешествий дикарем - поиском дешевых авиабилетов, броней отелей, виз, организации досуга на месте, следом последовала многомесячная финансовая подготовка.
Конечно же, при ликбезе по Мексике, увидев ту самую пирамиду из игр, фильмов, учебников по истории, я захотел ее посетить, до самого её посещения, когда она показалась из-за крон деревьев наяву я и поверить не мог, что это всё происходит со мной.
Стоит ли говорить, к какой достопримечательности по возвращению из отпуска были обращены мои желания в самый ближайший полноценный отпуск?
По Петре могу сказать лишь одно - если вы воспользуетесь помощью местных чтобы подняться на противоположную гору эмоции будут в разы сильнее, не жалейте денег, за это берут вполне символическую сумму. Впечатление будет невероятно мощное если вы к тому же боитесь высоты, прям как я.
Глава 2. Подготовка к Китаю
Виза. На май 2024 года у российского туриста есть два самых популярных и одновременно простых варианта, оформить туристическую визу или транзитную.
Транзитную визу можно получить по прилету в ограниченном количестве аэропортов, может быть выдана на 144 часов при условии отбытия из этого же аэропорта в третью страну. Так как я прилетал в Пекин, а улетал из города Сиань, этот вариант мне не подходил. В следующий раз обязательно отдам предпочтение ему и "подобью" под него авиабилеты.
Я воспользовался одноразовой туристической визой, делал ее через агентство, получил уже через 2 дня в Санкт-Петербурге, пакет документов достаточно стандартный - анкета, страховка, брони отелей/самолетов, сканы документов и маршрутный лист. При самостоятельном оформлении ее стоимость начинается от 3000 рублей.
Мобильный интернет. Многие слышали, что в Китае есть "Золотой Щит" (китайский файрвол) благодаря которому привычные нам западные и российские сервисы будут недоступны. Об интернете необходимо позаботиться заранее, до прилета в Поднебесную, чтобы не попасть в ряд неудобных ситуаций, когда на месте у вас не будет ничего работать, и например, вы не сможете добраться до своей брони/билетов, которые лежат на почте gmail или в избранном в Telegram.
Существует несколько популярных вариантов чтобы оставаться на связи с привычным миром:
- Китайская сим карта + VPN сервисы
- Роуминг российского оператора
- ESIM карта
Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Китайская сим карта + VPN сервисы.С моей точки зрения самый сложный вариант их трех представленных, тратите время на поиск/покупку сим-карты, выбор тарифа. В итоге вы получаете доступ в интернет, но в китайский интернет, чтобы у вас работал Telegram, WhatsAPP, сервисы Google и Яндекс и т.д. вам необходим VPN, а уж поверьте, карты и переводчик вам ох как пригодятся в путешествии по Китаю. Соответственно начинаются "танцы с бубном с VPN", если в России вам необходимы 1-2 VPN сервиса для серфинга в любимом инстаграме, то в Китае контролирующие органы более оперативно решают ситуацию и вам их заранее надо будет иметь штук 15, и то не факт, что они будут работать. В свою очередь платные VPN которые гарантируют работу стоят уже приличные суммы, поэтому советую вам не создавать себе самим проблем и обратить внимание на следующие два варианта. Еще раз обращаю внимание, что VPN необходимо предустановить заранее, т.к. по прилету ваш PlayMarket на Android просто не будет работать.- Роуминг российского оператора. Времена изменились и даже интернет роуминг уже не стоит таких баснословных средств как ранее. Сейчас все популярные российские операторы предлагают пакет интернет-трафика в роуминге по цене 350-450₽ в день за 1-1,5 ГБ трафика. С Интернет роумингом по российской сим-карте, все запрещенные сервисы в Китае будут доступны. Единственное, о чем стоит позаботиться подключить роуминг в приложении/личном кабинете вашего оператора и заранее положить деньги на счет.
- ESIM карта. Самый оптимальный вариант, на котором я остановил свой выбор. Очевидный победитель по соотношению цены/качества/скорости настройки и работы всех нам привычных сервисов. Единственная необходимость - телефон должен поддерживать технологию ESIM. Среди поставщиков данной услуги сервис, который уже годами стоит авангардом - AirAlo, я его использовал в других странах, но для Китая нашел более выгодное предложение на сайте Trip.com (есть много вариаций в зависимости от количества дней, необходимого пакета интернета в ГБ, также есть безлимит). После покупки вам на почту придет инструкция по настройке, которая занимает 1-2 минуты, есть автоматическая настройка по QR коду, по прилету в Китай уже в самолете у вас будет работать интернет с доступными сервисами.
