Найти в Дзене

Как PR может помочь малому бизнесу

Оглавление

Вопрос “кем я хочу стать, когда вырасту?” задает себе каждый ребенок и каждый второй 30-летний. Его должен задавать и малый бизнес. Любая компания хочет откусить кусок побольше — увеличить прибыль, зону влияния или авторитет. Или все вместе. Это в своей работе мы видим каждый день.

Один из доступных инструментов (если не самый доступный), который может позволить себе даже самый малый бизнес — PR. Но мы видим, что небольшие компании боятся пиара. Новорожденные бренды считают, что “это для федеральных сетей”. Кофейни во дворе думают: “да куда нам”. Ателье отпираются “нам пиар не нужен”.

В статье развенчиваем мифы и страхи, советуем 5 инструментов, которые помогут начать PR-кампанию здесь и сразу.

Любая компания хочет увеличить влияние и прибыль. Разбираемся, как в этом поможет PR
Любая компания хочет увеличить влияние и прибыль. Разбираемся, как в этом поможет PR

Зачем малому бизнесу пиар

Затем же, зачем и среднему, и крупному — установить близкий контакт с аудиторией. Подогреть эту связь настолько, чтобы люди узнавали бренд и покупали продукт. Пиар помогает донести до людей голос компании, её ценности, выделяет звучание среди сотен таких же предложений. И, что важно, закладывает этот месседж на уровне чувств и эмоций. Например, женщине выгоднее купить хлеб в супермаркете, но она покупает его в пекарне на углу дома. Почему? Продавец ей улыбается, она видит весь процесс выпечки через открытую кухню, сам хлеб хрустящий и неровный, прямо как домашний!

Пиар помогает добиться от условных прохожих первого касания — будь то подписка на рассылку, участие в розыгрыше или сразу покупка. После первого контакта пиар помогает удерживать связь с человеком, приводя его к вам снова и снова.

У каждого бизнеса есть свой голос. Даже у мастера по ремонту обуви в соседнем доме. Когда ваш рупор работает по разным каналам, то увеличивается число «своих» — сообщество людей, разделяющих ваши ценности. Они знают, почему покупают продукт у вас, а не у конкурентов. Они же становятся амбассадорами бренда, приглашая других соприкоснуться с вами. Так и строится сеть сарафанного радио. Эту паутину плетет пиар.

Еще одна причина, важная для любого бизнеса, но для малого особенно. Это привлечение инвестиций. Если о компании пишут в СМИ, её знают в кругах предпринимателей, да и вообще ее видно, то для инвестора это «знак качества».

Неочевидная, но важная причина вкладываться в пиар — это HR. Устраиваться на работу пойдут не только те, кому нужны деньги. Придут люди, которые разделяют посыл бренда и стремятся его распространить. Сотрудники становятся рекламой бренда также, как и постоянные клиенты.

Пиар помогает сократить дистанцию с "холодными" клиентами и найти сотрудников, которые разделяют ваши ценности
Пиар помогает сократить дистанцию с "холодными" клиентами и найти сотрудников, которые разделяют ваши ценности

Главный миф о PR

Многие предприниматели думают, что пиар — это дорого. Он может быть как дорогим, так и бесплатным. Решать вам. Здесь важно опираться на реальность — что вы сегодня сделаете для того, чтобы стать ближе к аудитории. О примерах инструментов расскажем ниже. Важно понимать — качественный PR — это маленькие ежедневные действия.

Конечно, вначале можно использовать бесплатные инструменты: прописать ценности бренда и стратегию, выбрать способ продвижения и попробовать его. Затем, по мере того, как компания будет набирать вес, обратиться к профессионалам. Они скорректируют ваши планы и подскажут, как еще лучше подогреть связь с клиентами.

Наше агентство работает как с новичками на этом поле, так и помогает опытным игрокам. Нужна помощь с пиаром — напишите в WhatsApp или Telegram.

А вот PR-статью можно написать самостоятельно и даже опубликовать в СМИ бесплатно. Можно также обратиться к PR-агентствам. Из их преимуществ можно выделить то, что в агентстве четко понимают, какие медиа нужны для проекта и строят отношения между стартапом и СМИ. При этом вы получаете комплексную стратегию, которая реализуется через различные форматы: интервью, колонки, статьи, комментарии.

