Друзья, в этот раз предлагаю поговорить не совсем про историю. В этот раз говорить будем про идеологию, а если точнее - о её мучительных поисках... Потянуло, знаете ли, на философию. Предупреждаю сразу - одной публикацией дело не ограничится.
На фоне происходящих в наши дни событий наблюдается очевидная тенденция к попыткам сформировать к этим событиям относительно единое, и по возможности некое "правильное" отношение. А заодно сформулировать некий набор фундаментальных ценностей, которые должны лечь в основу нашего самосознания и самовосприятия.
Но это именно сейчас, когда уже случилось то, что случилось, когда всё уже заверете...
Однако еще в преддверии назревающего конфликта, и даже раньше, общество так или иначе уже сформировало вполне конкретные комплексы взглядов, которые сегодня, по всей видимости, требуют и ревизии, и последующей организации.
Не думаю, что до недавнего прошлого в нашей стране велась некая планомерная или намеренно регулируемая извне работа в этом направлении. Взгляды и убеждения, способные лечь в основу какой-либо отчетливой современной идеологии, развивались преимущественно независимо друг от друга и уж тем более почти независимо от государства.
Иными словами, население страны в этом вопросе было предоставлено само себе. Разумеется, если полёт мысли не выходил за рамки закона и не начинал угрожать самому государству. В таких случаях реакция власти никогда не заставляла себя ждать.
Однако, именно в период этой своеобразной идейной вольницы и была подготовлена почва для тех, кто сегодня всерьёз озадачился вопросом создания полноценной идеологии, претендующей на роль господствующей. То есть - государственной.
И прежде чем продолжить, я должен сделать одно важное замечание
Мы все живем в государстве под наименованием Российская Федерация. Верховным законом нашей страны являтся Конституция. А внутри этой Конституции имеется статья за номерм 13, в которой написано:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Всё это означает, что ты можешь носить в своей голове любую идею, которую тебе позволяет твоя совесть, лишь бы убеждения твои ничего не разжигали. Собственно этим и занимались долгое время наши "властители дум", не неся за это никакой ответственности, поскольку действовали по принципу - если не запрещено, значит разрешено. А если действовать аккуратно, то "потянуть за базар" тебя никто не сможет.
Книжки покупают, идеи распространяются, угрозы государству или конституционному строю нет, гешефт капает, публика в экстазе - все счастливы.
Но дело в том, что играться с идеями тоже необходимо аккуратно. Это как со спичками - пользуйся сколько влезет, но не подпали хату или баню соседа. А если начнешь спичками баловаться, то придёт дядя милиционер и за ухо оттащит в ближайший околоток. Ведь если дядя милицонер тебя не утащит за ухо, то ты баню соседа угробишь как за здрасте, а вместе с ней и его самого, и его сортир, и половину деревни до кучи.
Потому что спички детям - не игрушка, а значит и подходить к таким вещам надо со всей ответственностью и пониманием последствий. Во избежание.
Продолжая разговор об идеолгии, стоит взглянуть - а что под этим словом вообще понимается?
В Большой Советской Энциклопедии читаем:
- Идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе Идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.
Википедия даёт идеологии следующее определение:
- Идеология - система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии) или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений); идеология и форма общественного сознания - составные части культуры, духовного производства.
Проект Знание Вики, определеяет идеологию таким образом:
- Идеоло́гия - система формально определенных идей, отражающих интересы, воззрения и идеалы конкретных социальных классов, групп или общества в целом. Она обеспечивает концептуальную основу для понимания и формирования социальной реальности как в настоящем, так и в будущем, создавая предпочтительный и ценный образ для общества или определенных социальных групп. Идеология также включает в себя планы и стратегии для достижения социальных целей, определенных в её рамках. Она играет роль в формировании коллективного сознания и поведения, служа инструментом социального управления. В частности, её можно использовать для мобилизации людей на долгосрочные действия, направленные на реализацию политических и других программ.
Понятное дело, что в разные времена и в разных странах относительно идеологии бытовали разные точки зрения. И почти всегда понятие идеологии имело в первую очередь яркий "социально-политический окрас", что видно так же из представленных выше определений.
Я же предлагаю пока взять на вооружение обобщающее определение идеологии, которое на мой взгляд, этого "политического окраса" первично лишено. Хотя и выводить за скобки социальный или политический аспекты идеологии тоже не станем, поскольку как ни крути, а она имеет вес в первую очередь именно при решении проблем общественной жизни.
- Идеология - это взаимосвязанная система идей, основанная на нескольких базовых утверждениях относительно реальности, которые могут иметь (или не иметь) фактологическую основу, но являются результатом субъективного выбора, и служат зерном, из которого произрастают последующие размышления.
Как было сказано выше, почва для возможного создания идеологии была подготовлена уже давно. Во всем многообразии идей и концепций, развивающихся стихийно и совершенно бесконтрольно в течение почти тридцати лет нашли себе место как откровенно маргинальные и даже преступные, так и вполне безобидные.
Целый ряд концепций, понятное дело, вряд ли смог бы лечь в основу возможной русской идеологии, поскольку они провозглашают или проповедуют мысли, мягко говоря, далёкие от социальных проблем или обустройства общества. А значит, что они просто существуют сами по себе, не оказывая серьезного воздействия на общество. К таким концепциям, например, можно отнести идеи "святой болгарки" и палеоконтакта, которые по большому счету никак не влияют на современную жизнь и являются скорее "жевачкой для ума", развлечением для широких масс. К безобидным так же относятся всевозможные поиски снежного человека и НЛО.
Помимо увлекательных, пускай и ненаучных, концепций мы имеем немало таких, которые способны нанести реальный вред. Среди них всевозможные курсы успешного успеха, гомеопатия или иные виды нетрадиционной медицины. Ясное дело, такие концепции так же на роль потенциальной идеологии не годятся, хотя и требуют внятной реакции и от государства и от общества.
А какие же взгляды могут претендовать на статус идеологообразущих?
В первую очередь это концепции, которые на протяжении долгих лет, развиваясь и завоевывая сторонников, в итоге создали целое "движение", состоящее из граждан, имеющих вполне конкретную позицию в отношении собственного прошлого. Именно взгляд в прошлое, на историю собственной страны и собственного народа всегда служил единственно возможным фундаментом для создания идеологии.
Человек, как существо социальное, не воспринимает себя в отрыве от общества, а значит история этого общества является и историей самого индивида. Это формирует и самооценку и собственную идентичность и место индивида, вместе с обществом, в мире.
Именно история народа оказывает прямое влияние на его самоопределение, а в равной степени и на выработку концепции его будущего развития. Таким образом, я расцениваю вопрос истории, как фундаментальный и основополагающий для всех последующих умопостроений. Это - первый и наиболее важный акт во всей пьесе под названием "идеология". И ошибки, допущенные на этом этапе, могут вылиться в чудовищные последствия как для общества, так и для государства в целом.
P.S. Друзья, эта темя для меня оказалась очень важной, поскольку она затрагивает множество других тем, которые я поднимал в своих предыдущих пуликациях. Я готовился к этому материалу очень давно, но оказалось, что непросто формулировать мысли и вырабатывать структуру. Поэтому, я буду выкладывать материалы по этой теме частями, чтобы проще было и вам и мне. Спасибо за понимание.