Оплата: Alipay, карты российские/зарубежные, наличные юани
Как человек основательный, чтобы не испортить первые впечатления о новой стране на китайскую землю я вступил во всеоружии, с наличными юанями, узбекскими картами VISA и UnionPay, российской картой Газпромбанка UnionPay и приложением Alipay (к которому заранее была привязана узбекская VISA).
- По факту способ оплаты №1 в Китае это приложение Alipay. Из себя оно представляет приложение Яндекса на максималках, где в рамках одного окна можно вызвать такси, пользоваться картами, покупать ЖД/Авиабилеты и многое другое, в том числе его главная функция это оплата, происходит это действие через QR код, вы можете отсканировать код, либо продемонстрировать на экране телефона свой для последующего сканирования. После чего приложение запросит от вас секретный ключ и оплата будет произведена. Принимают абсолютно везде, расплачивался только этим сервисом, остальные способы проверил что говорится для галочки, краткое резюме:
- Наличные юани, самый большой номинал 100 юаней = 1200 рублей, не везде принимают, т.к. Китай достаточно цифровизирован во многих местах может просто не быть сдачи, что понесет за собой дополнительные неудобства. Перед вылетом купил 700 юаней, 600 из них привез обратно в Россию.
- Российская карта ГазпромБанка UnionPay. Расплачивался в паре музеев для проверки, все транзакции проходят.
- Карты зарубежных банков, также пользовался ради интереса, все работает без проблем.
Единственное, что стоит добавить - есть места, где нет терминалов для оплаты, либо кассу необходимо переключить для оплаты картой (не всегда сотрудники это умеют делать).
Приложения на телефон
- Карты/маршруты/метро - однозначно Maps.me, карты Яндекса можете даже не открывать, будут огромные погрешности, карты Google уже лучше, но может возникнуть ситуация как у меня, когда я ориентируясь на Google карту прошел 4 километра до Walmart и придя увидел, что здание или закрыто на реконструкцию или только строится. Тем более, Maps.me доступно в режиме оффлайн и через него можно построить маршрут в метро со всеми пересадками.
- Такси - пользуйтесь встроенным в Alipay приложением Didi, средства будут списываться с привязанной карты, все интуитивно понятно как в приложении Яндекс или Ситимобил, цены на такси в Пекине схожи с московскими, при посадке водитель может запросить у вас какие-то две цифры, не пугайтесь, это последние две цифры вашего номера телефона.
- Бронь отелей и покупка Ж/Д билетов - однозначно Trip.com, приложение и сайт поддерживают русский язык, оплату можно производить по нашей российской карте МИР. При брони отелей не забывайте, что не все они могут принимать иностранцев, соответствующий фильтр есть в приложении и на главной странице объекта размещения.
Дополнительные рекомендации:
- Английский язык, точнее его отсутствие в речи у китайцев. Во всех общественных местах, в аэропорту, метро, культурных достопримечательностях есть одна из лучших в мире навигация на английском следуя по которой заблудиться проблематично.
Но шаг влево, шаг вправо и вы столкнетесь на полях коммуникации с китайцами, где словарный запас ограничивается только словом "Хэллоу", за 5 дней в Поднебесной я столкнулся только с одним жителем страны, который свободно излагал свои мысли на английском и это был работник на стойке регистрации авиакомпании. Вся остальная коммуникация только через переводчик, настоятельно рекомендую вам не оставаться без интернета и использовать Google Translate, не пренебрегайте им и значительно облегчите себе жизнь. 99% сайтов достопримечательностей будут только на китайском языке.