Пиар - это не о создании синтетического образа, это искреннее общение с аудиторией.

Эффект пиара подкрепляется искренним общением с людьми
Эффект пиара подкрепляется искренним общением с людьми

Какие инструменты пиара могут помочь малому бизнесу

Для начала ответьте на вопросы: какая уникальность у компании? Какой посыл красной линией проходит через все, что мы делаем? Чего конкуренты не знают, а знаем мы?

Так вы будете не просто “светить лицом”, а расскажете о важном и интимном. Люди любят истории. Через них можно найти своих — понять, кто такой же, как ты.

Разберем несколько инструментов и добавим примеры из нашего опыта. DMA Group — малый бизнес с целью вырасти до среднего, а потом и крупного. Что использовали сами и рекомендуем вам:

  • Публикации в СМИ

Стоит выбирать близкие по философии площадки. Это могут быть деловые издания, профильные журналы или даже федеральные порталы. Главное, чтобы ваше упоминание там звучало уместно.

Как начать сотрудничество со СМИ? Начните писать о себе пресс-релизы или напрямую предлагайте тему для интервью. Например, вы организовываете мероприятие, запускаете новый продукт или интересную акцию. Расскажите об этом так, чтобы издания сами захотели поделиться этой новостью с читателями.

  • Соцсети

Контент может быть разным. Ваша компания может развлекать, рассказывать новости, делать подборки, делиться лайфхаками и опытом, обучать. В соцсетях круто то, что для общения с клиентом нет барьеров — вот он на расстоянии сообщения. Это здорово помогает поддерживать связь, обрабатывать негатив и отвечать на вопросы.

Когда клиент на расстоянии одного сообщения, глупо игнорировать его. Попробуйте инициировать диалог сами
Когда клиент на расстоянии одного сообщения, глупо игнорировать его. Попробуйте инициировать диалог сами

  • Email-маркетинг

Главное в рассылке сегодня — персонификация. Важно, чтобы клиент понимал — письмо написано для него. Конечно, многие подписываются на рассылку по ошибке. Кто-то не открывает и не читает сообщения. Но, заручившись почтой потенциального или настоящего клиента, можно пробовать привлечь внимание, рассказать про акции и мероприятия и собирать конверсию.

  • Мероприятия и вебинары

Если не организуете сами, участвуйте в других. Не участвуете — организуйте свои. Мастер-классы хороши своим интерактивом и познавательной частью. Ваша компания выступает, как эксперт. Тем самым заручается авторитетом в глазах слушателей. После экспертной части или лекций обычно люди общаются. В это время вы подогреваете контакт с аудиторией, отвечаете на вопросы, узнаете, что волнует участников.

Где искать мероприятия? В коворкингах частенько проходят мастер-классы, свои события устраивает МСП.

  • Ведение блога

Бесплатный инструмент, который может значительно повлиять на вашу узнаваемость. Когда пишете полезные статьи, вы не только делитесь знаниями, но и наращиваете трафик на сайт. Главное — делать интересно и читабельно, чтобы у самих в закладках было.

Вести блог можно и на бесплатных площадках: VC, Habr, Пикабу. Алгоритмы таких сервисов сами продвигают интересные читателям материалы.

  • Коллаборации и партнёрство

Коллабятся не только крупные игроки. Малому бизнесу тоже можно и нужно. Из очевидных и простых примеров — кофейня и цветочный салон, книжный магазин и художники из того же региона, фитнес-клуб и магазин спортивного питания.

Подумайте, кому из бизнеса пригодились бы ваши услуги. Важно помнить про пересечение целевой аудитории — совпадение должно быть, пусть и неполное.

Коллаборация может быть и среди экспертов. Например, на подкасте. Предложите побеседовать блогеру, лидеру мнений или эксперту — охватите новую для себя аудиторию и покажете себя, как знающая компания.

Подумайте, с кем бы вам было интересно договориться о партнерстве. И будьте в одной лодке пиара
Подумайте, с кем бы вам было интересно договориться о партнерстве. И будьте в одной лодке пиара

Какой бы инструмент вы ни выбрали, знайте — он может сработать, а может не сработать. Может дать отличные результаты сейчас, и может через полгода. Продолжайте, несмотря ни на что. Пиар — это вообще про долгосрочное планирование. Урожай собирать будете сильно позже.