Всем привет! На связи онлайн-центр Яркие дети.
Сегодня говорим про детскую невнимательность, о ее последствиях и что с ней делать. С нами на связи нейропсихолог и преподаватель Ярких детей - Базарова Индира Азизовна.
Проблема невнимательности возникает сейчас очень часто. Это самый частый запрос среди родителей при обращении к специалисту.
Как понять маме, что у нее невнимательный ребенок?
Это достаточно легко заметить после 4-5 лет. Невнимательность проявляется в том, что ребенок часто отвлекается во время несложных игровых заданий.
До 5-6 лет мы не ждем от ребенка никакой серьезной длительной концентрации, это не свойственно возрасту.
Но есть звоночки, на которые нужно обращать внимание. Вот они:
Полевое поведение.
Проявляется, когда ребенок попадает в незнакомую обстановку. Например, новая комната в детском развивающем центре. Ребенку уже не 2-3 года, а 5-6 лет. И он понимает, что это новая обстановка, что он не у себя дома. Но начинает хватать все, что видит, переворачивать, стягивать все с полок на пол и тд. Это называется полевое поведение. Когда, несмотря на запрет, ребенок не может остановиться, и хватает все, что его привлечет.
Ярко выраженная экспрессивная реакция.
Проявляется, когда ребенок выполняет игровые задания, например, собирает конструктор. И, если у него что-то не получается, он быстро расстраивается и ломает. При малейшей проблеме он отказывается от выполнения, отказывается от своей же задумки, впадает в истерику, больше не хочет это делать, швыряет, бросает. Такая чрезмерная импульсивность тоже свидетельствует о том, что у ребенка не хватает терпения, не хватает концентрации, внимания, чтобы довести даже игровое задание до логического конца.
Не удерживает внимание.
Проявляется в ситуации, когда ребенок в течение 20-30 минут не может сохранить более-менее рабочую позу и следовать инструкции. Он отказывается от выполнения, убегает, начинает активно ерзать, раскачивается на стуле. Он специально может ронять какие-то вещи, ручку, ластик, листочек, чтобы наклониться, поднять. То есть, ищет любую возможность для того, чтобы выйти из ученической позы, встать, подвигаться.
Какие бывают причины невнимательности?
Я расскажу здесь коротко со стороны нейрофизиологии о физиологических причинах невнимательности. Это то, что происходит у нас в головном мозге.
За внимание отвечают две структуры головного мозга. Это - ретикулярная формация ствола головного мозга и лобная область головного мозга. Лобная область выбирает доминантный очаг возбуждения, т.е. простыми словами выбирает на чем нужно сосредоточить внимание. А ретикулярная формация обеспечивает фокусировку внимания на выбранном объекте.
Сейчас приведу простой пример.
Ребенок сидит на уроке. Его лобная область должна выбрать, на что сейчас он будет обращать внимание: он будет слушать учителя, смотреть на доску и т.д. Если лобная область не выбирает вот этот очаг, на который нужно направить внимание, ребенок будет отвлекаться на все. Что делает сосед по парте, в окошке пролетела птичка, кто-то там зашелестел тетрадкой и так далее. Всё будет привлекать его внимание.
И второй вариант. Ребёнок всё-таки может выбрать, на что нужно сейчас сконцентрироваться, но концентрация очень слабая.
В первом случае, когда он не может выбрать на что ему сейчас нужно обратить внимание, мы видим недостаточный контроль со стороны лобной области. Во втором случае, когда ребенок выбрал очаг возбуждения, но не может на нем сконцентрироваться - это проблема ретикулярной формации ствола.
С этими структурами и работают нейропсихологи.
К каким последствия может приводить невнимательность и рассеянность?
Ну, последствия тут ожидаемые.
Это - невозможность овладеть чтением в нужном объёме, письмом, изучить какую-то учебную информацию, которая задается в школе. И, конечно же, это множественные ошибки при чтении, письме, выполнении арифметических заданий.
В общем, везде, где требуется концентрация внимания, мы видим очень много ошибок. Глупых, как говорят учителя и родители.
Что делать маме?
Да, замечательный вопрос.
Общие рекомендации я, конечно же, сейчас дам.
Но, прежде всего, когда мы видим, что
-у ребенка есть проблемы со вниманием, что он все время отвлекается, соскальзывает с нужного до задания,
-слышим жалобы учителя, что наш ребенок все время крутится, вертится, отвлекается, отвлекает других,
то нужно обратиться к специалисту. Для того, чтобы понять какого характера проблемы со вниманием, что лежит в основе, какая причина. Без причины трудно работать с невнимательностью. И, соответственно, дальше уже строить программу корректировки.
Вторая рекомендация - это соблюдение режима дня, режима труда и отдыха.
Невнимательные детки быстро истощаемы. Они быстро устают, пресыщаются какими-то видами деятельности, легко возбудимы. Чтобы невнимательному ребенку справиться с необходимым объемом заданий, - ему нужно поддерживать один и тот же режим дня. День должен быть для него предсказуемым. Нужно избегать во время учебной недели мероприятий, которые могут возбудить ребенка, выбить его из колеи и режима.
Очень важен сон, режим питания. Мы должны чётко распределить, что и когда мы делаем. Какое время отводится на задание, какое время отводится на игру и на общение с друзьями и родными.
Идеально составить это расписание вместе с ребенком. Выполнение самых сложных уроков ставим в первую половину дня до 16 часов. Потом концентрация внимания будет падать, ребенок уже будет уставшим.Если мы знаем, что у ребенка проблемы с русским языком или с математикой, то желательно сделать эти задания до 16.00.
Время, отведенное на домашку разбиваем на промежутки, между которыми делаем перерывы. Перерыв должен быть активным. Необходимо сделать физические упражнения или просто походить. Это нужно, чтобы активировать ретикулярную формацию.
Накануне выполнения домашки или перед сном важно избегать возбуждающих игр, просмотров мультиков и игр на телефоне.
Как педагоги нашего онлайн-центра могут помочь в проблеме невнимательности?
Наши нейропсихологи проводят комплексную диагностику, не только внимания. Память, мышление, речь, воображение и эмоционально-волевую сферу мы тоже исследуем. По результатам диагностики мы даем родителям рекомендации, предлагаем курс специальных занятий. Программа занятий составляется индивидуально с учетом того, что нужно данному ребенку. В каком объеме, какой сложности задания он сможет выполнить, в какие сроки нам ждать улучшений - всё это мы определяем на комплексной диагностике.
Когда мы смотрим ребенка на диагностике, мы тестируем его внимание по всем направлениям. Это: устойчивость, концентрация, объем, распределение - все качественные характеристики внимания Также даем характеристику остальных познавательных процессов. Объясняем, с чем можно работать, как работать, сколько времени.
Ребенку будут предложены в рамках курса специальные задания, которые помогут преодолеть проблемы со вниманием. Без надрыва со стороны родителей, без нервного напряжения. Не всегда родители могут выдержать все проявления невнимательности, не всегда знают, как правильно с этим работать. Мы, специалисты, именно этим и занимаемся. Мы спокойно, поэтапно выполняем все задания так, что ребенок не чувствует давления, напряжения со стороны педагога.
Примерно в течение трех месяцев мы уже наблюдаем хорошие результаты, динамику в лучшую сторону.
Для встречи с нами переходите по ссылке, оставляйте заявку и мы подберем удобное время для БЕСПЛАТНОЙ консультации.
Ваш онлайн-центр Яркие дети)