- Носите с собой оригинал паспорта. На подходе к площади Тяньаньмэнь паспорт у вас проверят 5 раз, при покупке билетов в музеи, достопримечательности паспорт обязателен, на Ж/Д станции паспорт является вашим билетом на поезд, плюс не стоит забывать про обычную проверку документов, вы всё-таки внешне существенно отличаетесь от местных жителей:)
- Система брони. В Китае невероятно развит внутренний туризм, соответственно некоторые туристические места могут быть переполнены. Яркий пример площадь Тяньаньмэнь - самая большая площадь мире, для посещения которой есть квота в размере 40.000 человек в день, необходимо накануне своего визита забронировать посещение, иначе вас на нее не допустят. В ситуации с площадью Тяньаньмэнь есть простое решение - покупка билета в Запретный город, для посещения которого необходимо пройти сначала через площадь, сайт переведен на русский язык - https://intl.dpm.org.cn/, введите свои паспортные данные и забронируйте удобный день и время (заранее, не стоит это делать накануне!). В заявленный день, только в заявленный день! Вас пропустят на площадь, после посещения которой вы сможете пройти к кассам и выкупить свой билет в Запретный город, паспорт обязателен.
- Оформите китайскую карту общественного транспорта - аналог нашей тройки/подорожника. В Пекине она называется Yikatong, чтобы вас правильно поняли и не выдали одноразку сразу же покажите ее фото, стоимость оформления 20 юаней, в последствии ее можно будет пополнить через автомат. Ни в коем случае не выбрасывайте проездные билеты и не портите, на выходе вам необходимо будет приложить их снова. При оплате "подорожником" на терминале отображается баланс карты. Приобрести карту можно в кассах метрополитена или аэроэкспресса.
Выбор транспорта для передвижения в Пекине очевиден - метро
Пекин один из самых густонаселенных городов мира, по последним данным его население насчитывает 22 миллиона человек, это накладывает отпечаток и на транспортную инфраструктуру города, в городе бывают гигантские пробки, несмотря на выделенные полосы для общественного транспорта или такси, ситуацию это не спасает. Оптимальный вид передвижения это развитая сеть метрополитена, который обыгран с Ж/Д вокзалами и аэроэкспрессом. Все станции построены в едином стиле и интуитивно понятны (логичнее московского метрополитена), как писал ранее, вся навигация и информация дублирована на английский язык.
- Уборные - уверен, для многих это не будет проблемой, но для людей родившихся после распада СССР, тем более в мегаполисах как я, некоторые моменты могут стать в новинку, например напольный унитаз. В Пекине они встречаются повсеместно, как правило в музеях, парках, торговых центрах присутствуют оба варианта, в том числе и привычный нам, поэтому настоятельно рекомендую - если перед вашим взором оказался обыденный объект релакса, насладитесь им. Поверьте, когда внезапно возникнет момент наибольшего напряжения судорожно выписывать кульбиты высочайшего мастерства на неизведанном для себя поприще будет крайне хлопотно.
3. Впечатления о Китае, а конкретнее о его столице
Всё нижеописанное является личным наблюдением и не может претендовать на объективность.
Китай для меня всегда казался чем-то неизведанным, далёким и бьющим по карману, в моем представлении по уровню цен он где-то граничил с США, посетить которые у меня никогда не было большего желания, но как современный человек порядок цен я примерно представлял. На деле оказалось, что пребывание в Пекине в финансовом плане достаточно комфортное для российского туриста, чему я был приятно удивлен, немного информации для понимания цен в Пекине:
Такси, метро, аэроэкспресс - стоимость аналогична московским/петербургским ставкам.
Посещение музеев/парков - средняя стоимость посещения 200 рублей, максимум - 600 рублей я отдал за Запретный город, минимум - 25 рублей за посещение парка.
Цены в кафе - цены аналогичны петербургским, если заведение иностранное, например Макдоналдс "Вкусно и точка" или Старбакс "Старс Кофе", то приготовьтесь к стоимости x2. Кстати, не поверите, но даже в таких заведениях в Китае может отсутствовать уборная.
Цены на продукты в магазинах - аналогичны российским. К слову, эти продуктовые магазины крайней сложно найти.
Комфорт и безопасность
На следующий день, после моего отбытия из Китая в Поднебесную прибыл Владимир Владимир Путин с официальным визитом, в ходе пресс-конференции от президента РФ прозвучала фраза: "Чувствую себя как дома", которая была изречена в шуточной форме, но имеет под собой достаточное основание.
Для меня лично сложно вспомнить место где я бы ощущал себя настолько безопасно (кроме города Грозный) и одновременно комфортно. Стоит ли говорить о том, что я даже не переживал за сохранность моих карманов? И если вопрос с безопасностью во многом понятен и логичен, то на вопросе комфорта хотелось бы остановиться по подробнее.
Разумеется, в столице КНР благоустройство даже в "спальниках" на чрезвычайно высоком уровне. Вело/мотодорожки, парковки для велосипедов на каждом шагу, тротуарная плитка, бесконечные клумбы, лавочки, зоны отдыха, причем всё это содержится в тотальной чистоте, я не увидел за время моего пребывания ни одного стикера, граффити, тегов маркером, несанкционированной рекламы - привет разрисованной Европе.
Сами китайцы по себе были максимально невозмутимы, на всём протяжении своего маршрута я не слышал ссор или криков, громких изречений или проявления агрессии.
Даже в туристических местах я не представлял для продавцов сувениров никакого интереса, меня не пытались зазывать, привлечь, затащить, такого я ранее не встречал.
Личное пространство
Несмотря на многочисленную информацию в интернете, мои границы никто не нарушал и со своим ростом 188 я не ощущал себя белой вороной, которая приковывает к себе бесчисленные взгляды и внимание. Экшн камера на груди тоже никак не способствовала этому процессу, исключением могут быть всего пару китайцев , которые глядя на камеру поинтересовались что это такое. Не подвергся я и бесконечным просьбам сфотографироваться, за всё время ко мне подошло порядка трех-четырех китайцев. Столько же примерно раз я заметил, что меня целенаправленно фотографируют или снимают на видео, но меня это не смутило, так как начитавшись "интернетов" я готовился совершенно к другому. Встречаясь глазами с жителями Поднебесной как правило оба оппонента культурно отводили взгляды в разные стороны, не распиливая друг друга. Не исключаю, что ситуация может меняться от региона к региону, к примеру, на пересадке в городе Сиань, маленькая китайская девочка, завидев меня, не отводя темные бусинки от объекта своего удивления изумленно принялась шептать своей маме на ушко, что вызвало конечно же улыбку на моем лице. Личные территориальные границы тоже остались нетронутыми:)
Трудолюбие китайцев
Про трудолюбие китайцев написано множество монографий.
Посетив Пекин, вы заметите, что город начинает жить с восходом солнца, с 5 часов утра и на это время приходится настоящий час пик, в это время начинает работать метро, пару мгновений спустя на рельсы выходит самый ранний аэроэкспресс, спустя всего час начинают свою работы многочисленные музейные комплексы и парки, из дворов жилых массивов будут раздаваться звуки коллективной зарядки. Вытекает еще один совет - просыпайтесь рано.
Будущего не увидел
Пекин, как подобает столице является весьма консервативным городом, в центральной части преобладает малоэтажная историческая застройка, ее продолжает современная панельная застройка, небоскребы сосредоточены в Центральном деловом районе Пекина. Если вы хотите насладиться видом высоток предпочтение рекомендую отдать таким городам как Шанхай или Гонконг.
В России ходит устойчивое поверье, что у китайцев уже летающие автомобили, в тоже время нам присылают одно старье. Не знаю как обстоят дела в других городах России, но на примере Петербурга могу сказать, что концентрация автомобилей Zeekr и LiXiang и т.д. в Северной столице гораздо выше, сами же китайцы отдают предпочтение в Пекине консервативным китайским брендам, которые не вызывают "Вау эффекта" или 5-10 летним японцам.
Техника, которая попадалась мне глаза тоже не отличалась от нашей обыденной, в офисах такие же мониторы Huawei как у меня на работе, в руках такие же китайские бренды доступные на нашем рынке.
Технологическое оснащение города меня тоже не ослепило, это столичный мегаполис со всей присущей ему фундаментальностью и вытекающими проблемами, свойственными и Москве. Но чем я больше путешествую по миру (Китай стал моей 22 страной), тем больше убеждаюсь, что в России отлично. И дело абсолютно не в том, что Пекин в чем-то подкачал (город прекрасно оснащен и благоустроен), Китай однозначно входит в список из трех стран куда я с удовольствием вернусь в будущем, а в том, что мы зачастую пренебрежительно относимся к своим городам и стране в целом, так что #ВРоссииЖить.
4. Великая Китайская стена (Пекин-Бадалин)
Главной целью поездки конечно же была Великая Китайская стена, ради нее все изначально и замышлялось. Учитывая ограниченность во времени (на Китай в моем графике было выделено 4 полных дня), я выбрал самый доступный самый туристический участок стены - в Бадалине.
Купив заранее билет на поезд через сервис Trip.com, облачившись в удобную одежду походного формата (уважаемые девушки, пожалуйста, не стоит выпендриваться, езжайте в кроссовках), я отправился на Ж/Д вокзал Qinghe, который совмещен с одноименной станцией метро. Билет на скоростной поезд лучше покупать накануне, чтобы у вас была вариация во временных слотах. Расстояние 80км, время в пути всего 20 минут. Из-за скорости поезда выбор в сравнении с автобусом был очевиден, тем более стоимость небольшая - в ту сторону я покупал билет через интернет за 400 рублей, обратно я покупал уже в кассе, всего за 20 юаней (250 рублей). Сразу же скажу, что со стены выходил одним из последних, когда она уже закрывалась, на ближайшие 2 поезда билеты раскупили и пришлось ждать полтора часа, автобусы к тому времени (18:00) уже не ходили. Сам же вокзал вполне современный, есть как везде в Пекине бесплатные кулеры с горячей и холодной питьевой водой, магазинчики с едой/сувенирами, навигация интуитивно понятна, не заблудитесь точно.
Спускаясь на эскалаторе на платформу, вы увидите перед собой всего лишь два пути, сотрудник вас сразу же отправит в нужный поезд. Не скажу, что при поездке на поезде увидел для себя что-то интересное, всё как везде, за исключением того, что нет граффити вдоль Ж/Д путей, как практически во всех остальных городах мира. Постепенно, по мере продвижения, перед вашим взором начнут проявляться холмы, части Великой Китайской стены и вы поймете, что до цели остались уже мгновения.
Если у вас нет значительных увечий рекомендую преодолеть путь пешком и пойти налево, оно того стоит, в конце пути получите максимальное удовлетворение и гордость за этот маленький, но всё же подвиг:)
Вдоль будут встречаться сувенирные лавочки, кафе, если ранее не приобрели, то советую захватить с собой питьевую воду, минимум литр на человека. Спустя пару минут вы окажитесь у касс, а сразу же за ними первые ступени подъема на Великую Китайскую стену, поздравляю вы у цели:)
Практически сразу же перед вашими глазами начнут открываться потрясающие виды, как стена вдоль горных пейзажей то возвышается, то уходит книзу на горизонте, насколько богата ее разветвлённая сеть и осознаете, что в поле вашего зрения всего лишь ее небольшой участок, она простирается на 21196 километров, местами величаво возвышается на горных хребтах, опоясывает холмы, проползает чередой каменных глыб по равнинам, упирается и заходит в воду, а в некоторых местах уже смотрит к солнцу из водной пучины, напоминая нам о времени и о ее величии сквозь века.
Описывать всё увиденное на Великой Китайской стене не имеет смысла, так как ее обязательно надо посетить самому и лицезреть воочию, я лишь размещу последние фотографии и рекомендации.
На первой половине маршрута по ощущениям каждые 300 метров будут встречаться спуски, уборные, вендинговые аппараты с водой, ближе к концу они практически будут отсутствовать.
Два самых сложных для меня участка будут находится практически в самом конце пути, но одновременно будут являться одними из наиболее красочных.
Спустя мгновения вы окажитесь у логичного спуска, где вас будут ждать сувенирная продукция (в принципе с вполне адекватными ценами), уборные и небольшой сюрприз, связанный с животными.
Китай многогранная и удивительная страна, где каждый для себя найдет досуг и город/регион по душе, старинные города с обилием культуры будут переплетаться с городами-небоскребами, новые промышленные центры выросшие буквально за последние 5-10 лет с курортами и городами-казино. Страна однозначно обязательна к посещению, тем более в условиях крепчающих российско-китайских отношений.
Спасибо за уделенное время, надеюсь, что вы почерпнули для себя полезную информацию, которая вам пригодится в поездке по Пекину и посещению участка Великой Китайской стены в Бадалине, а я полетел дальше, последовательный путь покорения оставшихся чудес света будет в следующих постах.
Готов ответить на ваши вопросы в комментариях.